Выпуск # 3, 2005
502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Larry Coryell
-
"Tricycles"
Favored Nations, 2004
62:04 * * * * *
|
|
Если имя гитариста Ларри Кориелла и не
называется в числе первых, когда произносится словосочетание "джаз-рок",
то это только потому, что он никогда не заботился оставаться в рамках
только одного стиля. Он играл прото-джаз-рок еще в середине 60-х,
только-только перебравшись в Нью-Йорк из далекого Сиэтла, и как играл!
Ряд его джаз-роковых проектов рубежа 60-х и следующего десятилетия
далеко опережал свое время, но вот беда - продукция этих проектов
оказалась вне фокуса коммерческого успеха, поскольку в них входили
сильные солисты (например, Рэнди Бреккер или Альфонсо Музон), у каждого
из которых были и другие важные работы. А потом джаз-рок стал тесен
Кориеллу, он стал играть джазовый мэйнстрим (и с кем - Сонни Роллинз,
Чарлз Мингус, Кенни Баррон!), классику, бразильскую музыку, акустические
дуэты с другими гитаристами (Джон Скофилд, Джон Маклафлин...). В общем,
он - слишком эклектичная фигура для критиков, любящих все раскладывать
строго по жанровым полочкам. Но большинство отдельно взятых его работ в
рамках выбранного им для каждой работы стиля просто превосходны.
Превосходен и новый альбом, где 61-летний мастер предстает во всем
блеске джазовой стороны его игры, да еще в таком сложном формате, как
электрическое трио: к звучанию его электрогитары присоединяется
подвижный и сильный безладовый электробас Марка Игэна, и вместе два этих
голоса, как на гранитной скале, лежат на могучем основании безупречно
надежных барабанов Пола Вертико (оба - и Игэн, и Вертико - в разные годы
по много лет играли в группе другого джаз-рокового супергитариста, Пэта
Мэтини). Весь альбом в целом ни на секунду не позволяет усомниться в
стопроцентной компетентности музыкантов во всех тонкостях джазового
мэйнстрима, и в то же время исподволь, не в лоб, не декларативно, но
неотвязно захватывает слушателя стопроцентно джаз-роковой энергетикой -
наверное, с того момента в первом же треке, когда Кориелл целый квадрат
играет одно смелое, по-молодому нахальное гитарное тремоло, пока
ритм-секция выписывает будоражащие ритм-н-блюзовые фигурации! Контрастно
и в то же время логично звучит финальный трек, где Ларри, взяв в руки
акустический инструмент, тихо и мудро играет битловскую "She's Leaving
Home" безо всякого аккомпанемента, и крошечная ошибка пальцев мастера в
сложной смене аккорда около точки золотого сечения трека, нарочито
оставленная неисправленной ни новым дублем записи, ни редакторскими
ухищрениями, трогает сильнее, чем у иных супергероев - километровые
безупречные запилы в стратосфере.
|
|
Trilok Gurtu
-
"Broken Rhythms"
Cream Records, 2004
44:29 * * * *
|
|
Если вдуматься, судьба музыкантов,
играющих на стыке западной музыки и какой-либо из великих музыкальных
культур вне европейской традиции, достаточно трагична. В собственной
культуре им остается роль, в лучшем случае, модерниста, если не
прозападного модника; в западной музыке они обречены всю жизнь нести на
себе печать "иноземной экзотики" с приставкой "этно". 53-летний
перкуссионист Трилок Гурту, родом из Бомбея, столицы индийской
популярной культуры, всю жизнь старается использовать не ограничения,
накладываемые таким положением, а преимущества. Внук легендарного
мастера игры на классическом индийском ситаре и сын знаменитой индийской
певицы Шобхи Гурту, Трилок с детства овладел всеми премудростями сложной
игры на индийских ударных, прежде всего на барабанах табла. Но брат,
тоже перкуссионист, открыл ему целый мир западной музыки, прежде всего
джаза, и, попав в середине 70-х Нью-Йорк с аккомпанирующим составом
индийской певицы Аши Бхосле, Трилок погрузился в новую премудрость -
игру на ударной установке, которую с тех пор успешно совмещает с игрой
на табла. Гурту всегда стремился играть с музыкантами открытого, не
"герметичного" плана - сначала в ансамбле трубача Дона Черри, потом с
такими американскими и европейскими звездами, как Джон Маклафлин, Джо
Завинул, Ян Гарбарек или группа Oregon, членом которой он был в 1984-88
гг. Очередной его сольный альбом столь же эклектичен, как и
предшествующие, но вышел не на CMP, где он записывался в прежние годы, а
на французском Cream Records. Гурту смешивает монотонные "грувы"
джаз-рока, электрическую рок-энергетику (в одном треке на гитаре играет
аж сам Гэри Мур), тончайшую ритмическую организацию индийской музыки и
свойственную современным ее версиям сладкую экстатичность вокала (на
альбоме записаны почти сплошь индийские вокалисты), гармонические изыски
европейской классики (на части треков играет итальянский струнный
квартет Arke) и общемедитативную атмосферу всей современной world music,
что особенно гипнотично звучит в двух треках, основанных на звучании
фантастического горлового пения тувинского квартета "Хуун-Хуур-Ту" (Кайгал-Олл
Ховалыг, Шайян Бапа, Алексей Сарыглар и Андрей Монгуш). Общее
впечатление от всего этого разнородного, разностилевого, да еще и
записанного частями в трех разных студиях (и трех разных странах!)
материала - неожиданное единство и цельность, что, безусловно, говорит о
возросшем продюсерском мастерстве Трилока, наконец-то ставшего достойным
уровня его бесспорного ритмического гения.
Константин Волков
для Play
|
|
На
первую страницу номера |
|