20 апреля в клубе "Точка" открылся очередной Фестиваль Сергея Курехина,
который в Москве проводит культурный центр ДОМ. "Точка" для открытия
была выбрана потому, что ДОМ просто не вместил бы не то что публику -
коллектив, игравший 20 числа. Это японский оркестр Shibusashirazu.
Сложное японское название этой сборной японского музыкального авангарда
примерно переводится как "Никогда не остывай" (произносится с
редуцированным "у" на конце - примерно как "Сибуса Сирадз"). На сцене -
два с лишним десятка человек: бешеный заводила-аниматор Синити Ватабэ в
красном "фундоси" (набедренная повязка), четыре сменяющих друг друга
исполнителя японского авангардного танца буто, две танцовщицы
современного стиля и пятнадцать ведущих новоджазовых музыкантов
современной Японии во главе с дирижером Дайскэ Фува.
Среди музыкантов есть и очень именитые, как саксофонистка Кейко Комори,
барабанщик Дзюн Исобэ или тенор-саксофонист Хан Сато, есть и менее
известные - нет среди них только статистов: каждый музыкант на сцене -
мастер своего дела, и каждый испытывает видимое удовольствие от того,
что они вместе создают.
А
создают они, подчиняясь движениям рук Дайскэ Фува, настоящее
синтетическое действо, увлекающее зал напором фантастической энергии.
Простые, буквально плясовые мотивы, которые оркестр играет в
сокрушительно мощный унисон, перемежаются эпизодами свободного
музицирования, когда музыканты буквально заходятся в пароксизме старого
доброго фри-джаза, а затем - длинными соло участников, в течение которых
ни на секунду не прекращается театрализованное действо на авансцене.
Внимание публики неотступно привлекают то танцоры, у каждого из которых
своя роль, свой образ; то проносимый через весь зал специальными людьми
многометровый дракон из фольги, то танцовщицы, которые разбрасывают в
публику смешные флаеры в виде игрушечных денег. Но главное во всем шоу
Сибуса Сирадзу - все-таки музыка. Дайскэ Фува совершенно прав, говоря,
что второго такого оркестра в мире нет. Второго концерта в Москве не
будет, но будут Санкт-Петербург (сегодня), Архангельск (23 апреля),
Самара (27 апреля), а в августе - Коктебельский джаз-фестиваль в Крыму.
Не пропустите.
Только в Нижнем Новгороде какие-то идиоты отменили концерт "Сибусасирадзу"
как "порнографический".
Фестиваль Сергея Курехина продолжается в
ДОМе до 28 апреля.
А подробный репортаж с концерта Shibusashirazu мы опубликуем в следующем
выпуске, тоже 28 апреля.
6-8
апреля в московском клубе "Апельсин" проходил первый фестиваль
французского джаза "Le Jazz", проведенный агентством "АртМания" при
поддержке Посольства Франции в России.
Ярких впечатлений фестиваль оставил немало. Кому-то больше по душе
пришлись скоростные свинговые пассажи гитариста Бирели Лягрена и его
ансамбля, кому-то - франко-арабский акустический фьюжн группы Lo'Jo,
кому-то - самоуглубленные поиски певицы Мины Агосси. Автор этих строк,
впрочем, видел примерно половину программы фестиваля и хотел бы
сосредоточиться именно на том, что видел.
Гитарист-самоучка
Нгуен Ле на европейской джазовой сцене известен давно, с конца 80-х, и
прославился как мастер фьюжн - то есть слияния разных стилей.
Исторически первым видом фьюжн был джаз-рок, и уж чего-чего, а джаз-рока,
- нет, даже так: джаз-РОКА - в музыке Ле предостаточно. Даже в те
времена, когда он синтезировал джаз-рок с североафриканским и
вьетнамским фольклором (как, например, на альбоме "Maghreb & Friends",
записанном с отличным алжирским барабанщиком и вокалистом Каримом Зиядом)
его отличало по-роковому мощное электрическое звучание гитары (и,
зачастую, гитарного синтезатора). Что уж говорить о его первом приезде в
Россию: случилось так, что сейчас Нгуен Ле гастролирует с материалом
своего альбома "Purple" (ACT, 2002), посвященного памяти и
творчеству величайшего электрогитариста XX века - Джими Хендрикса.
Правда, на альбоме а) на барабанах играла сама Терри Линн Кэррингтон
(ансамбли Хэрби Хэнкока, Кассандры Уилсон и т.п.), то есть ритмическая
основа была весьма прозрачна, тонка и изощрена; б) музыкальную ткань
изящно разбавляли чувственные джазовые соло живущего в Париже сербского
пианиста Бояна Зульфикарпашича; в) вокальные партии в песнях Хендрикса
исполняли две очень разные, но одинаково утонченные (и почти
безэмоциональные) вокалистки Аида Ханн и Корин Кюршелас.
Из
всего этого в концертной версии остался только принцип вокала:
мужские-премужские тексты песен Хендрикса тоже пропевает дама, Кати
Ренуар, вполне утонченная и довольно мало эмоциональная. Ну, положим,
замена басиста тоже мало что изменила: грозный видом Этьен Мбаппе,
игравший в пижонских черных перчатках, создавал на концерте могучее
низкочастотное основание, ничуть не уступавшее тому, что на альбоме было
создано Мишелем Алибо и (только в двух, правда, треках) знаменитой
Мешелл Ндегеоселло. Зато отсутствие других сольных инструментов, кроме
гитары Ле, и присутствие за барабанами добротного, старательного, но
совершенно хард-рокового барабанщика Франсиса Ляссюса, вызвало
достаточно тяжелые (в любом смысле слова) последствия. "Апельсин" -
место, мягко говоря, не очень джазовое, и местные мастера звукового цеха
на первых же знакомых ревущих пассажах электрогитары встрепенулись,
словно старый конь при зове боевой трубы, и вывели всю возможную
громкость на сокрушительный максимум. И грянул РОК. Занавес. Ваш
покорный слуга, при всей (горячей!) любви к музыке Хендрикса, с одной
стороны, и к игре Нгуена Ле - с другой, и при том, что альбом "Purple"
переслушан был в свое время два раза подряд, выдержал всего двадцать
минут, после чего позорно бежал, сберегая барабанные перепонки.
Совершенно
иным было первое выступление заключительного дня фестиваля - хотя
лидером трио SUD тоже был гитарист, Сильвэн Люк. Трио (контрабасист
Диего Эмбер и барабанщик Андре Сессарелли) играло вполне конвенционный
джаз. Сказать, что чем-то поразило или удивило - нет, не было такого.
Музыканты, впрочем, играли добротно, от души, но довольно предсказуемо.
Впрочем, фанковая версия "All Blues" Майлса Дэйвиса или задумчивое
изложение "Manha de Carnaval" Луиса Бонфа были совсем недурны.
А
вот ансамбль контрабасиста Анри Тексье STRADA показал в высшей степени
оригинальную и совершенно европейскую музыку - отлично сыгранную, с
точным балансом интуитивного и идущего от "лобных долей головного
мозга". Сам Анри Тексье - музыкант более чем опытный, пришедший в джаз
еще в 60-е гг. (тогда он играл с такими гигантами, как Декстер Гордон
или Дон Черри). Остальные участники его ансамбля гораздо моложе (на
взгляд - примерно от 25 до 35), но каждый - вполне сложившийся и
интересный импровизатор, кто-то в более "популярных" стилях (как
джаз-роковый гитарист Маню Коджия), кто-то - в более "интуитивных"
(тромбонист Георги Корназов, баритон-саксофонист Франсуа Корнелуп), но
все с большим энтузиазмом работают на раскрытие идей автора: весь
концерт состоял из авторских сочинений лидера. Кстати, надо отметить еще
одного солиста - того, кто играл на альт-саксофоне и кларнете: это
крепкий и интересный инструменталист, а кроме того - сын лидера
ансамбля, Себастьен Тексье.
Запомнилась
свобода ансамбля в чередовании ритмических эпизодов, особенно почему-то
в "именных" пьесах - посвящении Бертрану Тавернье и в "Блюзе для
Леонарда Пелтиера". STRADA, подчиняясь замыслу своего лидера, легко и
органично переходит от триольной ритмики скоростных бибоповых эпизодов к
фри-джазовым эпизодам, сменяемым фанковой ритмикой и моментам в духе
соул-музыки 60-х. И еще запомнилась финальная пьеса, "Sacrifice", в
которой фри-джаза было больше всего, и даже тема игралась в характерном
свободном, аритмичном "гармолодическом" изложении. Пожалуй, прозвучи
ансамбль Нгуена Ле чуть более приемлемо для нормального человеческого
слуха, не притупленного ежевечерним слушанием громкой рок-музыки, именно
эти два коллектива и боролись бы за звание самого интересного эпизода
фестиваля французского джаза - ну, по крайней мере, для автора этих
строк.
Кирилл Мошков
фото автора
12 апреля в театральном зале Московского международного Дома
музыки состоялась презентация нового - третьего по счету -
альбома московской группы "Маримба
Плюс".
Не укладываясь полностью ни в одни из ныне существующих форматных рамок,
этот коллектив представляет собой особое музыкальное явление, занимает
отдельную нишу, которую сами музыканты коллектива не без оснований
определяют как "арт-фьюжн". Музыкальный материал группы, в значительной
степени представляющий собой продукт композиторской мысли бессменного
лидера коллектива - маримбафониста Льва
Слепнера, вобрал в себя элементы академической музыки, джаза, рока,
этнические интонации и ритмы, причем все это используется в строгой
привязке к изобразительному эффекту и в жестких рамках хорошо
продуманной формы и фактуры. Пожалуй, в этом в наибольшей степени
проявляются особенности Льва Слепнера как композитора, нашедшего точку
опоры прежде всего в музыке академической, и при этом разворачивающего
свои изыскания в иных стилистиках.
Концерт открыла композиция “Rainbow” с нового альбома. На затемненную
сцену вышла арфистка Валентина Борисова и стала плести негромкую
переливающуюся паутину звуков. Затем к ней присоединились Илья Дворецкий
(флейта) и Сергей Нанкин (кларнет). Постепенно по мере усложнения
фактуры весь состав "Маримбы Плюс" оказался на сцене, и последним, по
законам жанра, появился лидер коллектива.
Лев
сам занимался конферансом, с плохо скрываемым волнением рассказывая, что
последнее время жизнь "Маримбы Плюс" была в основном богата событиями
немузыкального плана - сразу несколько участников коллектива, включая
самого Слепнера, недавно стали родителями. Публика реагировала на это
откровение одобрительными возгласами и аплодисментами; между тем Слепнер
представлял участников коллектива, благодарил всех, кто помогал в
осуществлении проекта, и только после оглашения всего списка назвал
следующую композицию - танго "Горячее мороженое", также с последнего
альбома. В принципе, танго в этой пьесе угадывалось довольно условно,
что, впрочем, не убавило ей яркости, и в этом помогло исполненное с
хорошим драйвом соло Антона Чумаченко на контрабасе.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Музыка "Маримбы" весьма
изобразительна, что, вероятно, возбуждающе подействовало на режиссера по
свету Театрального зала Дома музыки. На протяжении всего концерта он
окрашивал музыкантов в самые разнообразные, но всегда неестественные
цвета, применяя весь имевшийся в его распоряжении арсенал светофильтров,
а в моменты самых напряженных соло устраивал мощную световую чехарду,
живейшим образом вызывая в памяти образы сельской дискотеки с цветными
прожекторами и зеркальным шаром. Тем не менее, слушателям иногда
удавалось отвлечься от неожиданной перекраски солистов из болотной
зелени в тревожную красноту и неживую синеву и сконцентрироваться на
музыке, которая, право же, того стоила.
Этнические
интонации в творчестве "Маримбы Плюс" на концерте были представлены
композициями "Зебрано", "Джунгли" и "Иерусалим", и усугублены
неожиданным "африканским" вокалом кларнетиста Сергея Нанкина,
существенно прогревшим публику. В "Джунглях" вокал приобрел особенную
тембральную окраску за счет пения через кларнет: голос окрасился
заметным вибрато, достигнутым манипуляциями с клапанами, создав эффект
удаленного, "пространственного" звучания.
Композиция "Апокалипсис", давно уже напрашивающаяся на запись, явилась
эффектной точкой первого отделения: для ее исполнения группа привлекла
дополнительную медную духовую секцию. Тяжелый медленный марш,
инфернальные интонации низкого духового регистра, зловещее "ползающее"
глиссандо виолончели, плотная оркестровая фактура и продуманное развитие
композиции, судя по реакции слушателей, обеспечили публике полноту
ощущений.
Своеобразным открытием для авторов "Полного джаза" стал новый "штатный"
саксофонист "Маримбы Плюс" Андрей Красильников. Его соло звучали очень
живо, органично и при этом создавали своеобразный второй полюс по
отношению к постоянно царящей над залом композиторско-лидерской харизме
Льва Слепнера.
Собственно, репертуаром последнего альбома концерт не ограничился. Были
исполнены две очень удачных камерных композиции - "Сумерки" (маримба и
флейта) и выразительная ностальгическая "Шкатулка" (маримба и
бас-гитара). Кроме того, прозвучали пьесы с двух других альбомов
коллектива, в частности, заглавная вещь с предыдущего альбома
"Зачарованный мир" - богатая оркестровой и ритмической динамикой музыка
с драматическим сюжетом, написанная, по словам Слепнера, "под влиянием
древней британской легенды". А во втором отделении при содействии
приглашенного пианиста Евгения Лебедева прозвучала пьеса "Сертао" Ришара
Гальяно (первоначально записанная "Маримбой" на том же втором альбоме) и
композиция "Фанк-Рог" с последнего альбома валторниста Аркадия
Шилклопера "Presente para Moscou". Впрочем, обе пьесы стараниями
аранжировщика - все того же Льва Слепнера, утверждающего, что ему проще
написать композицию заново, чем интерпретировать чужую музыку -
предстали на суд публики сильно изменившимися. Благодаря Евгению
Лебедеву в аранжировку был включен тембр органа. Понятно, что никакого
альпийского рога, давшего композиции Шилклопера название, на концерте не
было и в помине. Оригинальная тема прозвучала в начале и в конце
композиции, а середину заполнили множественные соло, хорусы и унисоны
всех мастей и калибров. В частности, очень приятное впечатление оставило
соло Сергея Нанкина на бассет-горне - размеренное, повествовательное, в
фанковой манере. Не часто услышишь фанковое соло на таком экзотическом
по нынешним временам инструменте. В прочем, не за что кинуть камнем и в
высокотехничные соло Евгения Лебедева, равно как и в соло Льва Слепнера
на маримбе.
Пьеса "Сертао" тоже прозвучала особенным образом. И без того высокий
темп, взятый музыкантами в начале композиции, внезапно взорвался дублем
и превратился в нечто напоминающее взбесившуюся самбу. На этом
ритмические кульбиты не закончились - вернувшись к первоначальном темпу
после соло Александра Зингера на ударной установке, ритм-секция
постепенно раскачала ритм и взвинтила темп до каких-то совсем уже
нечеловеческих показателей, что немедленно привело к овации зала. На
сцену вышла женщина с букетом и по очереди перецеловала всех музыкантов,
выстроившихся по такому случаю в шеренгу.
Выйдя "на бис", музыканты "Маримбы плюс" вновь обратились к творчеству
Аркадия Шилклопера (пьеса с альбома "XIX98", трио
Шилклопер-Волков-Старостин), но и ей не удалось прозвучать близко к
авторской версии - воля "Маримбы" оснастила ее элементами ритмики регги.
Общее впечатление? Огромная точность проработки деталей, за которую,
вероятнее сего, следует благодарить серьезную академическую подготовку
большинства участников коллектива. Тонкие, хитроумные аранжировки
(иногда очень хитроумные - слушатель временами буквально тонет в
деталях). Авторская воля лидера коллектива заметно доминирует в игре
"Маримбы", хотя сама маримба большую часть времени (если не считать
нескольких ярких соло) вписана в звучание ансамбля весьма деликатно и в
звуковом плане одеяло на себя не тянет. Рискнем предположить, что,
возможно, столь железную хватку иногда стоило бы и отпускать, чтобы
общее звучание стало живее, эмоциональнее и человечнее. Но это, конечно,
только предположения, основанные на сугубо субъективных ощущениях.
Джаз ли это? Конечно, нет. Это один из тех "смежных жанров", развитие
которых рождено джазом, оплодотворено джазом и питается идеями
современного джаза. Если ожидаешь услышать афроамериканскую джазовую
традицию и горячие блюзовые соло, то ходить на концерты "Маримбы плюс",
пожалуй, не стоит. Но если хочется узнать, где пролегает один из
передних краев развития современной музыки - не на фронте отрыва от
предшествующих традиций и свободного эксперимента, а на фронте
сплавления нескольких традиций во имя создания некоего нового целого,
большего, чем простая сумма слагающих его элементов - то вам сюда.
Анна
Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)
|