3 ноября в "Столице" играл
Вячеслав Гайворонский. Кто не помнит - он
неоднократно признавался лучшим трубачом СССР в
конце 80-х - начале 90-х. Один из лучших музыкантов
ленинградской новоджазовой школы, Гайворонский
пятнадцать лет проработал в дуэте с
контрабасистом Владимиром Волковым. Дуэт этот
распался только около полутора лет назад. Волков
занялся двумя другими своими проектами -
русско-индийско-тувинско-камерунско-амстердамскими
"Вершками-да-Корешками" и питерским
гитарным "Волковтрио". А для Гайворонского
основным стал существовавший к тому моменту уже
пару лет дуэт с аккордеонисткой Эвелиной
Петровой.
И вот - сенсация: в Москве играют вместе
Гайворонский, Волков и Петрова!
Первое отделение концерта было
посвящено, впрочем, текущему проекту трубача.
Слава играл свою задумчивую, самоуглубленную и
чаще всего печальную музыку дуэтом с Линой
Петровой, барышней крупной, экстравагантной и
очень решительной, которая свой аккордеон
использует не только как гармонический и
мелодический инструмент, но и немножко как
ударную установку, а заодно с ним (аккордеоном)
вместе чуть-чуть поет.
Во втором же отделении к дуэту
добавился Владимир Волков, музыканты
повернулись спиной к публике и лицом к огромному
киноэкрану, и НАЧАЛОСЬ. В цикле "Немое кино - говорящая музыка"
они (отчасти спонтанно, отчасти подготовленно)
создавали звукоряд незаконченному фильму Сергея
Эйзенштейна "Вива, Мексика", снятому в конце
20-х.
Впрочем, стоп: показывали не фильм,
который, повторяю, Эйзенштейн не закончил, а его
современный перемонтаж, с которым связана особая
история. В Питере есть кинорежиссер Олег Ковалов,
который на этих перемонтажах зубы, говорят, съел.
В свое время Гайворонский писал музыку для
перемонтажа "Вива, Мексики", выполненного
Коваловым. А тому музыка не понравилась, он ее
как-то не так порезал, в результате чего трубач
попросил свое имя из титров убрать. Так вот
Ковалов своего согласия на показ перемонтажа с
живой музыкой не дал. Так что, официально говоря,
показывались... э-э... фрагменты. Но это было ДА!.. Ко
второй-третьей минуте ваши корреспонденты
совершенно забыли и об экране, и о музыкантах, и
все полилось общим синкретическим потоком, в
котором уже не хотелось анализировать ни фильм,
ни музыку, а хотелось только воспринимать все это
в комплексе. И даже временные "падения"
воспроизводящего устройства ничего не испортили
- музыканты продолжали играть, переходя к
музыкальному обсуждению не кинодействия, а
пустого экрана. Так что, скорее всего, большая
часть публики решила, что так все и должно быть...
На следующий вечер, 4 ноября, в "Столице"
играл один из нечастых своих сольных концертов
Аркадий Шилклопер. Мотающийся по бесконечным
Европам лучший джазовый валторнист мира не часто
балует родной город своей игрой, а если и радует,
то все чаще не на больших сценах, а в клубах. Тем
более с сольными программами. Так что было очень
приятно, тем более что звуковое и световое
оборудование "Столицы" сильно улучшилось, и
Аркадий выглядел и звучал восхитительно.
Показалось, правда, что сам он свои концертом не
очень доволен: тут педаль не вовремя нажал, тут в
свой собственный ритм чуть-чуть не попал... Но все
это были полные пустяки по сравнению с его
музыкой. Уникальный случай: один музыкант на
сцене (пусть и растраивающийся-расчетверяющийся
благодаря электронике) успевает и массу отличной
музыки играть, и делать шоу, и общаться с
публикой... Отличное доказательство того, что
можно быть одновременно и экспериментатором, и
стопроцентно честным, и при этом не быть
высокомерно надутым и помнить, что публика
пришла лично к тебе и ты ее должен бы порадовать.
Аркадий играл и материал альбома "Hornology", и
то, что войдет в его новый, пока безымянный
альбом, и даже почти академическую музыку
композитора Александра Айзенштадта. И все это
было здорово, даже не очень толково
смонтированная передача про Аркадия из нового
цикла "Такая разная музыка" (режиссер -
Константин Миллер, ведущий - Александр
Розенблат), которую показали в начале. Одна беда -
9 ноября Шилклопер опять уезжает на гастроли, и
жди его теперь...
|