10-18
марта в Санкт-Петербурге и Ярославле пройдут концерты тура "Джазовые
мосты Дания-Норвегия-Россия". В туре примут участие датский пианист
Мортен Пупер (Morten Puper), альт- и сопрано-саксофонист Леонид
Сендерский (Санкт-Петербург), норвежский барабанщик и компьютерщик Хокон
Берре (Hakon Berre) и санкт-петербургский басист Владимир Черницын. По
словам организатора тура - саксофониста Леонида Сендерского,
международный квартет готовит к выступлениям в России разнообразную
программу, которая будет меняться в зависимости от площадки. Так, на
традиционной сцене Санкт-Петербургской джазовой филармонии ансамбль
будет играть джазовые стандарты в современном прочтении, а, скажем, в
клубах JFC или NuJazzCafe - импровизационная музыка с широким
использованием электроники и компьютерных эффектов. Пианист Мортен Пупер
и саксофонист Сендерский, с сотрудничества которых начался этот проект,
познакомились в консерватории Эсбьерга (Дания), где петербургский
музыкант проходил годичный курс обучения в 2003-2004 гг.
Расписание тура:
-
10.03
- Jazz Philharmonic Hall
- 11.03 - JFC jazz club
- 12.03 - Jam Point (уточняется)
- 13.03 - NuJazz Cafe, специальный гость - Вячеслав Гайворонский
(труба)
- 14-17.03 - Ярославль, фестиваль "Джаз над Волгой"
- 18.03 - "Диез" (Чкаловский пр.13)
Леонид
Сендерский (р. 22.07.1982, Ленинград) - альт/сопрано-саксофон, флейтист.
Рос в музыкальной семье, пел в хоре мальчиков при синагоге. Учился в
Охтинском центре гуманитарно-эстетического воспитания. Джазом стал
заниматься, поступив в музыкальное училище им. Мусоргского (класс
Геннадия Гольштейна).
На петербургской клубной джазовой сцене известен прежде всего в составе
групп Fresh (преимущественно авторская музыка Сендерского) и Take five
(классический джаз). Играет в оркестре Геннадия Гольштейна "Саксофоны
Санкт-Петербурга" и биг-бэнде Сергея Гусятинского. В 2003 г. получил
стипендию на годовое обучение в Датской консерватории (Эсбьерг),
преподаватель Марк Бернстайн (США). В Дании собрал группу Mixture, куда
вошли студенты консерватории из Дании и Норвегии. Летом 2004 г. поступил
в Академию Культуры (С.-Петербург).
Ваагн Айрапетян как зеркало революции в армянском
джазе
Знаете,
почему ереванцы завидуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не
потому, что у них нет проблем с отоплением или газом, какие есть у нас,
а потому, что у них в городе жизнь ярче, насыщеннее, все время что-то
происходит в культурном плане - выставки в картинных галереях, новые
постановки в театрах, концерты... Жители столицы Армении в этом плане
явно пока проигрывают. Хотя, надо признать, что ситуация в последнее
время явно меняется к лучшему. По крайней мере, в музыкальной сфере на
клубном уровне.
Непосредственно перед новым годом я был приглашен в один из двух новых
ереванских клубов, посещать которые сейчас считают своим долгом все
любители серьезной музыки не зависимо от жанра. Один из них - клуб "Авангард-Фолк"
знаменит тем, что там всегда ждут исполнителей всех вариаций фольклорной
музыки. А главное, в нем всегда предоставляют место для апробации
музыкантами своих новых, часто экспериментальных проектов. На сей раз
премьером был абсолютно новый коллектив, созданный всего лишь за месяц
до события лучшим армянским джазовым пианистом Ваагном Айрапетяном.
Опытный и талантливый музыкант собрал под свое крыло молодых джазменов,
круто поменял собственный музыкальный имидж и предстал перед своими
поклонниками в совершенно обновленном виде.
Ваагн
Айрапетян известен в городе и за его пределами (он не раз и не два
представлял свое мастерство в России и в дальнем зарубежье, играя на
равных и выступая вместе со звездами российского и мирового джаза -
Игорем Бутманом, Даниилом Крамером, Барри Харрисом, Элвином Джонсом....)
как ярый последователь бибопа. Его трио (Никогаес Варданян - бас и
Александр Агамян - ударные) являет собой хрестоматийный образец данного
направления. И казалось, что эта приверженность у него уже навсегда. Но
совсем недавно, “вспомнив молодость”, Айрапетян решает вернуться к тому,
с чего когда-то начинал - фолк, джаз-рок, авангард.
После концерта я собирался писать рецензию. Но все никак не получалось -
после услышанного ходил как во сне, пытаясь понять, что же там я увидел
и услышал. И лишь после разговоров с друзьями, после долгих и горячих
обсуждений я наконец-то, могу написать эти строки. Вдруг как-то все
стало ясно: вдруг прозрел и понял, что в тот вечер мне посчастливилось
присутствовать при революции в армянском джазовом мире, при рождении
нового музыкального коллектива, не имеющего аналогов в армянском
джазовом обществе и при становлении на армянской сцене очередного
джазового стиля, который является давним и постоянным гостем во всем
мире. А вот у нас, в Армении, насколько мне помнится, никто и никогда
так не играл. Может, нечто похожее пытался короткое время представлять
лишь квартет INTO. Но коллектив этот просуществовал очень недолго и
почти не остался в памяти любителей музыки. Ребята разъехались, и
коллектив приказал долго жить.
В
этом созданном и руководимом Айрапетяном коллективе сегодня играют
барабанщик Тигран Саноян, басист и виолончелист Артем Манукян, трубач
Тигран Сучян и саксофонист Давид Налчаджян. Ребята молодые - средний
возраст 22-23 года, но уже с большим джазовым опытом. Так, Артем Манукян
играл в PokrJazz-е, уже упоминавшемся INTO, хорошо известном сегодня
АРМАДАМе, а остальные ребята - постоянные участники государственного
Джаз-оркестра Армении п\у Армена Мартиросяна, квартета WESTERN и других
наших коллективов. То есть новичков и случайных людей в джазе среди них
нет. Но вот музыка, которую они играют, - это что-то абсолютно новое и
необычное для армянской сцены. Я о стиле и манере - громко, напористо,
сложно, иногда даже замысловато. Музыка, заставляющая постоянно
находиться в напряжении, следить за ходом и развитием мысли композитора
и исполнителей. Весь репертуар квинтета составлен из произведений самого
Ваагна Айрапетяна, плюс парочка композиций перкуссиониста Арто
Тунчбояджана.
Судя по услышанному, на сей раз, Айрапетян черпал композиторские идеи в
своем происхождении и наследии своей культуры. Это было видно
невооруженным глазом. В воздухе незримо присутствовал армянский
фольклор. В программных произведениях гораздо большее внимание было
уделено композиционности, построению тем, чем чистой техники исполнения.
Хотя, конечно, ребята старались вовсю, все вместе и поодиночке. Их
пространные, сложные и моментами яростные соло будоражили кровь и
заставляли работать мозги. Сложно, не всегда удобоваримо, но очень
интересно и увлекательно. Этакий музыкальный паззл, состоящий из многих,
моментами не совсем гладко совмещающихся друг с другом музыкальных фраз,
вдруг, по мановению волшебной палочки, управляемой умелой рукой, тем не
менее, складывающихся в одну цельную музыкальную картину. Это и фолк, и
боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри-джаз - в данном случае, в
качестве составляющих одного единого целого.
Довольно долго я пытался "разложить все по полочкам", втиснуть в узкие
рамки определений услышанное. Поверьте, было более чем трудно дать
конкретное определение стилю исполняемой музыки. Хотел спросить у автора
и исполнителей, но вспомнил, что однажды уже задавал подобный вопрос
одному западному музыканту. В ответ тогда услышал достаточно резко, что
"музыкант играет то, что у него в душе, а уже потом журналисты и
рецензенты придумывают названия всем этим стилям, жанрам и направлениям.
Сам же музыкант редко когда имеет понятие обо всем этом. Да ему и не
нужно".
Чтобы не нарываться на нечто подобное в очередной раз, я не стал
тревожить музыкантов. Но уже дома, порывшись в теории джаза, я все таки
нашел определение, на мой взгляд, точно соответствующее услышанной мною
музыке. Так вот стиль этот полностью подходит под очень модный с конца
80-х - начала 90-х годов революционный M-BASE. Честь "изобретения" этого
стиля, говорят, принадлежит саксофонистам Стиву Коулмену и Грегу Осби.
Молодые музыканты и их композиции в точности следовали законам жанра -
исключительно креативная музыка, построенная на базовых чертах
национальной культуры. Опять-таки, подчиняясь основным канонам, они ни
разу не нарушили или, по крайней мере, старались не нарушить баланса
между сложными, записанными на бумаге структурированными композиций и
свободной импровизацией. В результате появились композиции с
искусственно усложненной структурой. Плюс, конечно, чумовые
импровизации. Композиции, исполняемые квинтетом, сочетали в себе
трезвый, холодный ум руководителя и творческий романтический задор его
молодых коллег. Мне кажется, в рассматриваемом случае Ваагн Айрапетян,
композитор и пианист, сумел расположить все свои композиции точно между
логикой композиции и ее творческим исполнением. Получилось здорово.
Особо хочется остановиться на трех композициях. Первая - "После
телефонного звонка" - некий симбиоз доброй старой армянской песни,
которая господствовала на нашей эстраде в 60-70-х годах, и классической
джазовой баллады, тоже очень доброй и умиротворяющей. Мягкая, теплая,
красивая армянская мелодия и абсолютно западное джазовое развитие
прекрасно ужились в одной оболочке, созданной автором. Две другие темы,
заслуживающие особого разговора, были исполнены дуэтом - клавишные и
виолончель - и явились плодом спонтанного музицирования. Но обе
прозвучали так, словно два музыканта давно и упорно репетировали ее.
Удивительно красиво, умно и захватывающе, а главное - никакого расчета
"на авось". Так как определится со стилем двух последних не
представляется никакой возможности, будем считать, что они были
исполнены в стиле New Age. Как мне показалось, наибольшее количество
аплодисментов пришлось именно на эти три композиции, и несмотря на то,
что армянский слушатель не приучен к подобного рода музыке, воспринял он
ее более чем благосклонно. Значит, сыграно было действительно здорово.
Коллектив, созданный Айрапетяном, носит название, на первый взгляд,
довольно-таки экстравагантное - Vahagn Hayrapetyan & Cats. "Котами", как
известно, на джазовом слэнге называют молодых, начинающих музыкантов.
Так вот, мне кажется, что руководителю запросто можно менять название на
Vahagn Hayrapetyan & Young Lions. Для тех, кто, может быть, не знает,
скажу, что "молодыми львами" на том же слэнге называют молодых, но уже
хорошо зарекомендовавших себя музыкантов. Армянское общество не
заметило, как эти "котята" подросли и превратились в "красавцев-львов".
Недавний концерт достаточно ясно это продемонстрировал.
Армен
Манукян,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване
|