502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 3, 2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Larry Coryell
-
"Tricycles"

Favored Nations, 2004

62:04

* * * * *

Если имя гитариста Ларри Кориелла и не называется в числе первых, когда произносится словосочетание "джаз-рок", то это только потому, что он никогда не заботился оставаться в рамках только одного стиля. Он играл прото-джаз-рок еще в середине 60-х, только-только перебравшись в Нью-Йорк из далекого Сиэтла, и как играл! Ряд его джаз-роковых проектов рубежа 60-х и следующего десятилетия далеко опережал свое время, но вот беда - продукция этих проектов оказалась вне фокуса коммерческого успеха, поскольку в них входили сильные солисты (например, Рэнди Бреккер или Альфонсо Музон), у каждого из которых были и другие важные работы. А потом джаз-рок стал тесен Кориеллу, он стал играть джазовый мэйнстрим (и с кем - Сонни Роллинз, Чарлз Мингус, Кенни Баррон!), классику, бразильскую музыку, акустические дуэты с другими гитаристами (Джон Скофилд, Джон Маклафлин...). В общем, он - слишком эклектичная фигура для критиков, любящих все раскладывать строго по жанровым полочкам. Но большинство отдельно взятых его работ в рамках выбранного им для каждой работы стиля просто превосходны. Превосходен и новый альбом, где 61-летний мастер предстает во всем блеске джазовой стороны его игры, да еще в таком сложном формате, как электрическое трио: к звучанию его электрогитары присоединяется подвижный и сильный безладовый электробас Марка Игэна, и вместе два этих голоса, как на гранитной скале, лежат на могучем основании безупречно надежных барабанов Пола Вертико (оба - и Игэн, и Вертико - в разные годы по много лет играли в группе другого джаз-рокового супергитариста, Пэта Мэтини). Весь альбом в целом ни на секунду не позволяет усомниться в стопроцентной компетентности музыкантов во всех тонкостях джазового мэйнстрима, и в то же время исподволь, не в лоб, не декларативно, но неотвязно захватывает слушателя стопроцентно джаз-роковой энергетикой - наверное, с того момента в первом же треке, когда Кориелл целый квадрат играет одно смелое, по-молодому нахальное гитарное тремоло, пока ритм-секция выписывает будоражащие ритм-н-блюзовые фигурации! Контрастно и в то же время логично звучит финальный трек, где Ларри, взяв в руки акустический инструмент, тихо и мудро играет битловскую "She's Leaving Home" безо всякого аккомпанемента, и крошечная ошибка пальцев мастера в сложной смене аккорда около точки золотого сечения трека, нарочито оставленная неисправленной ни новым дублем записи, ни редакторскими ухищрениями, трогает сильнее, чем у иных супергероев - километровые безупречные запилы в стратосфере.

 


Trilok Gurtu
-
"Broken Rhythms"

Cream Records, 2004

44:29

* * * *

Если вдуматься, судьба музыкантов, играющих на стыке западной музыки и какой-либо из великих музыкальных культур вне европейской традиции, достаточно трагична. В собственной культуре им остается роль, в лучшем случае, модерниста, если не прозападного модника; в западной музыке они обречены всю жизнь нести на себе печать "иноземной экзотики" с приставкой "этно". 53-летний перкуссионист Трилок Гурту, родом из Бомбея, столицы индийской популярной культуры, всю жизнь старается использовать не ограничения, накладываемые таким положением, а преимущества. Внук легендарного мастера игры на классическом индийском ситаре и сын знаменитой индийской певицы Шобхи Гурту, Трилок с детства овладел всеми премудростями сложной игры на индийских ударных, прежде всего на барабанах табла. Но брат, тоже перкуссионист, открыл ему целый мир западной музыки, прежде всего джаза, и, попав в середине 70-х Нью-Йорк с аккомпанирующим составом индийской певицы Аши Бхосле, Трилок погрузился в новую премудрость - игру на ударной установке, которую с тех пор успешно совмещает с игрой на табла. Гурту всегда стремился играть с музыкантами открытого, не "герметичного" плана - сначала в ансамбле трубача Дона Черри, потом с такими американскими и европейскими звездами, как Джон Маклафлин, Джо Завинул, Ян Гарбарек или группа Oregon, членом которой он был в 1984-88 гг. Очередной его сольный альбом столь же эклектичен, как и предшествующие, но вышел не на CMP, где он записывался в прежние годы, а на французском Cream Records. Гурту смешивает монотонные "грувы" джаз-рока, электрическую рок-энергетику (в одном треке на гитаре играет аж сам Гэри Мур), тончайшую ритмическую организацию индийской музыки и свойственную современным ее версиям сладкую экстатичность вокала (на альбоме записаны почти сплошь индийские вокалисты), гармонические изыски европейской классики (на части треков играет итальянский струнный квартет Arke) и общемедитативную атмосферу всей современной world music, что особенно гипнотично звучит в двух треках, основанных на звучании фантастического горлового пения тувинского квартета "Хуун-Хуур-Ту" (Кайгал-Олл Ховалыг, Шайян Бапа, Алексей Сарыглар и Андрей Монгуш). Общее впечатление от всего этого разнородного, разностилевого, да еще и записанного частями в трех разных студиях (и трех разных странах!) материала - неожиданное единство и цельность, что, безусловно, говорит о возросшем продюсерском мастерстве Трилока, наконец-то ставшего достойным уровня его бесспорного ритмического гения.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Play

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service