Patricia Barber
-
"A Fortnight In France"
Blue Note, 2004
63:29 * * * * *
|
|
Может быть, альбом этот и не достигает
такой пронзительной силы, как более ранние работы чикагской вокалистки и
пианистки Патриши Барбер (например, "Nightclub"), зато он документирует
ее, пожалуй, самую сильную сторону - концертное исполнение.
Эксцентричная на сцене и сложная в общении, Барбер прошла долгую и
сложную дорогу в музыке. Дочь чикагского саксофониста Шима Барбера,
игравшего в биг-бэнде Гленна Миллера, она не собиралась заниматься
музыкой и даже уехала учиться из родного Чикаго в Айову. Однако прошло
несколько лет, и Патриша в середине 80-х снова оказалась в Чикаго, где
стала работать как исполнительница собственных песен и полузабытых
стандартов, отбиравшихся ей по ей одной ведомым принципам - медленно и
упорно, не обращая внимания на мнения критики. Она никогда не следовала
шаблонам и канонам джазового музицирования, пела и играла только то, что
и как хотела - поэтому критике, склонной к излишней категоризации, было
трудно положить ее на какую-то определенную полочку, а публика не знала,
чего ожидать от этой самоуглубленной и странной с виду дамы. Только
конец 90-х принес ей славу и международное признание.
Альбом представляет собой подборку концертных записей, сделанных Барбер
во Франции (Мети, Ля-Рошель и Париж) с ее крепким гастрольным ансамблем,
в который уже много лет входят басист Майкл Арнопол, гитарист Нил Алджер
и барабанщик Эрик Монтцка. Битловская "Norwegian Wood" в очень
своеобразном прочтении (Патриша любит исполнять поп- и рок-песни), пара
не очень известных стандартов и несколько авторских сочинений Барбер,
одно из которых - на французском языке (стихи Поля Верлена): весьма
представительный срез концертного репертуара певицы и весьма четкий
творческий портрет, в котором прослеживаются черты самоуглубленного
интроверта, погруженного в свой мирок и стремящегося в рамках этого
мирка к бесконечной, почти болезненной точности и тонкому балансу
деталей.
|
|
Jeff Parker
-
"The Relatives"
Thrill Jockey, 2005
40:52 * * * *
|
|
Чикагская джазовая сцена - сильная,
оригинальная, живущая весьма интенсивной жизнью - в глазах мирового, да
и американского слушателя находится в безнадежной тени сцены
нью-йоркской. А жаль. В Чикаго много сильных музыкантов - вот, например,
гитарист Джефф Паркер. Участник колоссального числа проектов в самом
широком стилистическом диапазоне - от нойз-рока до бибопа, член Chicago
Underground Orchestra, Tortoise и Isotope 217, сайдмен на записях
традиционалиста Николаса Пэйтона, ветерана чикагского авангарда Фреда
Андерсона и самого известного молодого джазмена Чикаго - Кена
Вандермарка... Вторая сольная работа Паркера на маленьком канадском
лейбле аскетична по звуку, насыщена идеями и завидно разнообразна -
темброво и стилистически. Джефф не боится внезапных фактурно-стилевых
скачков прямо посреди композиции, хотя этого ох как не любят ценящие
чистоту жанра джазовые критики, и совершенно не подвержен
профессиональной фобии большинства гитаристов - сыграть меньше нот на
единицу времени, чем положено. Как результат, ритмические и
гармонические фактуры альбома прозрачны и легко читаются, бибоп изящно
уживается с ритм-н-блюзом и даже со скромными, но достойными
электронными "лупами", а импровизационная мысль всех четверых участников
записи (кроме Паркера - клавишник Сэм Баршешет,
басист-гитарист-флейтист-перкуссионист Крис Лопес и барабанщик Чед
Тейлор) ясна и доступна далеко не только знатокам джаза. Весьма, весьма
достойная работа.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|