#6, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Новосибирск: страсти
при дворе организаторов |
|
В Новосибирске есть особая джазовая школа. Музыкант и теоретик
Сергей Беличенко
последовательно убедил в этом музыкантов, чиновников и спонсоров. 28
января на защите своей кандидатской он нашел доводы и для
искусствоведов. Осталось придумать приманку для публики.
Еще
пять лет назад Сергею Андреевичу как руководителю джазового направления
концертного отдела Новосибирской филармонии удавалось два раза в год
устраивать фестивали с участием звезд уровня Бенни Голсона, Кертиса
Фуллера, Вячеслава Гайворонского и
Аркадия Шилклопера, а
главное - собирать на них полные залы. Публика жаждала немного
рафинированной импровизационной музыки и получала ее. Столпотворение
убежденных сторонников "интеллектуального джаза" доказывало цельность и
историчность этого явления.
Создание новой ветви свободного джаза, замешанного на музыке северян и
региональном восприятии свежих тенденций в академическом авангарде, дало
повод для введения понятия собственного джазового языка. В результате
даже старые работники культуры научились называть Новосибирск
полноценной джазовой метрополией и третьей столицей американской музыки
в России. На фоне такого благолепия совершенно логично то, что первая
попытка придать музыкознанию нового жанра академический и
методологический статус случилась именно в Новосибирске. Своей
кандидатской диссертацией "Формирование новосибирской джазовой школы"
Беличенко, с одной стороны, закрепил за своим городом передовой статус в
джазовой истории страны, с другой - поставил точку в истории становления
профессиональной импровизационной музыки Сибири.
Собственно, джазовое напряжение 90-х начало спадать уже к концу
десятилетия. Сначала стерся флер особой, штучной музыки - достаточно
было двух-трех тусклых филармонических концертов и нескольких
псевдоджазовых программ академических коллективов филармонии. Потом
публика утратила интерес к гастролям звезд: многие из высокочтимых
джазистов в регионах ограничивались спонтанным джем-сейшном с местными
музыкантами и в исполнении джазовых стандартов ничем особенно не
выделялись на их фоне. Позднее выяснилось, что и местные
инструменталисты не готовы представлять публике авторские программы.
Одни с головой заняты работой в питейных заведениях города и утратили
азарт к "чистому искусству", другие, как пианист
Алексей Подымкин или
трубач Андрей Лобанов, покинули Сибирь. Итог неутешителен: за последние
четыре года в Новосибирске не удалось провести ни одного полноценного
фестиваля, а казавшаяся такой преданной аудитория изменила
филармоническому формату в пользу клубного.
Пользуясь терминологией диссертанта, можно с уверенностью заявить, что
музыканты утратили две важные позиции: "специфическую джазовую среду" и
отчасти "педагогическую базу". Первые два этапа формирования
новосибирской джазовой школы, а именно "обретение независимости
джазового музицирования от политической конъюнктуры и выделение
джазового крыла исполнителей из самодеятельной сети художественного
творчества", уже необратимы.
Оркестровый джаз сменил прописку
Джазовая педагогическая база Новосибирска напрямую связана с именем
альт-саксофониста, профессора консерватории и бэнд-лидера Владимира
Толкачева. Начиная с 1990 года большинство ярких исполнителей (прежде
всего "духовиков"), прославлявших новосибирскую джазовую школу в России
и за рубежом, - его воспитанники. Владимир Николаевич разработал и
внедрил в своем экспериментальном студенческом бэнде новую систему
джазового обучения. Его ученики утверждают, что он - лидер, который
умеет извлекать "джазовость" из любой музыкальной фактуры.
Неудивительно, что биг-бэнд под управлением маэстро довольно быстро стал
лучшим репертуарным оркестром страны по опросам ведущих музыкальных
критиков. Впрочем, с нового сезона ему придется сменить вывеску:
Толкачев уезжает в Екатеринбург, чтобы возглавить местный джаз-оркестр
Театра эстрады. Кроме того, специально под него в главной консерватории
Урала будет открыта кафедра высшего джазового образования.
Сам музыкант утверждает, что не принимал предложение свердловчан много
лет - все надеялся, что новосибирские власти оценят его оркестр по
достоинству: увеличат жалование музыкантам, предоставят нормальный
репетиционный зал, обновят парк инструментов. Удалось добиться только
последнего. Вопросы с зарплатой и помещением, как и личная проблема -
улучшение жилищных условий - остались нерешенными. Теперь Толкачев готов
сделать лучшим российским оркестром екатеринбургский бэнд. Оркестрового
джаза былого уровня в Новосибирске, вероятно, уже никогда не будет.
Пять четвертей надежды
Ситуация с малыми джазовыми составами более оптимистична. Нынешний
концертный сезон и особенно первые недели 2005 года словно дали
джазовому сообществу последний шанс. В сентябре прошлого года заработала
"джазовая составляющая" международной программы обменов "Открытый Мир".
Американские фонды взяли на себя расходы по транспорту, приему и
обучению российских музыкантов в университетах США. Первыми из сибиряков
в Штаты по обмену попали два новосибирца - саксофонист Николай Панченко
и тромбонист Вадим Добряков. Панченко вспоминает: "Мы жили в
Сан-Франциско, вместе с другими студентами ходили на занятия
эстрадно-джазового отделения местного университета, делили сцену со
звездами: например, отыграли джем-сейшн с контрабасистом Кристианом
МакБрайдом на фестивале в Монтерее". Но главное - Николай расстался с
чувством собственной неполноценности по отношению к "носителям жанра":
оказывается, американские ровесники играют не лучше его самого, во
всяком случае, в Сан-Франциско. Бросилась в глаза и принципиальная
разница между сибирскими и американскими студентами джазовых институтов.
За океаном учатся джазу - и зарабатывают джазом. В Сибири воспитываются
в джазовых традициях, но занимаются попсой. Никакой практики в столице
Сибири для джазменов нет, кроме редких филармонических программ и
концертов в джаз-клубе "Труба".
"Несмотря на то, что мастерство молодых музыкантов растет, их джазовое
будущее в Сибири остается под вопросом. Здесь все меньше ресторанов,
клубов, кафе и подвалов, где можно играть любимую музыку,- рассуждает
кандидат искусствоведения Сергей Беличенко,- Понимая это, деятели джаза
пытаются спасать положение". Уже в феврале на средства друзей джаза и
самих музыкантов выйдут четыре новых диска под сибирским джазовым
лейблом Ermatell Records: "Эллингтония" (трио Игоря Дмитриева плюс
Академический симфонический оркестр), "Назар"
Игоря Бутмана (памяти
Вячеслава Назарова), "Азартные игры" (ансамбль "Нью Тон") и "Страсть в
душе священника" (квартет "Новое поколение" и ансамбль "Маркелловы
голоса"). Кроме того, в Сибирском университетском издательстве
приступили к изданию серии "Золотая библиотека джаза". В печати четыре
переводных книги: "Послушай, что я тебе расскажу", "Мир Дюка Эллингтона",
"Джазовая сцена" и "О тех, кто делает джаз".
Помочь самореализации новосибирских музыкантов наверняка смогут две
программы новосибирской филармонии: пробные выступления "молодой
джазовой крови" (студентов консерватории и музыкального колледжа), а
также творческие вечера лучших сибирских джазменов. Примечательно, что
первые сольные концерты дали пианист-романтик Евгений Серебренников и
консервативный хранитель традиций пианист Игорь Дмитриев. Джазовую
метрополию вообще населяют исключительно академические музыканты – не
только по образованию, но и по складу характера. Техничные и
ответственные, они воспитали в зрителях соответствующий образ джаза -
чуть освеженной классики, умной и воспитанной музыки. Потребителям джаза
не хватает революционеров, шумных и непредсказуемых производителей
бешеного свинга. Хотя, по мнению того же Владимира Толкачева, главное
для самобытного джаза новосибирской школы – закрепить достигнутое и
ничего не растерять. "Вопреки образованию и правилам сейчас уже ничего
не получится,- рассуждает маэстро,- Период "лабушности" закончился. С
одной стороны, профессиональное искусство губит джаз, а с другой –
непрофессионализм губит его еще больше. Просто джаз - умирающее
искусство. Ничего не меняется с конца 60-х годов XX века, а 30 лет
застоя - это уже диагноз…"
Антон Веселов
Новосибирск
|
|
На первую
страницу номера |
|