Medeski Martin & Wood
-
"End Of The World Party (just in case)"
Blue Note, 2004
* * * *
|
|
В начале сентября на Blue Note вышел новый альбом нью-йоркского джем-трио Medeski Martin & Wood с симптоматичным названием "End Of The World Party (just in case)". У клавишника Джона Медески, барабанщика Билли Мартина и басиста Крива Вуда - новый продюсер: хип-хопера Скотти Харда сменил электронщик Джон Кинг, участник знаменитого диджейско-продюсерского дуэта The Dust Brothers и продюсер таких сильных работ, как "Odelay" Beck'а и "Paul's Boutique" группы Beastie Boys - альбома, в котором впервые в истории музыки было массированно применено цифровое сэмплирование звуков. В продюсерской копилке Кинга - альбом "MMMBop" подростковой группы Hanson, несколько треков с "Bridges to Babylon" самих Rolling Stones, а его авторская музыка вместе с произведениями второго члена дуэта, Майка Симпсона, составила саундтрек фильма "Бойцовский клуб".
В еще большей степени, чем предшествовавший альбом "Uninvisible" ("Полный джаз"
два года назад публиковал эксклюзивное интервью с лидером трио, Джоном Медески, посвященное этому альбому), новая работа MMW основана на идее наложения тембровых и ритмических слоев. Причем, если пик тембрового разнообразия приходится на первые треки альбома, то ритмическая острота нарастает к финалу, в то время как тембровых трюков становится все меньше.
Игра тембрами у MMW на новом диске происходит куда тоньше, чем раньше. Изложение тематического материала крайне мозаично, развитие темы то и дело передается из одного тембрового слоя в другой, причем временами кусочки тембровой мозаики оказываются микроскопическими, размером в один такт и даже меньше - ну, как в фольклорной музыке Анд мелодию образуют последовательно воспроизводимые отдельными музыкантами звуки, которые, если прислушиваться только к партии одного инструмента, кажутся совершенно бессвязными. Джон Медески щедро использует доступное ему тембровое богатство - микрофрагменты мелодий подхватывают то лиричное акустическое фортепиано, закутанное в нежный "холл", то эротично шелестящий электроорган Hammond, то жестко крякающий Hohner Clavinet, то нарочито старомодные звуки аналоговых синтезаторов - одноголосого Mini Moog и более позднего ARP Strings, имитирующего унисонные ходы сладких струнных секций в детройтском соул 60-х. Но самое интересное начинается, когда Медески пускает в ход самый экзотичный инструмент своей коллекции - Mellotron, самый дорогой и сложный аналоговый клавишный инструмент 1970-х с его нереальным, плывущим "хоральным" звуком. Крис Вуд только в двух-трех треках использует бас-гитару, в остальных звучит мягкий, чуть тронутый компрессией контрабас, в котором из трех составляющих его неповторимого тембра активно звучит только "струна", а "дерево" и "пальцы" ненавязчиво выявляются в лаконичных, но эффектных сольных эпизодах. Барабаны Билли Мартина не "торчат" так, как это было на предыдущем альбоме: их настойчивая, но не слишком жесткая работа занимает в миксе примерно такое же место, как это делалось рок-продюсерами в начале 1970-х. Общую "семидесятую" направленность альбома хорошо подчеркивает игра нескольких приглашенных гостей, в особенности гитариста Марка Рибо: во второй части альбома, где ансамбль звучит практически "живьем", количество тембровых пластов сводится к минимуму, а Медески полностью ограничивается электропиано Fender Rhodes и Wurlitzer и скромными органными линиями, совместная игра MMW и Рибо вызывает в памяти тень инструментальных соул-составов вроде Booker T & The
MGs.
Константин Волков
для Play
(публикуется в сокращении)
|
|
На
первую страницу номера |
|