Украинское джазовое фестивальное движение набирает обороты. Продолжают
работать очень опытные "ДоДж", который вновь пройдет 11-12 мая в
Донецке, и "Джаз на Днепре", в октябре порадовавший жителей
Днепропетровска, сентябрьский одесский "Джаз-карнавал", декабрьский
фестиваль в Виннице. В июле откроется фестиваль в Буковиле на
Ивано-Франковщине, а в августе - уже третий "Коктебель" в Крыму. В
общем, процесс расширяется.
В Киеве действуют три основных фестивальных проекта: весенний "Днепрогастроль",
июльский фестиваль памяти Владимира Симоненко на Летней эстраде
Мариинского парка и мартовская "Еднiсть". Последний из названных -
явление довольно типичное для нашего времени. В пору, когда украинская
культура переживала (и пока, увы, продолжает переживать) далеко не
лучшие времена, в 2002-м году, этот, весьма далекий от коммерческой
направленности проект был затеян Сергеем Грабарем, называющим себя
"профессиональным слушателем".
Время идет, особой материальной поддержки фестиваль по-прежнему не
имеет, но выживает, опираясь на терпение своего основателя и помощь
немногих друзей. 18-19 марта в Театре оперетты состоялся уже четвертый
Международный джазовый фестиваль "Еднiсть", собравший под свои знамена
значительные силы производителей и потребителей украинского джазового
"продукта". Парадоксально, но, несмотря на почти полное отсутствие
именитых закордонных светил, он стимулирует творческий и
профессиональный рост отечественных исполнителей, а престижность участия
в фестивале возрастает. Хотя, безусловно, одну из важных своих функций -
места встречи и обмена информацией с более опытными (либо
высказывающимися другим музыкальным языком) товарищами по цеху -
музыкальный форум полностью не реализует. Согласитесь, это не повышает
"соревновательной" задачи фестиваля: вдох свежего воздуха "извне" всегда
полезен.
По сложившейся традиции фестиваль открыл детский коллектив - оркестр
Little Band Academia под руководством Виктора и Ирины Басюк. 13-16
летние его участники составляют высокопрофессиональный бэнд, играющий
джазовую классику. Уровень коллектива неуклонно растет, и каждый раз
встреча с коллективом удивляет вкусом его руководителей, качеством
ансамблевого звучания, большим объемом и сложностью репертуара, все
более возрастающим мастерством импровизаций юных солистов. Например,
одна из последних его репертуарных новинок - "Anthropology"
Гиллеспи-Паркера-Бишопа, образец настоящего бибопа - оказался детям не
только "по плечу", но вызвал целую бурю восторга и радости благодарной
публики. Оркестр - учебный коллектив учеников джазового отделения
Детской Академии искусств на Оболони. Дети много играют в Киеве, не раз
выезжали в другие города, где становились лауреатами международных
фестивалей и конкурсов. Приглашают их и для выступлений за рубеж: в США,
Россию - но нужен финансовый помощник.
Затем играл молодой запорожский ансамбль "Остров Патмос", музыка
которого близка року, отчасти “легкому” фанку. Сыграли пять композиций.
Музыка броская, играют ребята хорошо, но, как по мне, несколько
простовато. Впрочем, я могу быть необъективной, поскольку меня не
слишком привлекает стиль квартета, безусловно, имеющий своих
многочисленных приверженцев.
Ансамбль Тимура Полянского исполнял хороший мэйнстрим: профессионально,
крепко. Украшением ему послужил "играющий, как зверь" прекрасный
тенорист Александр Рукомойников, один из лучших украинских
исполнителей-саксофонистов. Когда на сцену поднялся Мирон Блощичак,
кларнетист из Львова, заслуженный артист Украины, и заиграл на своих
народных духовых инструментах - запели древние славянские корни моей
души, а с самого ее дна поднялись зарытые где-то в кромешной глубине
чувства причастности к этой простой и, как оказалось, дорогой музыке.
Многие пережили мгновения очищения и обновления того лучшего, что в душе
каждого хранится. В его выступлении была вся та чистота, простота и
ясность, что отличают подлинное от мнимого, настоящее от поддельного. И
хотя оно закончилось шутливыми пассажами на "пляшкофоне", "шклянкофоне"
и "шлангофоне", ощущение встречи с искусством осталось весомым.
В перерывах я общалась с участниками.
Мирон Блощичак:
- Я не считаю себя джазовым музыкантом, играю фольклорные импровизации
на древних народных инструментах, которые являются альтернативой
джазовой традиции. Когда-то три года играл джаз-рок в киевском ансамбле
"Кобза", но после очередного фестиваля понял, что как будто говорю на
языке, которого никто не понимает, и перешел на фольклорную музыку. Хотя
многому в "Кобзе" научился и считаю своими учителями всех, кто
подсказывал мне в жизни. Каждый мой инструмент - мой отдельный ребенок,
очень дорогой своим богатством звука, возможностями, хотя они не
известны профессорам консерваторий, а вышли из народной "красной книги".
Я хочу, чтобы они обогатили души слушателей: вот это - глиняная зозуля,
вот древнейшая простая трубка без единого бокового отверстия, поющая,
как ветер в горах, "дидова флояра" - двухметровый "карниз", играющий
обертонами трембиты или иных древних инструментов, известных и в других
странах, вот двухголосная двойная "джоломыга", это - простая дрымба, вот
мною изобретенный "витрофон" и даже склянки-банки, например, "пляшкофон"
- пластиковая бутылка, не полностью заполненная водой, в которую в
горлышко вдувается воздух, а нажатием на нее руки регулируется высота
звука. Играть можно на всем, даже на крышке от пластиковой бутылки.
Народные инструменты древние создавали для себя, играя на них могли
подняться над повседневностью, над своими грехами и полететь душой к
небу, к тому чистому, что есть в душе каждого.
Наша музыка, в частности, аутентичная, переживает тяжелые времена. Как
ее поддержать?
-Это должно происходить на государственном уровне. Временами мне
кажется, что, кроме попсы, вообще никакой музыки у нас не осталось. Если
послушать радио и TV, то возникает впечатление, что на свете нет ни
классики, ни джаза, ни народной музыки, только попса. На самом деле она
должна занимать свое, положенное ей "третье" место. И продюсеры сейчас
сплошь делают то, что легче: берут привлекательную, нередко безголосую
девочку и раскручивают.
А как поднять уровень слушателей?
- Нужно хотя бы давать выход хорошей музыке в эфир, на сцену. Если
человек послушаете такую, как вы сегодня, музыку, и даже заплачет, то он
скажет: "я хочу идти на такой концерт, а не слушать попсу". Я преподавал
в музучилище и во Львовской консерватории древние инструменты, но
министерством этот предмет введен не был, он был как будто никому не
нужен, и я преподавание оставил, так как за те копейки, что платили за
работу, моих троих детей я бы не накормил. Я хочу учить своему делу
студентов, но предмет и программа должны быть утверждены министерством,
начиная от музыкальных школ. В народе сбереглось много подлинного, слава
Богу. В селах есть "высоконародные профессионалы", подлинные виртуозы.
Был, например, бесплатный концерт ансамбля "Збиранка" во Львовской
консерватории для студентов и преподавателей, так эти сокровища никто не
записал, ни радио, ни телевидение, просто музыканты поиграли - и все.
Вот в таком состоянии наша культура. Я бы хотел пожелать, чтобы [новый
министр культуры] Оксана Билозир и руководители культуры на местах
взялись, наконец, за эту тяжелую работу.
Завершился первый день фестиваля выступлением московского трио
клавишника Вячеслава Горского. По признанию со сцены, Горский ведет
происхождение из Киева, отсюда родом его мама. В трио играл давний
партнер Вячеслава, барабанщик Руслан Капитонов, и новый способный
бас-гитарист Алексей Заволокин. Горский, 10 лет проработавший на заре
своей карьеры с Алексеем Козловым в "Арсенале", не потерялся, покинув
известный коллектив, а продолжает оставаться одним из самых
привлекательных на постсоветском пространстве исполнителей полижанровой
импровизационной музыки .
Вячеслав, я слышала вас в 2002-м на первой "Еднiсти", позже, около
полутора лет назад - в ДК КПИ в большом сольном концерте. Скажите, что
будет с джаз-роком, в котором вы в прошлом много работали, когда
музыканты Вашего поколения уйдут на покой? (Дай Бог, чтобы это случилось
не скоро).
- Я думаю, что джаз-рок существует в виде групп "Чикаго", "Кровь, пот и
слезы" - тех, кто придумали этот жанр. Сейчас мы играем сочетание
различных стилей, направлений, эпох. Тут соединяются классика, этника,
восточная элементика, присутствует импровизация, а соло на бас-гитаре -
это рок-элемент, временами мы вводим фанковую музыку. Это полистилистика,
которая сейчас актуальна, хотя несколько эклектична. Чистый джаз-рок -
сегодня нечто ортодоксальное, и он практически исчез. Сегодня мне это
уже неинтересно, мы хотим двигаться вперед вместе с тем, как развивается
музыка.
Какова концепция вашего последнего альбома "Exotic life"?
- Был замысел совместить несовместимое, сделать цикл, альбом, а не
просто набор симпатичных пьес. А стилистически - это то, что мне
интересно. В альбоме есть пьеса с шотландской волынкой (с Владимиром Лазерсоном - авт.), с участниками ManSound - Рубеном Толмачевым и
Володей Михновецким. Есть баллада в стиле Count Basic, есть фанк, регги
(где [саксофонист] Олег Киреев играет). Хотелось, чтобы альбом был
веселым, красочным.
Сегодня, слушая вас, я думала, что музыка оставляет человека молодым,
ровесником того, что играет музыкант.
- Согласен. Мы стареем только снаружи, а в душе любой человек такой же,
как и в молодости.
Второй день фестиваля открыл наш легендарный Er J Orchestra. На сцене
играли восемь музыкантов - один другого лучше. Трудно выделить кого-либо
одного, настолько прекрасными исполнителями и яркими индивидуальностями
является каждый из них. Музыка руководителя коллектива Алексея
Александрова несет в себе светлое, доброе, жизнелюбивое начало. Таков
последний, вышедший менее года назад альбом оркестра "Единорог. В этом
концерте музыканты сыграли три большие 10-15 минутные композиции, каждая
- образец блестящего тембрального мышления, прекрасного
импровизационного дара и "чувства локтя", необходимого в таком деле. Не
могу не перечислить всех: А. Александров - композитор, бенд-лидер,
исполнитель на фортепиано и продольной флейте, Виктор Крысько - скрипка,
Виктор Соломин - домра, баян, Сергей Рыбалкин - гитара, Андрей Пушкарев
- виброфон, Владимир Сороченко - бас-гитара, Алик Фантаев - ударные,
Александр Береговский - перкуссия.
Алексей, назовите, пожалуйста, свои стилевые ориентиры.
- Это полистилистика: импрессионизм, романтизм, "околоджазовость",
этническая музыка - славянская, Восток. Сегодня не прозвучали пьесы,
включающие средневековые европейские мотивы, точнее, аллюзии, так как мы
никого не копируем и не цитируем.
У вас очень хорошее чувство формы, например, в пьесе "Eljazo" она очень
стройная и четкая. Как это достигается?
- Я скорее двигаюсь от литературных ориентиров. Отталкиваюсь от ощущения
"точки золотого сечения". Многое зависит от самих музыкантов, их чувства
и понимания задачи, ведь мы нередко придумываем оркестровки уже в
процессе работы над произведением. Сейчас мы задумали новый студийный
альбом, музыка уже вся есть, и многое занесено в партитуру. А писать
новый CD будем вновь на студии "Аркадия", у А. Вихорева. Мы предполагаем
пригласить ряд очень известных музыкантов, поэтому теперь речь идет о
деньгах.
А литературные планы?
- По-прежнему корплю над своим романом "Книга книг".
Вторым в этот день играл Владимир Соляник - прекрасный
пианист-импровизатор, спонтанный музыкант, большой фантазер, обладатель
огромного разностилевого слухового и "игрового" запаса. Соляник был в
отличной форме. Я много раз слышала Владимира, и солирующим, и в
ансамбле. Как солист он мне импонирует больше. Пианист играл около 25
минут и, как по-хорошему шутят музыканты, "переиграл сам себя". Его
большая, развернутая полистилистическая композиция была сложна в
тональном, техническом, тембральном, динамическом ключах, были моменты
стилистики буги-вуги, блюза, бибопа, авангарда, едкой ироничности
крошечных цитат из классической "попсы" - бетховенской "Лунной", "Танца
маленьких лебедей" и I фортепианного концерта Чайковского, вызвавших
живую реакцию зала.
Владимир Иванович, расскажите о своих музыкальных предпочтениях, и
фортепианных, в частности.
- Я слушаю музыку разных стилей, только бы она была хорошей. Очень люблю
Баха, а в Лейпциге мне довелось играть на его органе. Слушаю Вивальди,
Шостаковича, 15 симфония которого - мое любимое произведение. В джазе я
очень привязан к польскому пианисту Адаму Маковичу, который произвел в
свое время на меня большое впечатление и оказал влияние. Конечно,
лучшими нахожу Оскара Питерсона, Чика Кориа, Хэрби Хэнкока, Мишеля
Петруччиани.
Что вы предпочитаете - сольную или ансамблевую игру? И облегчает или
усложняет вашу сценическую жизнь игра с партнером?
- По-разному. Но сольная игра действительно приносит больше свободы, и
когда играешь, не всегда знаешь, что будет дальше, идешь за своей
интуицией, мыслями. Выходить одному на сцену ответственно: нужно если не
убедить публику своей игрой, то, по крайней мере, увлечь, заразить
энергетикой. Я люблю играть в дуете, по-моему, это самый сложный из
существующих ансамблей. Мой любимый партнер- Джордж Хаслам,
тенор-саксофонист из Англии. Мы сотрудничаем 10 лет и недавно закончили
турне по Чехии и Словакии. Еще я играл в два рояля с Чиком Кориа в одном
из клубов Германии. Это очень "повышает планку" и очень сложно и
ответственно.
А каков был план сегодняшнего выступления?
- Импровизация - вот мой принцип. Знаете, Ларошфуко сказал: "первый шаг
мы делаем сами, а дальше нас ведет судьба". У меня была одна
предварительная схема, но сама музыка, и зал, очевидно, "уводят" в
другую сторону. Играя, я не понимал, сколько прошло времени, хотя
положил перед собой часы. Как потом выяснилось, импровизировал 25 минут,
но мне казалось, что не больше 15-ти. Иногда же, наоборот, кажется, что
играешь долго, и время разворачивается очень медленно.
Расскажите о вашей поездке в Париж.
- Я был на юбилее киностудии, и там познакомился с Бельмондо, Катрин
Денев. Сначала, в первом отделении, играл в лирическом стиле, но один
парижский критик посоветовал играть агрессивнее, и когда я последовал
его совету, публика замолчала и стала подтягиваться поближе и слушать
мою игру. Я получил приглашение участвовать в фестивале на Лазурном
берегу.
Вы много лет преподаете в киевском музыкальном училище им. Глиэра. Какие
ценности Вы прививаете своим ученикам?
- Негласный закон, принятый музыкантами - чувство ответственности,
дружбы, потому что мы сами друг друга только и поддерживаем. Учу их
больше заниматься и быть свободными в игре. Если не стремиться стать
лучшим в мире музыкантом, то нет смысла заниматься музыкой вообще.
Другие педагоги нередко их "загоняют в рамки", из которых потом нужно
освобождаться и преодолевать страх. Свобода должна прививаться в семье,
и первое, что нужно ученику - перестать бояться. Джаз играть хотят очень
многие. Например, я даю мастер-классы в Прибалтике, и туда съезжаются со
всей Европы желающие научиться его играть. К сожалению, у нас нет
правильной методики, системы обучения джазовой музыке, учебных пособий,
и все держится на педагогах, которые каждый по-своему учат детей, как
могут. Нужно изучать джазовую гармонию, историю музыки, джазовые стили.
Но из-за отсутствия единой системы дело продвигается очень медленно.
Педагоги зарабатывают очень мало, и ученики, к сожалению, ходят к ним
заниматься домой частным образом, платят за уроки деньги. Боюсь, что
новая министр культуры, которая нередко поет под фонограмму, не сможет
сдвинуть в нужном направлении положение дел в музыкальном образовании,
хотя бы потому, что выступает под фонограмму, что запрещено во всем
цивилизованном мире.
На сцене Соляника сменило московское трио "Второе приближение" в составе
пианиста и композитора Андрея Разина, контрабасиста Игоря Иванушкина и
певицы Татьяны Комовой.
Они второй раз участвовали в фестивале "Еднiсть". Трио играет авторскую
музыку Разина, стилистически находящуюся на стыке импровизационной и
современной академической музыки, и использует отдельные элементы
авангарда: сонористику, пуантилизм. Композиции ансамбля (я слышала его в
третий раз) имеют достаточно развитую форму, сложный ладогармонический
строй, но музыка все же остается довольно доступной и привлекательной,
так как нередко имеет яркую жанровую опору: танцевальную, фольклорную,
скерцозную.
Оба инструменталиста - отличные технари, обладающие к тому
же прекрасным тембровым слухом и чувством ритма и ансамбля. Татьяна Комова - хозяйка сильного голоса большого диапазона, к тому же очень
чуткий партнер и на удивление приятна на сцене. Киевляне встретили
гостей очень радушно, отлично разобрались в стилистике, долго не
отпускали со сцены и остались под большим добрым впечатлением.
Предпоследним играл наш мастер гитары Энвер Измайлов, принятый публикой,
как всегда, "на ура" и с большой радостью. А заключил концерт
украинско-бразильский ансамбль, солистом которого выступил подлинный
бразильеро Андре Пинтос дос Сантос, приглашенный в Киев из Праги, где он
сейчас работает. Музыку он пел "самба-боссановную", но особым качеством
не потряс, опровергнув расхожую банальность о преимуществе иностранного
(тем более, заморского) джазиста: не все то золото, что блестит.
Ольга Кизлова,
Киев
фото: Александр Зубко
Серьезный джаз на фестивале "Едність"
С приходом весны в Киеве заметно активизируется концертная джазовая
жизнь. Происходит это, как правило, за счет выступлений "привозных"
музыкантов, реже - своих, украинских. Особого внимания на этом фоне,
заслуживает, конечно, пока единственный(!) на киевском джазовом
небосклоне фестиваль "Едність". Он проходит уже в четвертый раз,
благодаря настойчивым усилиям горячего любителя и тонкого ценителя
джазовой музыки Сергея Грабаря, при поддержке музыкального агентства
"Театр джаза".
Двухдневная фестивальная программа на этот раз включала представителей
разных "весовых" категорий из мира джаза: от "продвинутого" детского
состава "Little Band Academia" п/р Виктора Басюка и квартета молодого,
но опытного пианиста Тимура Полянского до культового Er.J.Orcestra, "околоджазового"
бразильца Андре Пинто дос Сантоса, всегда экзотического Энвера
Измайлова, экспериментатора Владимира Соляника, - и до крепкого
профессионального трио Вячеслава Горского и, наконец, уникального трио
"Второе приближение".
Возможно, благодаря такой пестрой стилевой палитре киевская публика
имела редкую возможность - присоединиться к огромному пространству
джаза, а также обозначить для себя основные тенденции, существующие в
нем на сегодняшний день.
Кредо фестиваля, отразившееся в его названии (по-русски оно означает
"единство"), на мой взгляд, особенно ярко прослеживалось в выступлениях
двух участников, а именно - киевского пианиста Владимира Соляника и
московского трио "Второе приближение".
Отличительная черта импровизатора Владимира Соляника - спонтанный
характер игры. Именно это свойство позволяет ему чувствовать себя
уверенно в любых джазовых "ситуациях", свободно балансировать между
различными стилевыми проявлениями современной музыки, а также
выстраивать свое дополнительное инструментальное "окружение" в
зависимости от внезапно пришедшей идеи. Эти неожиданно рожденные
музыкальные идеи проживают в импровизациях Владимира богатую бурную и
каждый раз наполненную новыми художественными смыслами жизнь.
Одним словом, джазовая импровизация для Соляника - это не просто
необходимая технологическая атрибутика, а сущностная черта его жизни в
музыке. Наверное, поэтому его "Киев Арт ансамбль" - коллектив, открытый
всем возможным джазовым "ветрам", с нефиксированным составом участников.
Соляник использует его как плацдарм для очередного творческого
эксперимента.
Каждое сольное выступление музыканта - это новая захватывающая история.
Одна из них и была "рассказана" фестивальной публике.
С первых звуков стало понятно, что музыкальное действие будет построено
на некоей драматической коллизии. Лирическая тема, которая оформилась
через "ноктюрновые" интонации с типично романтической фактурой, стала
резко вытесняться монотонными "страйдовыми" образованиями, причем с
каждым новым проведением они становились все ожесточеннее и грубее.
Доведенные до динамического и темпового апогея, они грубо вторгались в
продолжавшие литься лирические, теплые фразы. И вдруг на кульминации все
эти контрастные метания были отброшены новой, блюзовой темой, окрашенной
в сентиментально-ностальгические тона. Так закончилась схватка двух
контрастных образных линий, олицетворяющих высокое, одухотворенное,
человеческое - и низкое, вульгарное, враждебное начала.
Удивительно, как в подобного рода сиюминутных творческих актах
проступает красота личности, переживающей особое состояние интуитивного
прозрения. Возможно, в этом сокрыта ценность спонтанной импровизации.
Выплескивая на общее обозрение свои сокровенные мысли, автор-исполнитель
делится со слушателями свежими эмоциональными открытиями, ароматами
новых звучаний, радостью от постижения неизвестных музыкальных
измерений…
Помимо многочисленных профессиональных достоинств пианиста, особо
хотелось бы выделить его композиционный талант. Все спонтанные
проявления в процессе музицирования он подчиняет общей логике развития,
акцентируя при этом узловые моменты, добивается смыслового единства, не
допуская интонационного хаоса.
Соляник всегда новый, неожиданный и интересный. Но куда бы, в какое
экспериментальное смысловое поле не устремлялся бы взор импровизатора,
его манера игры остается подчеркнуто узнаваемой -
эмоционально-раскованной, с налетом грустной созерцательности.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что участники
московского трио "Второе приближение" в полной мере усвоили опыт разных
"музык" и осознали себя как единый культурно-стилевой конгломерат. Их
музыкальный кругозор настолько расширился, что всем троим исполнителям
не составляет особого труда переключиться из одной культурной среды в
другую, будь то русский или цыганский фольклор, современный
академический авангард, ну и, конечно, любое джазовое направление.
Одной из характерных черт мировоззрения ансамбля является, на мой
взгляд, преодоление интонационных стереотипов, и как следствие, поиск
новых стилевых взаимосвязей, привлечение необычных звучаний, усиление
жанрового колорита. И доказательством тому было фестивальное выступление
"Второго приближения" - яркое, запоминающееся, прошедшее на одном
дыхании.
Эстетическая специфичность ансамбля отразилась в использовании игровых,
ритуальных импульсов, что лишний раз подчеркивает мысль о том , что джаз
- музыка не предназначенная для пассивного прослушивания. В
представленных концертных версиях композиций "Тарантелла","Танец", "Иванушкин-буги"
был использован весь возможный "перкуссивный" арсенал выразительных
средств, включая возгласы, выкрики, реплики-передразнивания всех
участников коллектива, что невероятно подстегивало реакцию публики.
Атмосфера подчеркнуто открытого взаимодействия ансамбля подогревалась
также эксцентричными скэтовыми перепалками Татьяны Комовой и Андрея
Разина.
Очень разнопланово прозвучала новая композиция трио - "Два настроения".
Характерной чертой номера была постоянная смена типов изложения, что
подчеркивало импровизационный склад музыки. Все элементы - будь то
стилизованно-оперные или "восточные" интонации в партии Комовой,
остинатные фигуры Иванушкина или "шопено - листовские" фактурные приемы
Разина - органично врастали в общий композиционный план, создавая
ощущение полистилистического разнообразия.
Новую трактовку получила знакомая пьеса "Пьеро" (с одноименного альбома
1999 г.). Дуэт Иванушки - Разин достиг настолько объемного звучания,
что, казалось, на сцене присутствовало еще несколько музыкантов. И
контрабасист, и пианист проявили себя как опытные знатоки возможностей
своих инструментов, извлекая из их глубин проникновенно лирические
звучания. Поистине - редкий пример джазовой кантилены!
Острый капризный ритм, краткие шуршащие мелодические фразы, необычные
звукоподражательные эффекты - частые гости в наборе выразительных
средств Татьяны Комовой. Виртуозно владея голосом, певица помещала свои
тембровые находки в различные культурно-стилевые контексты.
Вообще, все музыканты "Второго приближения" своим выступлением
продемонстрировали неограниченные возможности импровизационного
мышления: молниеносная реакция на все ритмические, мелодические и другие
характерные для процесса музицирования изменения, ассимиляция внешних и
внутренних импульсов, ассоциативность музыкального языка. Своим
творчеством они продолжают доказывать, что современный джаз - сугубо
авторская музыка с высокой степенью креативного начала, и в тоже время -
в ней есть особый узнаваемый драйв, присутствующий в любых
высококлассных образцах этого вида искусства.
Елена
Супрун, Киев
музыковед
|