Выпуск #18, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
В пространстве событий
("Второе Приближение" в Томске) |
|
Адепты какого-то одного определенного направления в музыке обычно
забывают о том, что любая музыкальная культура, какую бы сложность она
ни приобрела в процессе развития, имеет в своем основании два живых
корня. Условно говоря, это поющий в святилище жрец и тот паренек,
который лучше всех в деревне на праздниках играл (а если как следует
покопаться, окажется, что в глубокой древности они соединялись в одном
лице). Эти двое стояли у истоков любой музыки в мире, и, более того,
если не придерживаться хотя бы одного из этих корней, "высокого" или
"земного", результат, скорее всего, выродится в бесцельное написание
нот.
Трио "Второе Приближение" соединяет оба эти начала. Их музыка - это
высокое искусство, в котором есть и радость, и юмор, и то, что
называется емким словечком "драйв". Они с легкостью соединяют фольклор
разных народов, академическую традицию и современный джаз, поскольку
глубокое родство этих жанров совершенно естественно, а стилистические
границы, напротив, придуманы человеком. В Томск "Второе Приближение"
привезли сразу две свои программы - первое отделение концерта
базировалось на материале 2002 года, во втором была представлена новая
программа "Пространство событий". Томский концерт оказался особенным -
за всю историю трио музыканты впервые отыграли в чистой "акустике", без
подзвучки. И можно только порадоваться тому, что они все-таки решились
на этот шаг: церковная акустика органного зала донесла до слушателя
нюансы исполнения достаточно полно даже и без помощи микрофонов,
звукоснимателей и микшера.
После вступительного слова продюсера коллектива, известного джазового
обозревателя Михаила Митропольского, где тот говорил как раз-таки о
родстве музыкальных культур, об архаичности авангарда и о приближении к
Истине через искусство, зал замер в ожидании выхода музыкантов. Но
первые звуки музыки донеслись откуда-то издалека. Это было, наверное,
лучшее начало концерта, которое только можно себе представить:
вокалистка Татьяна Комова и вторящий ей контртенором лидер ансамбля
Андрей Разин, вместе с шуршащим какой-то мелкой перкуссией
контрабасистом Игорем Иванушкиным неторопливо вышли на сцену с разных
сторон. Музыка набирала силу, пока музыканты заняли свои места, и пение
перетекло в свободную инструментальную импровизацию, затем центральное
место в ней занял волевой рояль Разина, и вдруг от импровизации
музыканты перешли к краткому энергичному tutti в духе даже не Бартока,
а, скорее, Кита Эмерсона - недаром Андрей Разин называет последнего в
числе своих влияний. Все это пиршество, в котором Разин в органическом
единстве представил все свои музыкальные интересы - и фольклорную
мелодику, и джазовый фортепианный импров в джарреттовском ключе, и
подробно прописанные фрагменты, - называлось просто и скромно: Intro.
Надо сказать, что столь виртуозное владение множеством музыкальных
языков провоцирует опасность скатиться в постмодернистское жонглирование
стилистическими клише. И как раз этого "Второму Приближению" удается
практически полностью избежать, именно по тем причинам, о которых я
говорил уже выше. Музыканты черпают вдохновение в той общности, которая
объединяет все музыкальные культуры. И мне кажется, что такая музыка
гораздо с большим правом может называться world music, чем тот винегрет
из этнически разнородных устоявшихся штампов, который так часто
продается под этим названием.
Кстати, интересна перкуссия, которой пользуются все трое; в особенности,
конечно, Татьяна Комова - у нее руки свободны. Они выбирают все, что им
понравится, из любых уголков света. Это и привычные бонги, и
разнообразные колокольчики, и во всех смыслах потрясная палка-шушпалка с
говорящим названием rainstick - когда ее встряхиваешь (на самом деле, ее
не встряхивают, а просто переворачивают: крупный песок внутри перетекает
из конца в конец просто под действием гравитации - ред.), она изображает
нечто вроде шума дождя, или листвы на ветру, или чего угодно подобного.
В одном эпизоде (начало "Снов Густава Климта") использовался африканский
инструмент, известный у разных народностей под названиями мбира, санза,
калимбе, или, по-английски, thumb piano: с полдюжины металлических
язычков разной длины (и, соответственно, разного строя) на полукруглом
резонаторе - в оригинале им служит небольшая выдолбленная тыква. Думаю,
чуть ли не всем присутствовавшим выпала возможность увидеть этот
инструмент "живьем" впервые, а вот в записи слышали его многие: он
звучит на пластинках Майлса Дэйвиса, Хэрби Хэнкока, Чарли Хэйдена,
Маркуса Миллера и других известных музыкантов, с него начинается
знаменитый альбом "Larks’ Tongues In Aspic" группы King Crimson. Что
интересно, "Второе Приближение" нашли этот замечательный инструмент в
Испании.
Помимо инструментария - два рояля, обычный и подготовленный, контрабас и
вышеперечисленная перкуссия - особого разговора заслуживает голос
Татьяны Комовой. Как известно, некогда она прославилась участием в
цыганском ансамбле "Ромэн". Как здесь не вспомнить самую знаменитую
вокалистку российского нового джаза, также заслуженную цыганку Валентину
Пономареву! Действительно, Татьяна Комова временами переходит границу
обычного скэта и пускается в вокальные авантюры, характерные как раз для
Пономаревой (а то и для таких вокалистов, как Ямацука Ай) - в программе
"Пространство событий", в частности, в "Прелюдии и токкате" и в
завершающей ироничной композиции "Джаз давай!". Первое же отделение было
очень фольклорным, причем уже без определенной этнической привязки. Так,
молдавская цыганская песня "Dore Lume" вызывала ассоциации, скорее, с
Индией, откуда цыгане, собственно, и вышли: очень по-индийски звучали и
рояль pizzicato, и контрабас arco (смычком - ред.), перенося вокалистку
в глубокую ночь куда-то на берега Ганга. Но в этом же пространстве
"Второе Приближение" сходится и с ближневосточными наигрышами басиста
Тони Левина, и с космополитизмом питерского проекта Samkha. Завершилось
это погружение во всемирную музыку "Танцем", в котором фольклорная
основа претерпела трансформацию, характерную для XX века: и хитовый
гаммообразный рефрен, и фрагменты в нечетных размерах, и целотонное
фортиссимо, переходящее в развеселый рэгтайм, - все это напомнило
опять-таки Emerson, Lake & Palmer, как если бы у Эмерсона, на благо
всего человечества, отобрали его синтезаторы и оставили только рояль.
Народа
было немного - чуть больше половины зала. Скорее всего, это объяснялось
малой известностью ансамбля в Томске: многим зрителям, чтобы поверить,
что это действительно хорошо, требуется сначала убедиться на собственном
опыте, а это как раз было практически невозможно в отсутствие как
концертов, так и дисков в продаже. При этом прием был очень хорошим, и
неудивительно - сама музыка, что называется, мертвого поднимет.
Музыканты играли очень эмоционально, что заметно и в сравнении с
известными концертными записями, - много слэпа на контрабасе, настоящий
шквал на рояле, а про вокал и говорить не приходится. В перерыве
желающие приобрести диски проекта образовали довольно внушительную
очередь. Что ж, будем надеяться, что к следующему приезду "Второго
Приближения" энтузиазм томской публики вырастет до соответствующего
уровня.
Более
строгая программа второго отделения оказалась еще интересней. Будучи
манифестацией "Европейского Джаза XXI века" (название концертной серии
Михаила Митропольского в Доме Музыки в сезоне 2003-2004 гг. - ред.), она
наглядно показывает, что ключевой фигурой европейского джаза как
оригинального феномена является все-таки американец Кит Джарретт, чье
влияние в музыке Андрея Разина, пожалуй, можно назвать определяющим.
Достаточно привести в пример начало "Прелюдии и Токкаты" с такими
характерными фортепианными ритмическими фигурами. "Два настроения" (чего
там только не было - от разнообразной перкуссии до контрабасового
скрежета смычком у подставки…) перетекли в фантасмагорические "Сны
Густава Климта", где было, кажется, все, на что способно "Второе
Приближение". В одном из фрагментов бонги вкупе со скэтом Комовой
имитировали табла, а затем и вокал стал "индийским", и в музыке появился
ощутимый привкус крови. А под конец - "Jazz, please!", дескать, мы же
знаем, что вы от нас ждете джаза, а не чего-то такого малопонятного, ну
так вот, получайте! Сначала, как и полагается, вполне себе джазовый
импров под шагающий бас, только вот гармония все равно какая-то
странная: может быть это и "стандарт", только парадоксальный, уже явно
после Телониуса Монка. Шутливая имитация трубы при помощи голоса
переходит в отвязные вокальные безумства; не успеваешь опомниться, как
от стандартов не остается и следа: вот целотонные классичные красивости,
вот уже свободная импровизация, а за ней быстрые пробежки фортепиано и
голоса в унисон - "Второе Приближение" остались верны себе и в такой
стилистической игре. Некоторое удивление вызвало, что при очень горячем
приеме музыкантов не вызвали на бис - видимо, немалая продолжительность
программы все-таки утомила публику, так что она стала по-быстрому
собираться уже во время заключительного выхода Митропольского. Но, в
конце концов, не в бисах счастье.
serpent, Томск |
|
На первую
страницу номера |
|