Wynton Marsalis Quartet
-
"The Magic Hour"
Blue Note, 2004
61:28
* * * *
|
|
Переход самого раскрученного мэйнстримового трубача современности, своеобразного "министра джаза" США, директора программы "Джаз в Линкольн-Центре", находящейся в фокусе внимания куда более широкой общественности, чем клубная жизнь, и просто чрезвычайно плодовитого музыканта Уинтона Марсалиса с Columbia, где он провел два с лишним десятилетия, на Blue Note - безусловно, событие. И вряд ли Марсалис, с его репутацией твердокаменного традиционалиста (если не фундаменталиста), не жалеющего бранных слов в адрес импровизаторов, хоть на йоту отступающих от окостеневшего канона джазового исполнительства полувековой давности, мог выбрать для дебюта на старейшем джазовом лейбле, стараниями которого этот канон в значительной степени и сформировался в 1950-1960-е гг., материал лучший, чем "The Magic Hour". Спродюсированный младшим братом Уинтона, тромбонистом Делфийо Марсалисом (который, по признанию самого трубача, продюсировал множество других его работ - начиная с первой демо-ленты, которую юный Уинтон записывал на лужайке перед нью-орлеанским домом их отца, пианиста Эллиса Марсалиса, для поступления в колледж), альбом если и не представляет собой монолитного целого - он довольно разношерстен стилистически и даже темброво - то, во всяком случае, удачно представляет широкий спектр исполнительских, композиторских и аранжировщицких возможностей Уинтона в самом непростом для грамзаписи формате малого состава, в данном случае - квартета.
Конечно, для широкой аудитории наиболее привлекательными станут два вокальных трека, где в качестве приглашенных звезд выступают два собрата Уинтона по "конюшне" Blue Note - ведущая ныне мэйнстримовая джазовая певица Дайан Ривз и один из величайших импровизирующих вокалистов мира Бобби Макферрин. Да-да, Макферрин на этом альбоме поет традиционный джаз, и поет исключительно точно и одновременно иронично - в общем, заслушаешься! Но альбом, собственно, затевался не ради этих двух треков, они играют, скорее, роль своеобразного катализатора продаж, а ради своеобразного промежуточного подведения итогов - что, открывая пятый десяток лет своей жизни, может играть на трубе этот полнощекий, до сих пор выглядящий мальчишкой нью-орлеанский креол? Может он, как выясняется, многое. Впрочем, это-то было понятно еще по его игре в Art Blakey Jazz Messengers в начале 80-х. Важнее, что Уинтон несмело, но вполне убедительно демонстрирует, что ему не чужда некоторая авангардность, что он вполне может поиграть модально и даже довольно свободно, и в области арсенала используемых средств шагнуть чуть дальше, чем заплесневелый свинг и бибоп. Видимо, "серый кардинал" Марсалиса, афроамериканский джазовый критик Стэнли Крауч (ему, кстати, принадлежат liner notes и на этом альбоме) объяснил своему подопечному, что наследие, допустим, отца фри-джаза Орнетта Коулмэна уже неприлично и неполиткорректно обзывать шарлатанством, а следует наконец признать полноценной частью афроамериканской культуры. Ну, а раз Крауч сказал "надо", за "сделаем" у Марсалиса никогда не заржавеет - трубач он, что и говорить, великолепный.
|
|
Diana Krall
-
"The Girl In Other Room"
Verve, 2003
55:38
* * * * *
|
|
Потребовались 11 лет в грамзаписи, миллионы проданных копий альбомов, где канадская певица более или менее талантливо представляла усредненный образ "настоящей джазовой дивы", журнальные обложки с длинными оголенными ногами и бесчисленные гладкие, общедоступные версии джазовых стандартов, чтобы, едва выйдя замуж (впервые в жизни) за британского рокера "новой волны" и одного из самых оригинальных сатириков рок-музыки Элвиса Костелло, Дайана Кролл на 40-м году жизни выпустила наконец альбом, в котором запела собственным голосом!
Помнится, обсуждая новость о ее помолвке, я год назад написал, что ехидные песенки мужа она запоет вряд ли, а вот окончательно превратить в джазового певца Костелло, уже отметившегося сотрудничеством с нью-йоркскими забавниками из Jazz Passengers, вполне может. Получилось не вполне то, и уж совсем точно не другое: под влиянием мужа Кролл сбросила (пока не очень ясно, насколько надолго) маску длинноногой "пэвицы-вамп", без которой абсолютное большинство ее поклонников ее просто не представляет (и за которую ее, в общем-то, и ценит), и, не боясь ничего, запела собственные песни (музыка в основном ее; слова либо ее, либо мужа, либо написаны ими в соавторстве), плюс одна песня Костелло ("Almost Blue"), один блюз Моуза Аллисона (с характерным зачином - открывающим альбом! - "Остановите этот мир, я здесь выйду!"), еще пара блюзов (причем один в обработке Бонни Райтт!), песенка Джони Митчелл и..."Temptation" самого Тома Уэйтса! Честное слово, у рецензента не хватает восклицательных знаков, чтобы обозначить степень радикальности перемены, произошедшей с бывшей мега-дивой поп-джаза. При этом самого Костелло на альбоме нет - ни единой ноты, зато есть как привычные соратники Кролл (гитарист Энтони Уилсон, басист Джон Клэйтон и барабанщик Джефф Хэмилтон), так и блистательные звезды, которые вносят новые тембровые и содержательные краски в обычно бедноватый аранжировочный мир Кролл - басист Крисчен Макбрайд (с фантастической каденцией дуэтом с Кролл в финале "Almost Blue") и сразу два супербарабанщика - ветеран Питер Эрксин и героиня следующего поколения Терри Линн Кэррингтон.
Откуда что взялось? Из голоса Кролл почти исчезло обычное равнодушие и деланная ленца, зато появились живые и временами даже эмоциональные интонации; ее игра на рояле почти утратила привычную необязательность и даже (временами, правда) обрела некоторый драйв. Ну, а мастерство великого звукоинженера Ала Шмитта плюс продюсерство Томми ЛиПумы, рядом с которым в строке "Produced by..." стоит и имя самой Дайаны, позволили отшлифовать новые и, честно говоря, после стольких лет поп-джаза совершенно неожиданные грани Кролл в весьма привлекательную, плотную и одновременно прозрачную звуковую картину. Побольше бы таких сюрпризов в этой жизни.
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|