Репортаж с фестиваля "Каунас Джаз":
часть I
часть II
Господин Ючас, за эти 15 лет проведения фестиваля какой год
вспоминается как самый трудный?
-
Ой, каждый раз новые трудности! Вот прошлогодний фестиваль вспоминать
приятно, потому что смета его была составлена таким образом, что мы даже
имели некоторый запас средств - мы ведь каждый год по окончании
фестиваля боимся, не станем ли банкротами. Есть проблемы, которые уже
стали "фестивальной традицией" - например, задержка начала концертов
из-за продолжительных саунд-чеков. В этом году самая большая трудность
состояла в том, что фестиваль получился очень продолжительный (11 дней)
с очень большим числом концертов (около 30 на сценах Каунаса и
Вильнюса). И, конечно, большой и трудный бюджет фестиваля давил и не
давал нам, организационной группе, до конца расслабиться и получить
удовольствие от музыки вместе с публикой.
Нынешний фестиваль действительно получился очень долгим, но немного
пустоватым в середине?
- Это связано с тем, что во время рабочей недели люди, придя с работы,
не готовы идти еще и на джаз или всю ночь веселится на джем-сейшне, ведь
на следующее утро опять на работу. Марафон в 11 равно насыщенных
концертных дней зритель вряд ли выдержит. Поэтому будние дни мы немного
разгрузили от событий для публики, заполнив их более специализированными
мероприятиями: провели мастер-класс, открыли фотовыставку, показали
фильмы о "Каунас джазе" прошлых лет, провели первую Международную
академическую конференцию по проблемам джаза, дали старт
экспериментальному проекту электронного джаза e@jazz.
Идея проведения конференции…
- …пришла в голову не мне. Несколько лет назад на фестивале в Бирштонасе
наши музыковеды вспомнили, что близится юбилейная дата литовского джаза
и надо как-то эту годовщину отметить: конференцию провести или компакт
выпустить. Я предложил, чтобы каждый из фестивалей взял на себя часть
юбилейных обязанностей, была идея скооперироваться и попросить у
министерства средства. Но, как всегда, получилось, что каждый сам за
себя, и для общих усилий не хватает инициативы. А потом музыковеды
поссорились из-за точной даты, от которой надо вести отсчет истории
литовского джаза. А у нас на носу был юбилейный 15-ый фестиваль, с
которого тоже хотелось начать какую-то новую традицию в литовском джазе.
И мы решились провести научную конференцию по проблемам литовского джаза
в европейском и мировом контексте.
С этого года фестиваль "Каунас Джаз" первым на постсоветском
пространстве стал членом European Jazz Network. Нас часто просят
рекомендовать литовские джазовые проекты на фестивали Европы, и выходит,
что из года в год мы одни и те же коллективы предлагаем. Это проблема!
Сейчас в литовском джазе, на мой взгляд, налицо определенный кризис
жанра. Вроде бы талантливых музыкантов всех поколений у нас достаточно,
но если хочешь сделать фестивальную программу европейского уровня,
оказывается, что музыканты есть, а действительно новых проектов нет.
Поиграть в клубе "традицию" еще могут, а создать что-то свое, совершенно
новое и уникальное, что соответствовало бы мировым тенденциям в джазе -
ничего не выходит. Литовский джаз сейчас вошел в период "застоя
зрелости". Нужна новая музыка, новые течения. Я очень уважаю старый
джаз, но новое время рождает новую музыку. Об этом тоже хотелось
поговорить об этом на конференции...
Есть еще одна проблема, которую хотелось обговорить: в Литве
правительство вспоминает о джазе, когда надо представлять страну на
международном уровне. Так было во время Лейпцигской книжной ярмарки,
куда направили джазменов, Пятрас Вишняускас представлял Литву в Японии
на всемирной выставке Expo. При этом на джазовые фестивали министерство
культуры выделяет совершенно мизерные деньги: к примеру, на фестиваль
современного танца - 95 тысяч литов, а на джазовые фестивали - по 6
тысяч литов на каждый. Это несоизмеримые суммы! Слишком большая разница,
слишком контрастная цифра. Поэтому на конференции хотелось сравнить
положение джаза в Литве с Европой и США. Проблемы ведь фактически те же
самые, значит и опыт выхода из них можно перенять.
15 лет проходит ваш фестиваль. За это время выросло целое поколение
публики. К какой музыке их приучил "Каунас Джаз"?
- К совершенно разной! Я люблю повторять, что программа нашего фестиваля
- это ступени: от самой простой музыки до самой сложной. Душа и сердце
человека безграничны и могут принять весь спектр музыки. Наш фестиваль,
будучи джазовым по определению, старается представлять самый широкий
спектр жанра, чтобы человек от поп-джаза мог вместе с нами со временем
подняться до самых авангардных его форм. Если слушатель устал - он может
остаться на своей ступеньке, отдохнуть - и идти дальше. Такова наша
музыкальная политика последние пять лет: демократичность и
полистилистика.
Но фестиваль тоже живой организм и мы меняемся со временем. Каждый год
мы проводим во время фестиваля соцопрос публики. Не скажу, что следующий
форум мы планируем буквально по результатам опроса, но мы его учитываем.
Я никогда не стану делать фестиваль, руководствуясь только vox populi -
не стоит идти на поводу у публики, ее надо вести за собой, открывая все
новые и новые горизонты в музыке - такова миссия нашего фестиваля.
Раньше вы проводили выездные концерты фестиваля в маленькие города
региона. Почему сейчас отказались от этой практики?
- Не отказались, но фестивальная программа в этом году была такой
обширной, что для ее реализации мы свозили аппаратуру чуть ли не со всей
Литвы. Именно отсутствие хорошей аппаратуры мешает нам проводить
концерты в провинции: на плохой музыканты не хотят играть, а возить с
собой не всегда получается. У нас много фестивальных сцен, и вся
аппаратура задействована. К тому же последние три года на фестивале не
выступают звезды малой величины, а значит - технический райдер всегда
очень серьезный.
Я была поражена фестивальным концертом во Дворце спорта: трудно
поверить, что в маленькой Литве джаз собирает такие залы!
- Да, мы начали эту традицию "Больших концертов" в прошлом году и,
признаться, совершенно не рисковали, потому что были такие имена - Рой
Харгроув с проектом RH Factor и Al MacKay All Stars feat. Earth Wind &
Fire Experience. В этом году слово ABBA (проект "Funky ABBA" Nils
Landgren & Funk Unit - А. К.) отпугнуло некоторых поклонников джаза, но
все же "Каунас Джаз" приучил свою публику к тому, что некачественная
музыка на его сцену не попадает. Наш билет - как страховка. Тем более
что сейчас есть Интернет - никого не обманешь, ничего не скроешь.
Обратная сторона медали: некоторые думают, что если нет сайта музыканта
в Интернете, значит это неинтересно. Но в мире есть много маленьких
любопытнейших проектов талантливых музыкантов, которым не важно,
написаны ли их имена большими буквами на обложках глянцевых журналов.
Фестиваль призван давать открытия!
Не секрет, что в программе фестиваля организатор всегда закладывает
один пункт для себя, для души…
- В прошлом году такой моей сбывшейся мечтой было приглашение на
фестиваль Al MacKay All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом
году моя душа радовалась приезду Джошуа Редмана с Elastic Band’ом.
Программу фестиваля составляем я и моя дочь, Индре. Мы советуемся с
директором эстонского фестиваля JazzKaar, дружественными норвежскими
фестивалями: три-четыре раза в год встречаемся, обмениваемся планами и
предложениями. В этом году по нашей инициативе в Каунасе и в Таллинне
выступили Coco Mbassi, Philip Hamilton & Greg Osby, Nicole Willis и Real
People. Признаться, соотношение тех, кто хотел приехать на Kaunas Jazz
2005 и кто приехал, была 1 к 12! На наш фестиваль любят возвращаться
сайдмены звезд со своими собственными проектами: это очень интересная
практика.
Как родилась традиция джазовых концертов в синагоге: как естественное
развитие практики проведения концертов сакрального джаза в костелах?
- Нет, был прецедент, который натолкнул меня на мысль о проведении
концертов в синагоге. Я уже работал в литовском сейме, когда тогдашний
каунасский мэр допустил в своих речах несколько антисемитских заявлений.
Дошло до того, что в Каунас стали отказываться приезжать иностранные
послы. Мой давний знакомый и его жена, которые работают в администрации
каунасской синагоги, подали мне идею проведения фестивальных концертов
Jewish Theme in Jazz, первый из которых прошел в 2001 году. В прошлом
году мы хотели начать делать концерты джаза в православном храме, но
фестиваль попадает на дни православной Пасхи, и это не очень удобно. Но
мы к этой задумке обязательно вернемся! Мы даже вели переговоры о
концертах в мечети, но мусульманская религия запрещает исполнять в храме
музыку, и от этой идеи пришлось отказаться.
Под вывеской Kaunas Jazz’a проходят также "Концерт года" и
серия осенних концертов фестиваля.
- Да-да. Вышло так, что осенью 2002 года нам предложили организовать
концерт Take 6, и мы просто не смогли отказаться. На следующий год
программа "Kaunas Jazz Autumn" стала бы украшением любого крупного
фестиваля: Victor Bailey Group (США), Mezzoforte (Исландия), Bugge
Wesseltoft (Норвегия), Lars Danielsson (Швеция). Мы вошли во вкус!
Завершающий фестивальный год "Концерт года" мы также делаем в кооперации
с арт-директором эстонского JazzKaar Анне Эрм, которая в это же время в
Таллинне проводит концерты "Jazz Christmas". Так что наш брэнд Kaunas
Jazz на виду несколько раз в году - у публики просто нет времени забыть
о нас!
беседовала Анастасия
Костюкович,
журнал "Jazz Квадрат" (Минск, Беларусь)
|