За последнюю пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько
событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших любителей музыки,
накопившийся за прошлые годы. Шутка ли - в конце зимы гастроли двух
известных мастеров джаза, в конце марта - первый концерт из задуманной
Арменом Тутунджяном джазовой серии, в начале апреля - "Дни джаза-05" и,
наконец, - Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки!
Материала для обсуждения ереванским джаз-фанатам хватит надолго. Но если
все предыдущие события СМИ освещали достаточно подробно, то последнее -
фестиваль авангардной фолк-музыки, прошедший в "АвангардФолк" клубе -
как-то абсолютно незаслуженно прошло незамеченным прессой. А жаль! Оно
более чем достойно внимания. Так что давайте вместе "пролистаем страницы
истории" этого трехдневного клубного фестиваля.
О том, что подобный праздник современной фольклорной музыки готовится,
знали, говорили и писали давно. Но местные фанаты уже перестали
надеяться на визиты серьезных джазовых музыкантов, и поэтому до
последней секунды не верили, что все обещанное сбудется. А предыстория
фестиваля такова. Еще зимой руководитель Armenian Navy Band, певец и
перкуссионист Арто Тунчбояджан, привезя в Ереван Карима Зиада и Азиза
Сахмауи (музыкантов из известнейшей группы "Синдикат" Джо Завинула - см.
"Полный джаз" #5-2005), обещал
весной, в канун скорбной годовщины армянской истории - 90-летия со дня
начала геноцида армян в Османской Турции - организовать фестиваль
мастеров современного прочтения народной музыки. Несмотря на большие
трудности, при помощи спонсоров, он осуществил свою мечту и выполнил
обещание.
И вот в первый день, 21 апреля, на сцене - известный в сфере world music
коллектив Ifrikya, интернациональный состав, включающий французов,
арабов и африканцев, среди которых были и уже упоминавшиеся Карим Зиад (Karim
Ziad - барабаны, гумбри, вокал) и Азиз Сахмауи (Aziz Sahmaoui - вокал,
перкуссия). Кроме них, в коллективе участвовали Венсан Обай (Vincent
Aubaille, клавишные) и Менни Мохаммед (Menni Mohamed, перкуссия).
Кстати, басист коллектива не приехал, и его место занял наш музыкант
Вардан Аракелян (Time Report), который “каши не испортил”, а может быть
- даже “добавил в нее масла”. Многочисленные поклонники подобной музыки
с удовольствием слушали марокканскую и алжирскую музыку, круто
замешанную на современных западных джазовых и роковых ритмах. Зал был
покорен мастерством перкуссионистов и певцов. Они играли с
воодушевлением, очень энергично, ярко, смачно (если подобное определение
можно употреблять для характеристики музыки) и буквально поставили зал
“на уши”. Ну, а когда они запели и заиграли свой мировой хит “Шабиба”,
публика просто завизжала от переполнявших ее чувств. Первый день прошел
“на ура”.
Во второй день атмосфера слегка изменилась. На сцене клуба выступил дуэт
из Греции - певица Кристи Стассинопулу и гитарист Каливиотис Эфстатиос.
В своих достаточно сложных (и немного тяжелых для восприятия)
композициях они использовали, кроме акустических струнных инструментов,
многочисленные электронные эффекты, заполняя все звуковое пространство
необычным звучанием и оригинальными гармониями с явной фольклорной
основой. Но то ли музыка была слишком сложной, то ли публика не была
настроена на серьезное восприятие... дуэт не вызвал бури восторга, как в
предыдущем случае. А потом на сцену вышел армянский Time Report. Но я не
буду ничего писать об этом коллективе - за последние месяцы их
приходилось хвалить уже не раз. Скажу лишь, что и теперь все прошло
более чем успешно. Зал тепло принял земляков.
Очередной
взрыв произошел на третий день фестиваля. Арто Тунчбояджан, выполнявший
по совместительству и роль конферансье, вызвал на сцену своего
очередного "брата" - музыканта из Мали по имени Али Кейта. Он играл на
экзотическом инструменте - балафоне. Это нечто сродни ксилофону и
маримбе, с той лишь разницей, что вместо трубчатых резонаторов на нем
подвешены высушенные тыквы. Исполняя африканские мелодии, Кейта, словно
шаман, то монотонными повторениями одного и того же квадрата вводил
слушателей в состояние магического транса, то, наоборот, играл с такой
горячностью и скоростью, что людей буквально выбрасывало из кресел, и
они начинали хлопать в такт, подпевать и прыгать в сумасшедшем ритме.
Доведя собравшихся до исступления, африканец пригласил на сцену других
своих "братьев" - уже известных нам музыкантов из ансамбля Ifrikya и
трех армянских музыкантов. Карима и Азиза он знал давно по
многочисленным совместным выступлениям, а что касается наших
соотечественников, то тут “ларчик открывался просто” - Кейта был днем на
саундчеке и, услышав репетицию местных музыкантов, был поражен их
техникой и музыкальностью и сразу же пригласил поиграть вместе вечером.
И вот на сцене балафонист Али Кейта, перкуссионист и певец Азиз Сахмауи,
барабанщик и певец Карим Зиад, басист Вардан Аракелян, виолончелист
Артем Манукян и сразу два клавишника (причем, играли они на одном
инструменте в четыре руки) - Ваагн Айрапетян и Венсан Обай. Что тут
началось! Вы знаете, что означает слово “светопреставление”? Так вот,
если бы вы были в тот вечер в клубе, вы бы четко осознали его истинный
смысл. Они играли, пели, танцевали, показывали номера в стиле
музыкальной эксцентрики. Зал гудел, ревел, взрывался аплодисментами,
наиболее экзальтированные девицы пускались в пляс, изображая нечто
среднее между африканскими ритуальными плясками, танцем живота и
брейк-дэнсом. Зрители настолько разошлись, что потом долго не могли
успокоиться и не давали возможности нормально играть второму коллективу
- Vahagn Hayrapetyan and Katuner. А в самом конце все вместе вышли на
поклон и стояли рядом, купаясь в лучах триумфа - французы, африканцы,
армяне, арабы, греки… Перефразируя ставшую крылатой фразу “У преступника
нет национальности”, можно сказать, что у настоящих музыкантов, у
хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно
определить, да и не надо.
Ну, а в последний день играли хозяева площадки - Аrmenian Navy Band. Я
думаю, излишне говорить, что выступление это, превратилось в этакий
джем-сейшн, когда каждый норовил вылезти на сцену и показать все, на что
он способен. Одним словом, получился праздник, праздник музыки, яркий,
веселый и жизнерадостный.
Армен
Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване
|