29 - 31 октября в культурном центре "Дом" и Международном московском Доме музыки пройдет первый московский "КЛЕЗМЕРФЕСТ", в котором, помимо прочих музыкантов, примут участие две звезды нового американского клезмер-джаза - пианист Бора Бергман, а также выдающийся нью-йоркский коллектив, положивший начал массовой популярности клезмер-джаза в мире - The
Klezmatics...>>>>
2 декабря, 20-00, концертный зал им. П.И. Чайковского: "В джазе только классика" - пианист Ури Кейн (США)
Ури Кейн - выдающийся джазовый пианист, композитор и импровизатор,
"музыкант-хамелеон, с легкостью интегрирующий любой стиль в свой красочный музыкальный парад"
- так пару лет назад в "Полном джазе"
определил творческий образ Кейна наш
постоянный автор Иван Шокин.
Джаз, классика, электронная, этническая и религиозная музыка свободно смешиваются в его феерических импровизациях. Для Ури Кейна не существует музыкальных границ или табу. Но в полном блеске он проявил себя как интерпретатор именно классической музыки. Кейн одинаково блестяще экспериментирует как с музыкой Баха, Шумана и Малера, так и с популярными мелодиями 20-х годов.
По манере Кейна часто сравнивают с Хэрби Хэнкоком, оба активно используют электропиано; и тот и другой, будучи изначально джазовыми музыкантами, весьма и весьма склонны к выходу за рамки джазового формата. Его игра никого не оставляет равнодушным: одни устраивают ему долгие овации, другие обвиняют в осквернении классики. "Это не попытка отвергнуть эту музыку, осмеять ее или как-то легковесно экспериментировать с ней, - отвечает Кейн своим критикам. - Это идет от любви к ней".
Его единственный концерт в Москве состоится 2 декабря на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского при поддержке Посольства США.
Программа концерта
"The Diabelli Variations" - обработка вариаций на тему вальса А.Диабелли Бетховена для фортепиано и камерного оркестра
Это произведение представляет собой вариации на 33 вариации Бетховена на тему вальса композитора и музыкального издателя Антона Диабелли. Кейн внимательно изучил то, как Бетховен пародировал оригинальную (довольно скучную) тему, и создал собственную пародию на пародию. И это получилось блестяще, местами очень смешно. Кейн четко следует за бетховенскими вариациями, по крайней мере, в оркестровой партии, а сам как бы выдает свои комментарии и остроумные ремарки на фортепиано...
Кейн показывает, что даже Бетховен полностью не исчерпал возможности вальса Диабелли, особенно если согласиться с тем, что иные стилистические элементы, такие как джаз, могут служить дополнительным источником художественного вдохновения.
В данной аранжировке Diabelli Variations партия оркестра вся выписана, а Кейн в основном импровизирует. Что полностью соответствует бетховенскому духу. Импровизация Кейна отражает все то время, которое прошло после Бетховена...
"Love Fugue" - вариации на цикл песен "Любовь поэта" Шумана (op.48) для голоса, фортепиано, гитары и 2 чтецов
"В своей интерпретации "Love Fugue" Кейн превратил вокально-фортепианный диалог произведения Шумана в обмен между собственным роялем и гитарой Дэйвида Гилмора.
Кейн постарался подчеркнуть эротизм шумановского цикла. Он вложил в уста вокалиста стихи Гейне на простом английском со строчками типа "Ты знаешь, что хочешь меня". В интерпретации Марка Ледфорда они вполне напоминают сегодняшние поп-песни". ("The New York
Times")
Исполнители:
Ури Кейн - фортепиано;
Дэвид Гилмор - электогитара;
Марк Ледфорд - вокал, чтец.
Ури Кейн родился 8 июня 1956 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Под влиянием своих родителей в возрасте восьми лет начал изучать фортепиано. В двенадцать лет начал заниматься фортепиано с французом Бернаром Пейффером. В то время джаз уже был его любовью. Он увлекся творчеством пианиста Гленна Гульда и великих джазовых музыкантов, среди которых были Хэрби Хэнкок, Оскар Питерсон, Сэсил Тейлор.
С 1981 года начинает свою профессиональную карьеру, работая с известнейшими музыкантами, среди которых Фредди
Хаббард, Кларк Терри, Бенни Голсон, Фил Вудс и Макс
Роуч.
В начале следующего десятилетия Кейн начинает играть с Sam Rivers-Barry Altshul band, а так же играет и записывается с кларнетистом Доном Байроном (Don Byron), трубачом Дейвом Дугласом (Dave Douglas) и саксофонистом Джоном Зорном (John Zorn).
Играл с ансамблями, возглавлявшимися Филли Джо Джонсом, Хэнком Мобли, Джонни Коулсом, Микки Рокером, Одином Поупом, Джимми Мерриттом, Бутси Барнсом и Гровером Вашингтоном. Учился в Университете штата Пенсильвания, изучал композицию под руководством Джорджа Роучберга и Джорджа Крамба.
Кейн записал 14 альбомов в качеcтве лидера. Первые два СD "Sphere Music" (JMT/Polygram 1993) и "Toys" (JMT/Polygram, 1995) отдают дань уважения великим джазовым пианистам Телониусу Монку и Хэрби Хэнкоку. С 1996 г. записывается на лейбле Winter&Winter. Выпустил "Urlicht/Primal Light" (1996), "Wagner in Venezia" (аранжировки музыки Рихарда Вагнера, (1997), "Gustav Mahler in Toblach" (аранжировки музыки Густава Малера, 1998), "Love Fugue" (вариации на цикл песен "Любовь поэта" Шумана, 2000), "The Goldberg Variations" ("Гольдберг-вариации" Баха, 2000), "The Diabelli Variations" (обработка вариаций на тему вальса Ф.Диабелли Бетховена, 2002). В 2003г. вышел новый СD "Dark Flame" (песни Малера).
В последние годы Кейн работал по заказам Венской Volksoper, Базельского камерного оркестра, ансамбля The Seattle Chamber Players, The Beaux Arts Trio. Пенсильванский Балет в 2002 г. исполнил его "Голдберг-вариации" в хореографии Вэла Канипароли. В сентябре 2003г. Кейн руководил Музыкальным биеннале в Венеции, где исполнил свое новое произведение "Синдром Отелло". В феврале 2004 г. исполнил вариации на тему вальса А.Диабелли с Кливлендским симфоническим оркестром, а в июне выступит со своим трио в знаменитом нью-йоркском клубе the Village Vanguard.
В последние несколько лет Кейн работал в группах, возглавляемых Доном Байроном, Дэйвом Дугласом, Терри Гиббсом и Бадди де Франко, Кларком Терри, Рашидом Али, Арто Линдси, Сэмом Риверсом и Барри Альтшулем, в Woody Herman Band, Enja Band и др.
Выступал на многих джазовых фестивалях, в т.ч. в Монреале, Монтерее, Сан-Себастьяне, Ньюпорте, а также на фестивалях классической музыки в Зальцбурге, Голландии, Израиле, Нью-Йорке (Линкольн-Центр), фестивале Мюнхенской Оперы.
Пресса и критика об Ури Кейне
"Бесспорно, Ури Кейн - гений. Самый обыкновенный, признанный - правда, пока еще не всеми - гений", - так
писал Иван Шокин в "Полном джазе" об Ури Кейне
два года назад, рассказывая о его
выступлении на фестивале JazzSaalfelden 2002.
"Умение Кейна показывать известное с незнакомой стороны, смешивая музыкальные стили, поистине поразительно. Владение разнообразной стилистикой и музыкальной историей позволяет ему искусно превращать классические композиции в современные произведения" ("The New York Times").
"На самом деле освежающие вариации Кейна на классические темы открывают много новых возможностей для так называемой серьезной музыки" ("International Herald Tribune").
"Владение разнообразной стилистикой и музыкальной историей позволяет ему искусно превращать классические композиции в современные произведения" ("The New York Times").
"Гибкая мягкая игра Кейна и его возвышенные реинтерпритации соответствуют утверждению Сэмюэля Кольриджа, что "гений высочайшего типа" предполагает умение модифицировать старое произведение в нечто совершенно новое". "The New York Times"
"Ури Кейн и подобные ему стряхнули с себя цепи буквоедства и вернули музыкантам право на импровизацию, которым они пользовались во времена Моцарта. Большинству не хватает смелости принять этот вызов, однако те, кто решаются, бывают вознаграждены расширением горизонтов, которые, как в классике, так и в джазе, были сужены в течение долгих десятилетий".
(Из статьи известного британского музыковеда Нормана Лебрехта)
Официальный сайт Ури Кейна
Справки и заказ билетов: 299-6141, "Турне"
Использованы фотографии
Петра Ганнушкина (DownTownMusic)
Клубный фестиваль "Jazz в Старом Городе"
"News Pub" (13 ноября), "Cool Train" (20 ноября), "Апельсин" (27 ноября)
На протяжении трех суббот в ноябре (с 13 по 27) в трех московских клубах пройдет новый клубный фестиваль "Jazz в Старом Городе", который представят ценителям джаза российский коньяк "Старый город" и агентство "АртМания" (в числе проектов которого - фестиваль современной импровизационной музыки "Усадьба. Джаз" в Архангельском). Организаторы приготовили, по их определению, "коктейль из разнообразной джазовой музыки со звездами первой величины и яркими премьерами".
Гости фестиваля - крупнейшие западные и отечественные исполнители. На "Jazz в Старом Городе" впервые приедет
бразильская певица Мауша Аднет (Maucha Adnet). Среди хэдлайнеров также - вокалист и шоумен Майлз Гриффит (Miles Griffith) из Нью-Йорка, который выступит с выдающимися питерскими музыкантами - пианистом
Андреем Кондаковым и контрабасистом Григорием Воскобойником. И, наконец, с теплых холмов Грузии спустится вокалистка и автор музыки Нино Катамадзе со своим психоделическим фанк-джазом и группой "Инсайт" - у зрителей появится редкая возможность услышать одну из самых ярких молодых джазовых певиц и получить невероятно мощный эмоциональный заряд.
Фестиваль изобилует премьерами. В субботу 13-го в клубе "News Pub" на Петровке - совместный проект всемирно известного российского саксофониста Анатолия Герасимова с певицей Тиной Кузнецовой, а также джаз-фламенко "Фламма" Йоэля Гонсалеса (Yoel Gonzales) - кубинца-перкуссиониста, навсегда осевшего в Питере. В субботу 20 ноября в клубе "Cool Train" прозвучит новый проект саксофониста Олега Киреева "Экзотик - бэнд" в стиле "world music". И наконец, на суд самых искушенных меломанов будет представлена молодая группа "Джаз Аэро", виртуозно исполняющая музыку переживаний и чистых эмоций.
Acid jazz на фестивале будет представлен уникальными дуэтами, совмещающими современную танцевальную музыку и живые инструменты. DJ Валерий Марьянов (он же популярный телеведущий) и джазовый скрипач
Феликс Лахути творят в жанре acid jazz и фанк. Второй дуэт - чрезвычайно энергичная живая "Ritmosekta" от неутомимого бывшего ленинградского, а ныне китайгородского барабанщика Микшера и Ко.
Каждый день на фестивале - особенный. Самый латинский день - 13 ноября в клубе "News Pub", где выступят
бразильские музыканты, Герасимов и Йоэль Гонзалес, которые устроят джем-сейшн в завершение первого дня фестиваля. День традиционного клубного джаза - 20 ноября в клубе "Cool Train": трио Андрея Кондакова с чернокожим певцом Майлзом Гриффитом, новая музыка от "Джаз Аэро" и погружение в мир саксофониста Олега Киреева, которое перетечет в DJ Party Валерия Марьянова и Феликса Лахути. Наконец, постджазовым инновациям отдана третья суббота, 27 ноября в клубе "Апельсин", где выступит покорившая Москву грузинская джаз-дива Нино Катамадзе, сибирско - американский струнный дуэт "Белый Острог" и группа виртуозного гитариста и философа Дмитрия Четвергова.
Джазовые выступления будут сопровождаться дегустацией коньяка и шоколада "Старый город", выступлением артистов, розыгрышами сувенирного компакт-диска и вручением подарков от коньяка "Старый город".
Программа фестиваля
- 13 ноября. Клуб "News Pub"
19:30 - 20:10 "Flamma" Yoel Gonzales (перкуссия) (Санкт-Петербург)
20:20 - 21:00 Анатолий Герасимов (саксофон) и проект "Ритуальные танцы"
21:20 - 21:50 Maucha Adnet (вокал) Bossa-Nova (USA, New York)
22:00 - 23:00 Jam Session
- 20 ноября. Клуб "Cool Train"
19:30 - 20:10 Группа "Джаз Аэро" (ударные, саксофон, клавишные, бас-гитара)
20:20 - 21:00 Miles Griffith (вокал), Андрей Кондаков (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас), Александр Машин (ударные)
21:20 - 21:50 "Экзотик Band" Олега Киреева (саксофон)
22:00 - 23:00 DJ Марьянов и Феликс Лахути
- 27 ноября. Клуб "Апельсин"
19:30 - 20:10 Группа Дмитрия Четвергова (электрогитара)
20:20 - 21:00 Дуэт "Белый Острог" (электроскрипка и электроакустическая гитара)
21:20 - 21:50 Нино Катамадзе (вокал) и группа "Инсайт" (Грузия, Тбилиси)
22:00 - 23:00 "Ritmosekta" Микшер и Company (acid jazz)
Аккредитация по телефону: 230-2884, 747-6963, пресс-атташе фестиваля:
Анастасия
Покрышкина
Руководитель фестиваля: Мария Сёмушкина
Музыкальный продюсер: Наталья Ломоносова
Стоимость билетов 500-800 руб.
Официальный сайт фестиваля
|