Во второй половине марта джазовая
жизнь Киева оказалась оживленной и контрастной. Мы писали о
фестивале "Еднисть", сегодня - рассказ еще
о двух очень разных джазовых вечерах.
В Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии с большой программой
выступил Национальный симфонический оркестр Украины. За его пультом в
этот вечер стоял заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. В программе
первого отделения были исполнены две симфонические картины Дж. Гершвина
"Американец в Париже" и сюита на музыку "Порги и Бесс". Оркестр звучал
отлично, привлекали многообразные краски и тембры отдельных групп,
выразительные соло духовых, а знакомые мелодии, гармонии и
ритмоинтонации радовали любителей популярной симфонической музыки.
Однако все ждали второго отделения.
И вот на сцене украинско-польский пианист и композитор
Константин
Виленский. Продолжатель известной украинской композиторской династии
много лет живет и работает в Польше, где сделать джазовую карьеру весьма
непросто. Но музыкант успешно конкурирует с сильной польской школой,
стал ее органической частью. Например, на фестивале во Вроцлаве его имя
прозвучало рядом с Адамом Маковичем и Лешеком Можджером. Он пишет
музыку, концертирует как академический и джазовый пианист, играл с
Королевским Оркестром Брюсселя, Иерусалимским симфоническим и Варшавским
филармоническим оркестрами. Еще в Союзе на "Мелодии", а в последние годы
- в Израиле и Польше он записал шесть альбомов. Киевский проект с
Национальным симфоническим Украины был задуман художественным
руководителем и главным дирижером оркестра, заслуженным деятелем
искусств Украины и России Владимиром Сиренко, пригласившим Виленского
участвовать в совместном симфоджазовом проекте как неординарного
джазового музыканта. Получился содержательный и интересный околоджазовый
"кроссовер".
Константин Виленский - мастер лирической миниатюры. Сначала в его
обработке прозвучала исполненная в сопровождении оркестра сюита - три
украинские народные песни: первая - танцевальная, вторая - кантиленная,
третья - зажигательная коломыйка. Затем в сольном фортепианном
преломлении пианист сыграл народную лирическую "По садочку ходжу" и две
фортепианно-оркестровых обработки популярных песен: Виталия Филипенко
"До тебе" и Платона Майбороды "Пісня про рушник" - очень лирично, в
традициях украинской песни 60-70-х годов.
Наиболее привлекательной частью программы стало исполнение трех фантазий
для джазового трио с оркестром (к автору присоединились польский
контрабасист Томаш Купець и сын - киевский ударник Сергей Виленский). С
неослабевающим интересом следили слушатели, как в калейдоскопе на темы
Моцарта промелькнули фрагменты "Маленькой ночной серенады", "Волшебной
Флейты", соль-минорной симфонии. Обработка ми-минорной прелюдии Ф.
Шопена была сделана в виде не выходящей за рамки мэйнстрима и
шопеновской двадцатипятитактовой формы миниатюры, одновременно
по-джазовому свежей, привлекательно-остроумной и броской. Завершали
концерт прелестные вариации на тему 24-го скрипичного каприса Паганини,
блестяще аранжированные, виртуозно исполненные всеми концертантами.
После оваций пианист вышел "на бис" и показал свой tour de force -
джазовую обработку "Полета шмеля".
Виленский играет технично, по-настоящему пианистично, ярко. Его музыка
интонационно покоится на славянском мелосе - украинском и польском,
которым он хорошо владеет. Порой стиль пианиста близок романтизму, в
оркестровках подчас возникали параллели с приемами Гершвина, временами
слышались интонации европейской киномузыки 70-80-х годов (Косма, Леграна).
И хотя игра с оркестром не создает широкого поля для импровизации, и
пианист скорее высказывался джазовым языком, чем творил сиюминутно,
использованные средства выстроили своеобразный собственный почерк
музыканта, привлекательный, приветливый, с добрым юмором.
Противоположной
стилистике - тотальной импровизации и раскрепощенности - 21 марта в зале
театра Оперетты порадовались киевские поклонники крепкой и интересной
джазовой группы Схід-Side, которые вместе с артистами
отпраздновали ее 10-летие. Коллектив был основан в Харькове, все
участники первого состава были выпускниками Харьковской консерватории.
Но вот уже пять лет, как Схід-Side перебрался в столицу, и сегодня в нем
играют Дмитрий "Бобин" Александров (саксофоны), гитарист Владимир
Шабалтас и барабанщик Александр Лебеденко. Много лет в ансамбле работали
клавишник Алексей Саранчин и контрабасист Денис Дудко, которые год назад
покинули коллектив. Им на смену пришли Илья Ересько и Валентин Корниенко.
В этом сезоне в новом составе группа уже сыграла несколько концертов
проекта "Open Land". Слушателями бесплатных программ была в основном
студенческая молодежь, тянущаяся к интеллектуальной музыке, высокое
качество которой было обеспечено сполна.
Юбилейный концерт удался. В первом отделении играли друзья Схід-Side -
инструментальные ансамбли, один другого привлекательнее, каждый со своим
ярким лицом: трио Родиона Иванова, квартет Игоря Закуса, "Комбо Гетца
Грюнберга", "Night Groove", "Муренко Бэнд", "Этновация". Второе было
отдано именинникам, очень весомым и роскошным подарком которым стало их
совместное выступление с одним из известнейших трубачей традиционного
джаза и джаз-рока - Рэнди Бреккером, осуществленное благодаря поддержке
компании "Квазар-Микро" и лейбла Lemma Records. Концерт стал уникальным
событием для украинского музыкального сообщества, поскольку
замечательный американский джазмен исполнил не классику жанра, а
композиции группы Схід-Side.
Корпорация "Квазар-Микро" поддерживает украинских джазовых музыкантов и
помогает талантливым исполнителям донести свое творчество до слушателей,
способствуя развитию некоммерческой музыки: сегодня увидели свет уже 28
аудиодисков современных джазовых исполнителей. Но вернемся в Оперетту и
отметим, что в ходе концерта состоялась официальная презентация нового
CD группы "Схід-Side" - альбома "Brand New", включающего 8 акустических
композиций гитариста группы Владимира Шабалтаса; что Бреккер играл своим
бархатно-нежным и одновременно могучим звуком, легко вспархивая в
заоблачные дали самых неожиданных пассажей. Схiд-Side во главе с
Александровым и Шабалтасом показал интересную музыку. Начали с акустики;
спустя некоторое время настроение концерта перетекло в эйсид-джаз, а под
занавес вышли ребята из поп-группы ТНМК ("Танок на Майдане Конго") и
дружеским хип-хопом поддержали праздничное настроение именинников и
довольных слушателей.
Ольга
Кизлова,
Киев
Рэнди Бреккер в Киеве: мы к вам заехали на час
21
марта в Киевском театре оперетты выступил легендарный трубач Рэнди
Бреккер в сопровождении украинской джазовой группы Схід-Side. Хотя,
правильнее было бы сказать: на празднование своего 10-летия Схід-Side
пригласили одного из самых известных трубачей последних четырех
десятилетий. То, что в Украине Бреккер был впервые, не так даже и
примечательно по сравнению с другим фактом: исполнял он не что попало, а
исключительно музыку, написанную участниками Схід-Side, что само по себе
беспрецедентно для украинской джазовой сцены.
Концерт был долгим и насыщенным. В первом отделении отыграли друзья
Схід-Side: Трио Родиона Иванова (кстати, на диске их барабанщика Валерия
Волкова 10 лет назад записался тот самый Бреккер), квартеты Игоря Закуса
и Александра Муренко и группа Night Groove. Бреккер большую часть
концерта отсидел за кулисами и с удивленным видом то и дело замечал, что
у нас, оказывается, очень пристойно играют. Во втором отделении он
продолжал удивляться.
С ним Схід-Side зазвучал по-иному. Будто все вместе приехали из Америки,
будто понимают друг друга с полуслова. А музыка-то не простая. А
репетиции-то было от силы больше часа. И познакомились прямо на сцене.
Для джаза это, мягко говоря, в порядке вещей.
Программа очень насыщена и ярко индивидуальна - от современного
акустического джаза до эйсида, даже хип-хопа. На последней композиции на
сцену вышли еще двое старинных друзей группы - фронтмены украин ской
поп-группы "Танок на майданi Конго" - и влупили эсидовый "Поплавок"
Владимира Шабалтаса (в вокальной версии называется "Все чесно"). Уже
немного поредевший и подуставший от продолжительности и плотности музыки
зал взлетел под потолок. А еще часа два-три после концерта Бреккер
напевал эту песню и говорил: "Да, старик, это будет большой хит"…
Еще
он время от времени повторял: "Мне уже не 25", имея в виду свой график в
те дни. Может, когда-то он был способен "на большее", но и сейчас, глядя
на него, мало веришь, что человек, которому вот-вот будет 60, способен
"хоть на такое". К примеру, ночь не поспать, из Италии прилететь в Киев,
а через сутки отправиться в Израиль, в течение недели отыграть несколько
концертов и записаться с совершенно разными людьми в совершенно разных
стилях. "Сумасшествие с заездом на день, часовой репетицией и серьезным
концертом… М-да… Но я такое практикую гораздо чаще, чем ты можешь
подумать", - говорит Рэнди. Не зря он так востребован в качестве
приглашенной звезды. Правда вот, у его брата, саксофониста Майкла,
восемь премий Grammy, а у Рэнди - только 3. И сольных альбомов у брата
больше. Но были времена, когда эти братья не только возглавляли вместе
хит-парады, но и выручали из "неприятностей" многих музыкантов, чьи
композиции практически никто больше не был в состоянии "выгрести".
У Рэнди не так много альбомов, вышедших под его именем, но каждый из них
- это собрание звезд первой величины. Есть сотни, если не тысячи
альбомов, в записи которых он принимал участие. Считать их он никогда не
брался - говорит, "боюсь, пришлось бы выбирать между занятием музыкой и
подсчетом этих записей". Далеко не все видел даже. О половине вряд ли и
вспомнит.
Он прошел все стадии музыкального и жизненного опыта - от игры второй
трубой в духовой секции до содержания собственного джаз-клуба,
выступления на самых известных музыкальных мероприятиях мира и "халтур"
за 50 баксов в нью-йоркских полуподвальных заведениях.
Рэнди Бреккер - громадный дядька без намека на звездные "понты", в
прекрасной музыкальной форме и с широкими взглядами на вещи. Ему очень
понравилось то, что он играл 21 марта, и те, с кем он это делал. Так что
проект Рэнди Бреккер & Схід-Side однозначно будет иметь продолжение (это
он мне по секрету шепнул).
Вячеслав
Криштофович-младший
журнал "Нота", Киев
фото: Александр Зубко
"Магический" джаз от Николая Ооржака
Уже
в пятый раз в Киев приезжал тувинский шаман-музыкант Николай Ооржак.
Свое знакомство с украинской столицей он начал когда-то в стенах Школы
джазового и эстрадного искусств, где делился своими навыками в области
горлового пения с педагогами и учащимися. Сразу после первого
концертного выступления (оно состоялось в рамках проекта "Зимние
джазовые вечера" памяти Евгения Дергунова) директору Школы, известному
джазоведу Петру Полтареву, пришла идея соединить в рамках своего
телевизионного проекта ("Полтарев-джаз") проникновенные вокальные
медитации Николая с музыкальными идеями известного своими
полистилистическими находками ансамбля Er.J.Orcestra. В результате
живого эфирного спонтанного музицирования появился новый
тувинско-украинский этно-джазовый продукт, который звучал очень свежо и
нестандартно. С этого момента Николай Ооржак стал желанным гостем на
киевской джазовой сцене. 3 апреля он нанес визит в джазовую школу и
представил в ее большом концертном зале свою "магическую" программу.
Как обычно, свое концертное выступление Ооржак предваряет ритуальным
действом, чтобы наполнить пространство зала энергией Света и Добра.
Церемония начинается с зажигания свечей, далее звучит молитва-обращение
к высшим силам с просьбой о подключении к миру Гармонии. Эффект
усиливают звуки бубна, заклинания-установки (раскрыть сердце, наблюдать
за своими мыслями и чувствами и т.п.). Мастер считает, что только после
вхождения в состояние душевного равновесия и покоя можно "правильно"
воспринимать музыку, постигать тайны ее беспредельно богатой внутренней
жизни.
Следующий этап подключения к "высокой реальности" - вокальные композиции
музыканта. Многоуровневые горловые пассажи завораживают и с потоком
звуковых волн уносят далеко за пределы видимого мира, пытаясь найти
отклик в душе каждого воспринимающего. Порой они превращаются в мощный
резонанс зала, особенно тогда, когда музыкант извлекает откуда-то из
глубин "утробные" возгласы, переходящие в плотный всеобъемлющий гул.
Николай
Ооржак побывал в Киеве несколько раз и уже успел обзавестись здесь
учениками. Некоторых из учеников мастер пригласил поучаствовать в своем
выступлении. Ребят вызвали прямо из зала и снабдили необходимым
перкуссионным реквизитом. Хотя их роль в импровизированном ансамбле
сводилась в основном к построению остинатного аккомпанемента - они
создавали плотный голосовой и шумовой фундамент, контрастирующий с
гибкими мелодическими узорами Ооржака - момент творческого общения все
же состоялся. Все остались довольны: слушатели получили очередную порцию
свежих музыкальных переживаний, а будущие "шаманы" - импульс для
покорения новых творческих высот.
Следующая страница программы была посвящена джазовым экспериментам.
Происходящее на сцене можно было бы определить скорее как джем-сейшн,
нежели просто как концертное выступление. Представители ансамбля Jazz
Impression (Анатолий Алексанян - лидер, фортепиано, Rhodes piano;
Александр Даров - барабаны; Тарас Столяр - бандура; отсутствовал только
контрабасист Максим Гладецкий) присоединялись к гостю из Тувы
постепенно. Поначалу была очерчена ритмическая пульсация (барабаны),
вносящая особый восточный колорит, цементирующая весь последующий ход
музыкального развития. Затем начала прорастать интонационная канва -
эмоциональный голос партии фортепиано, на который наслаивались
декламационные выказывания бандуры. Несмотря на этнический характер
звучащей музыки, периодически в ней проявлялся джазовый драйв - как
правило, за счет свингующих пассажей, органично встроенных пианистом
Алексаняном в общий план импровизационного процесса.
Несмотря на то, что музыканты никогда не играли вместе, все
стилистические разногласия удалось привести к общему джазовому
знаменателю.
Зато
в случае с Владимиром Соляником (ф-но) Николаю Ооржаку удалось незаметно
склонить джазового музыканта в сторону своего фольклорно-лирического
мышления. Под лирические раскаты фортепианного сопровождения со сцены
доносились знакомые интонации народных песен, рассказывающих о
возвышенных чувствах веры, надежды и любви, перерастающие порой в
полноценный, спетый в необычной (горловым пением) манере романс. У
Соляника уже есть опыт музыкального общения с шаманом, однако известная
тяга этого пианиста к спонтанным сиюминутным творческим проявлениям
отразилась в качественно новом звучании дуэта.
Так закончилась еще одна джазовая история Николая Ооржака. Зарядив
киевское пространство своим шаманским творческим началом, он обязательно
вернется в следующий раз, чтобы собрать созревшие плоды будущих
музыкальных и мистических откровений.
Елена
Супрун
музыковед, Киев
|