Выпуск # 45
2004
|
II детский джазовый фестиваль "Атлант-М", Киев: вопреки всему дети играют джаз |
|
Прошлой осенью в Киеве прошел фестиваль, который поразил буквально всех - и тех, для кого стал сюрпризом, и тех, кто собственно его организацией и занимался. Три дня подряд в легендарном арт-клубе на Крещатике, 44, дети играли джаз! Международный автомобильный холдинг "Атлант-М" сделал довольно смелый шаг - вложил силы и средства в такое, честно скажем, некоммерческое музыкальное направление, поставив к тому же не на известных исполнителей, чьи имена уже являются определенным гарантом успеха предприятия, а на совсем юных артистов, многие из которых делают свои самые первые шаги. Хотя... возможно, тут есть свой определенный расчет: вполне вероятно, что именно эти ребята - будущие звезды джазовой сцены. По крайней мере, потенциал нашего "завтра" вселил самые радужные надежды. И вот год спустя на той же площадке состоялся II детский джазовый фестиваль "Атлант-М", собравший уже не только киевских музыкантов, но и юных джазменов из Одессы, Кривого Рога, Минска.
Писать о детских выступлениях трудно, очень. Не хочется особо критиковать, и боишься перевосторгаться. Главное, чего удалось достичь в оба года - ощущение праздника, охватившего в первую очередь взрослых. Дети были слишком заняты и сосредоточены на выступлениях (и мороженом). И тем не менее, интересно слушать было не только потому, что это "наши дети, наше будущее" и все такое, а потому, что было действительно интересно! И здорово. Участников отбирали оч-чень серьезно, даже жестко, что обеспечило в результате соответствующий уровень. Ну и конечно нельзя забывать, что в качестве хоум-бэнда выступила одна из лучших киевских команд - "Night Groove" Натальи Лебедевой, а с ними можно было себя чувствовать "как за каменной стеной". Правда, помощь взрослых музыкантов понадобилась не всем участникам. Каждый день открывался выступлением бэнда, и это были, пожалуй, наиболее веселые моменты фестиваля. Любимцам первого "Атлант-М", ребятам из "Брасс-Бенда" (единственным, кстати, кто не занимается в специальном музыкальном заведении) немного не повезло со звуком, да и вообще первыми выступать обычно труднее всего. Наверное, поэтому вечнозеленая "Summertime" слегка смахивала на какую-то гротескную сарабанду, чем, однако, немало позабавила публику, решившую посвятить ее затянувшимся выборам. Вообще же, учитывая бурно развивающиеся события, проведение детского фестиваля, что называется, "вопреки" и "невзирая", можно расценивать как акт творческого героизма и джазового противостояния. По крайней мере, все прошло очень драйвово и при полном аншлаге.
Второй фестивальный день открывал "Диксиленд" Валерия Титаренко - яркий, заводной свинг, какого и ждешь от диксиленда. Ребята отдали дань отечественным классикам, исполнив "March In Swing" Евгения Дергунова и мгновенно узнанного "Капитана" Дунаевского. "Little Band-Академия", наиболее, пожалуй, опытный и известный у нас детский коллектив, нажал на такие нестареющие хиты, как "No Money, No Music", "Donna Lee", "Sing, Sing, Sing". Играли очень здорово, нельзя не отметить, что за последнее время эти ребята заметно выросли (во всех смыслах). Учитывая большой состав, музыкантам пришлось разместиться весьма необычно: основная часть на сцене, секция тромбонов - прямо напротив. Поэтому их бессменному руководителю и дирижеру Виктору Басюку пришлось покрутиться в буквальном смысле слова, снискав отдельные аплодисменты за изысканную "джазовую хореографию".
Вообще же аплодисменты в "44" практически не смолкали, как и пораженные возгласы "Откуда?!". В смысле, откуда в детях 10, 12, 14, в конце концов, лет такой драйв, сценическая свобода, глубина? Пианисты, принимавшие участие в первом фестивале - Филипп Андерсон (по прежнему самый юный участник) и Игорь Сидаш - подтвердили свою репутацию юных джазовых мэтров. А 11-летняя Оля Гулей стала новым открытием, заслужив специальный приз от информационного спонсора фестиваля Radio Kiev. Наиболее ярким моментом ее выступления стала "Spain" Чика Кориа, во время которой усидеть не удалось никому.
Серьезно и убедительно прозвучали юные саксофонисты - киевлянин Женя Бондаренко и Гриша Паршин из Кривого Рога. Опять же классика: Эллингтон, Дезмонд. И блюзы, блюзы, которых на детском фесте было на удивление много. Своеобразный "тихий контраст" на фоне общего веселья создали гитаристы Дима Коваленко и Женя Вишневский. Когда Женя играл соло "Неудачное свидание" Цфасмана, все в зале затаили дыхание, создав такую тишину, которой удается добиться далеко не всем взрослым музыкантам. В прошлом году так слушали Тараса Коломацкого, который на ІІ-ом "Атлант-М" выступил уже как почетный гость, опять повергнув публику в тихий экстаз и восторженное недоумение - откуда?!
Немного особняком стоял второй день фестиваля, исключительно вокальный и практически полностью женский. Кроме "Диксиленда" и единственного участника из Минска, "маленькой бомбочки" фестиваля, на сцене царила прекрасная половина человечества. Саша Горитько и Оксана Баландюк, ученицы, к слову сказать, солистки "Night Groove" Юлии Ромы, продемонстрировали отличную профессиональную подготовку, хороший вкус и, что наверное главное, влюбленность в исполняемую музыку. Бесспорными хэдлайнерами были две исполнительницы. Киевская звездочка Юля Головань, уже достаточно известная и опытная артистка, которой удается раскачать публику с первых звуков "Hum Drum Blues" и заставить вместе с ней грустить оттого, что "October Goes". Гостья из Одессы Наташа Оцабрик произвела на слушателей неизгладимое впечатление - роскошные вокальные данные, безукоризненно исполненная сложнейшая программа, включающая произведения из репертуара Стиви Уондера и Рейчел Феррел - и все это в 12 лет! Слушая эту девочку, чувствуешь невыносимый стыд и горечь за ту безголосность и бесталанность, которая активно раскручивается во "взрослом" шоу-бизнесе. И в то же время именно такие стороны детского феста позволяли надеяться (пардон за банальность) на "светлое будущее" - как, к примеру, выступление уже упомянутого гостя из Минска Вани Хохлова. Маленький худенький пацан, серьезно и внимательно слушавший своих коллег под сценой, буквально порвал зал, "вмочив" спирсовский "Murmurlow". Ему пришлось сесть за клавиши "на бис" и в финале фестиваля, когда весь клуб "44" дружно выкрикивал "биг фэт мама!" вместе в ним и ревел от восторга.
Кроме "детской" программы, традиционно были и подарки от специальных гостей. И отдельно, и вместе с юными участниками на сцене появлялись настоящие "монстры" отечественного джаза: крымский гитарист, известный, пожалуй, всему миру - Энвер Измайлов, и роскошная Татьяна Боева, невероятным образом сочетающая в себе замечательный "черный" голос и неповторимый одесский колорит. Потрясающе владеющая классическим джазовым репертуаром, она намеренно представила более "попсовую", по ее выражению, программу: песни Стиви Уондера, Ивана Линса, Джино Ванелли и даже бессмертный "The Long & Winding Road" Леннона-Маккартни. Кроме того, дива пела в дуэте с Оцабрик и устроила своеобразный мастер-класс для юных вокалисток, вместе с которыми поимпровизировала на тему знаменитого блюза.
Было еще много приятных моментов: награждение юных художников, чьи работы на тему "Я рисую джаз" украшали стены арт-клуба на протяжении фестиваля, лучших участников по мнению киевской студии "Кофеин", предоставившей специальные скидки на запись всем "атлант-м-овцам", и, конечно, заключительный джем. Теперь остается только ждать диска от Виктора Овчинникова (первый СD с фестивальными записями уже известен не только в Украине) и III -го детского джазфеста, который обязательно состоится. Вопреки всему.
Аля Филиппова,
Киев
|
|
На первую
страницу номера |
|