Любовь к босса-нове (и бразильской популярной музыке вообще), как и к джазу - это диагноз. Если уж человек попал под обаяние этих "ностальгически" чарующих мелодий, ритмов и гармоний, то это всерьез и надолго. И он, конечно, постарается слушать эту музыку "в подлиннике". И будет благодарен тому, у кого не только есть в крови тот же "вирус", но и возможность подарить московской публике встречу с бразильскими артистами, в данном случае - продюсеру Вартану Тонояну, который уже много раз устраивал фестивали и концерты, связывающие музыкантов разных стран.
На концерте 19 ноября в Доме музыки состав музыкантов был интернациональным: Бразилию представляли известные певцы Ванда Са и Эмилио Сантьяго, легенда бразильской босса-новы Жуан Донато (фортепиано) и оркестр из Сан-Паулу "Восаto All Stars". В число трех ударников оркестра входил виртуоз-перкуссионист из Нью-Йорка Фрэнк Колон. Россию представлял Камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна, Кубу - женский вокальный квартет "Sexto Sentido". Концерт был посвящен гордости бразильской музыки - композитору Антонио Карлосу Жобиму, ставшему настоящим национальным героем, и включал в себя самые известные бразильские мелодии. Исключение составили "Караван" (поскольку автор его - пуэрториканец Хуан Тизол, он тут был своим) и музыка нашего соотечественника Олега Туманова, освоившего "бразильский колорит". Бразильцы были, естественно, в белых штанах, наши - в черных.
Для любителей бразильской музыки это был "концерт по заявкам", и объявлять номера не было надобности. Как бы ни старались переводчики, все равно это будут "Agua de Beber", "Vou te Contar", "Desafinado", "Voce", и зал будет их мгновенно узнавать, подпевать и, сидя, пританцовывать. Совсем не нуждается такой концерт в обычной рецензии, это не тот случай. Но некоторые привлекательные или экзотические моменты можно отметить.
На мой взгляд, программа была хорошо выстроена, возможности такого большого и "пестрого" состава использованы удачно. Вокалисты пели соло и дуэтом, с бэк-вокалом и без. Инструментальные составы включали все варианты - соло, небольшие ансамбли, только бразильцы и оба оркестра в разных аранжировках, оркестры с солирующим фортепиано в лице Жуана Донато в задорной бейсболке. Постоянно контрастировали темп и характер номеров - от зажигательного джаз-рока с латинским акцентом - до очень-очень медленных темпов, в которых в начале второго отделения пел босса-новы мужественный Эмилио Сантьяго, что, кстати, невероятно трудно для исполнителя. В начале "Desafinado" был такой момент: медленный темп давали одновременно Константин Орбелян с обычным для академического оркестра опережающим ауфтактом и тромбонист оркестра с запаздывающим свингом. Два дирижера одновременно, да еще с таким разным ощущением музыкального времени - это очень любопытно. Как водится у нас, баланс между звучанием оркестров, струнных и духовых инструментов найден был не с самого начала концерта.
Несколько парадоксально, но бразильский колорит в самой большой степени придавал концерту североамериканский музыкант. Фрэнк Колон начал концерт соло на экзотическом инструменте, называемом в Бразилии урукунгу и представляющем род "музыкального лука" ("arco musical") с укрепленной на нем в качестве резонатора тыквой. На столике около музыканта лежал большой набор красочных национальных "шумовых" инструментов, с которыми он просто творил чудеса, как, например, с гуиро - тыквой, оплетенной бусами.
Музыку Олега Туманова, по словам Вартана Тонояна, можно часто услышать по бразильскому радио. Мне, честно говоря, в песне "Копа-Копакобана" послышались отголоски мелодий и текстов нашей популярной музыки восьмидесятых (что-то вроде "Люба-Люба-Люба-Любовь"). Но бразильцам виднее.
Интерес нашей публики к бразильской музыке и успех нашего композитора в Бразилии не случайны. Что-то в нас общее все-таки есть. Когда-то, в процессе работы над диссертацией об истории бразильской музыки (тогда о таких концертах бразильских музыкантов можно было только мечтать), я наткнулась в книге американского музыковеда Николаса Слонимски "Музыка Латинской Америки" на сравнение бразильской народной песни с мелодией "Ямщик, не гони лошадей". Почти совпадают. И в истории романса "Очи черные" находят бразильский след.
Что еще обратило на себя внимание на этом концерте - то, как держатся бразильские музыканты. От таких темпераментных ритмов, казалось бы, они должны "идти вразнос". Но они очень изящно и элегантно двигаются почти на месте. Фольклористы считают, что эти характерные движения - наследие веков рабства, когда ноги были закованы в колодки, а танцевать хотелось.
К фестивалю "Рио - Гавана - Нью-Йорк" был приурочен не только визит нашего президента в Бразилию. Незадолго до этого Бразильское посольство в Москве получило тираж книги, составленной из переведенных на русский язык статей бразильских музыковедов о популярной музыке страны. К изданию, инициатором которого является МИД Бразилии, прилагается компакт-диск с двадцатью самыми известными бразильскими песнями. Записаны они в 1940-80-е годы, преимущественно - "в оригинале". Если кто-то серьезно (!) интересуется бразильской музыкой - могу посодействовать. Письма по электронной почте помечайте словом "Бразилия".
Зинаида Карташева,
музыковед
Случайно это или нет, но дни проведения в Москве Первого международного фестиваля "Рио - Гавана - Нью-Йорк" совпали с наступлением в столице настоящей зимы. На улице метель заметала машины и озябших прохожих, а в концертных залах звучали зажигательные ритмы самбы и босса-новы. Организаторы фестиваля (и прежде всего Вартан Тоноян, бывший в конце 80-х руководителем московского джаз-клуба "Синяя птица") решили познакомить российскую публику с исполнителями, составляющими сегодня гордость латинской и североамериканской музыкальной культуры.
В Москву приехали такие звезды, как Фредди Коул, Милчо Левиев, Эмилио Сантьяго, Жуан Донато, Ванда Са, Фрэнк Колон. А также молодые вокальные коллективы "Nuvel Voz", "Sexto Sentido" и оркестр "Bocato All Stars".
Доказывать российскому зрителю уникальность феномена латиноамериканской культуры, рожденной причудливым соединением европейской и африканской традиции, нет необходимости. Наша публика давно уже хорошо разбирается, любит и с восторгом принимает заезжих латиноамериканских звезд. Но что, если короли босса-новы будут исполнять музыку... русского композитора? Сей любопытный факт - презентация диска "Rio Havana" композитора Олега Туманова в рамках фестиваля "Рио - Гавана - Нью-Йорк" - показал, что "загадочная русская душа" и горячее латиноамериканское сердце могут понять друг друга.
Композиции с диска Олега Туманова, по утверждению продюсера Вартана Тонояна, уже стали хитами самых популярных радиостанций Бразилии, Кубы, США и получили высокую оценку бразильских и кубинских критиков. И это не удивительно. Все они написаны в лучших традициях разнообразных жанров латиноамериканской музыки и исполнены звездами традиционной бразильской и кубинской сцены. А в одной - "Латинском романсе" - русская душа непосредственно встречается с бразильским сердцем. Эта композиция, сочиненная специально для Чучо Вальдеса, прозвучала на фестивале в исполнении вокального ансамбля "Nuvel Voz" и - сорвала овации. Многоголосый вокализ, написанный в русской традиции, протяжный и печальный, сменяется карнавальным весельем с зажигательными ритмами - будто в тоскливый зимний вечер ворвался праздник лета и солнца.
Таким праздником восприняла фестиваль и московская публика. И известие о том, что с 2005 года его планируют проводить ежегодно, только прибавило ей хорошего настроения.
Светлана Аввакумова
фото: Павел Корбут
|