Выпуск # 21
2004
|
Калуга: за тех, кто умеет |
|
С 24 по 28 мая в Калуге постоянно звучала музыка. Самая разнообразная. Международный фестиваль "Мир гитары", который надо бы уже называть знаменитым, прошел здесь в седьмой раз - нумерация более чем достаточная, чтобы считать попадание в программу фестиваля за честь.
От Калуги до Самары около 1200 километров, однако слухи о калужской феерии доходили сюда уже давно: фестиваль с большой теплотой упоминали и музыканты группы Ивана Смирнова, и Роман Мирошниченко; и, наверное, эти слухи так и остались бы для меня слухами, если бы не счастливая случайность для самарской группы
"New A", ставшая одновременно несчастьем для Игоря Бойко. Московский гитарист, за полгода застолбивший себе место в джазовом дне фестиваля, недели за три до "Мира гитары" сильно повредил руку, а организатор фестиваля Олег Акимов, вспомнив о заявке из Самары, сделал нам встречное предложение, от которого было невозможно отказаться.
Итак, сутки в дороге - и мы на сцене калужского концертного зала имени Танеева. Очень любопытно попасть на фестиваль такого уровня, совершенно не представляя себе его "начинки", его публики и его стиля. Проезжая по городу, мы с легким высокомерием, переходящим в опаску, комментировали небольшие афиши выступления Эла ДиМеолы - формата А4, с некрупным текстом, терявшиеся на фоне стандартных рекламных простынь. Афиш же фестиваля как такового просто не было. Встретившись наконец с членом оргкомитета Владимиром Вислобоковым, которому были поручены самарцы, я не постеснялся задать прямой вопрос - а почему, собственно, в городе сделана такая убогая реклама и почему ее так мало? Ответ убил на месте: "а все билеты уже месяц назад и так распроданы"...
Этот фестиваль не нуждается в рекламе. Олегу Акимову с командой удалось добиться главного качества с точки зрения организации фестиваля - регулярности. Город знает, что в последних числах мая есть фестиваль. И город на него идет. В день проводится три (в скобках - три!) концерта - утренний мастер-класс, дневной концерт "второго плана" и полноценный вечерний концерт-"боевик", которому позавидует любой столичный зал.
Чего стоит хотя бы "второстепенный" концерт джазового дня: музыканты переминаются в проходах сцены в ожидании саунд-чека, а на сцене играет Темур Квителашвили. Ничего себе второстепенность! Этот термин применим только постольку, поскольку 26 мая - все-таки будний день и основная масса взрослых слушателей во время этого концерта еще на работе. Но зал все равно набит битком - пенсионеры, студенты, школьники, наверняка много здесь и тех, кто просто отпросился с рабочего места.
Когда после чуть затянувшегося саунд-чека двери зала открываются публике, создается впечатление, что зал заполняется под давлением: за каких-то пять минут все его 600 мест забиты, люди стоят вдоль стен и в проходах. А на одном из моих черновых фото остается французский мастер классической гитары Хуан Франсиско Ортис, зажатый у стены между женщиной в возрасте и молодым волосатым парнишкой. Популярность фестиваля столь высока, что организаторы отказывают музыкантам в предоставлении зрительских мест. Сначала меня это задело. Потом я понял, как это здорово...
Концерт открывают местные музыканты - калужский квартет "Jazzatov-бэнд", с ударением на вторую "а", названный так, видимо, по фамилии лидера Романа Азатова. Как и почти все остальные коллективы вечера, его нельзя назвать "гитарным" проектом - это в хорошем смысле слова стандартный состав, где солисты равноправны. Умный, сравнительно сдержанный, четко пульсирующий фьюжн с большим влиянием Майка Стерна (помимо близких по стилю аранжировок, группа играет много его собственных композиций). Лидер, периодически менявший саксофон на клавишные, порадовал весьма и весьма техничным соло в "Spain" Чика Кориа, которая звучала в вокальном варианте: на две композиции к квартету примкнул Александр Андреев, калужанин по происхождению и москвич по прописке. Гитарист калужан Антон Виговский, показывая не самую, в общем-то, выдающуюся технику, мыслил тем не менее весьма оригинально, и его фразы цепляли то подчеркнутой элегантностью, то легкой, но явно осознанной неуклюжестью. Барабанщик Александр Беляев, как показалось, чуть злоупотреблял техникой в ущерб музыке, хотя с точки зрения шоу это было неплохо.
"Jazzatov-бэнд" приняли шумно, чтобы не сказать горячо. Несколько настораживал тот факт, что следующие по программе "NEW A" из Самары играют почти в том же стиле, а зрители в зале представлены вовсе не жадной до джаз-рока молодежью - скорее всеми возрастными и культурными слоями Калуги в равной пропорции. Казалось бы, гостям сложно рассчитывать хотя бы на столь же радушный прием, не говоря уже о серьезном успехе. И тем не менее - калужские зрители показали себя с лучшей стороны: они не только вынесли длинное, минут в пятьдесят, выступление гостей, но и оценили довольно тонкие нюансы, позволившее им по праву принять "New A" куда более горячо. Например, барабанщик Сергей Косынкин рискнул показать на гитарном фестивале полномасштабное соло минуты на три, с несколькими кульминациями, из которого блестяще вышел, уронив с последним ударом голову в сложенные на малом барабане руки - и был вознагражден настоящими овациями. Басист Алексей Титенко был очень убедителен и в своем традиционно заковыристом аккомпанементе, и в "мелодическом" соло (баллада Виктора Вутена "Slow Groove"), и в жесткой "рубке" слэпом (его собственная композиция, которых, кстати сказать, всего было исполнено две). Саксофонист Ильфат Садыков, сейчас не знающий себе равных в Самаре, раскачивал любую композицию своими уже фирменными цепочками цитат в диапазоне от Эдварда Грига до Яна Гарбарека. Что же касается лидера, гитариста Олега Примака - он, без сомнения, стал одним из самых ярких исполнителей дня. Отточенная техника, разнообразные приемы звукоизвлечения, бросающаяся в глаза оригинальность мелодических построений, самостоятельно разработанный тональный "сдвиг" - все это делает игру лучшего джаз-рокового гитариста Самары настоящим праздником для специалистов. Пожалуй, справедливым был повышенный интерес прессы именно к этому коллективу, в ходе которого музыканты сторицей вернули Калуге ее аплодисменты. На вопрос, готовы ли они вернуться к таким слушателям, молодые самарские музыканты чуть ли не в один голос ответили "Да мы тут вообще жить готовы...". Как выяснилось из бесед с местными джазменами, в Калуге вообще почему-то очень высоко развита именно джаз-роковая культура (как среди исполнителей, так и среди аудитории), а мэйнстрим испытывает некоторое забвение. В Самаре картина, прямо скажем, строго противоположная.
После перерыва на сцену вновь вернулся Темур Квителашвили. Большой мастер соло-гитары, сопровождаемый внушительной поддержкой электроники, Темур играет на фестивале уже не в первый раз и был принят с традиционным успехом. Его музыка, в которой пересекаются элементы джаза и классики, довольно необычна и для слушания, и для тем более описания, но активность этого замечательного музыканта и очень доброго, открытого человека позволяет надеяться, что его скоро можно будет услышать в самых дальних уголках России.
А вот литовское "Джаз-трио", наверное, услышать будет сложнее, и жаль. Басист Леонид(ас) Шинкаренко, саксофонист Витаутас Лабутис и барабанщик Арвидас Иоффе на саунд-чеке производили впечатление усталых и ничего особенно не хотящих людей (Шинкаренко вообще заснул во время саунд-чека кого-то из других групп). Однако выйдя на выступление, литовцы преобразились. Совершенно сумасшедшая музыка, идущая в равной мере и от авангардной школы Ганелина-Тарасова-Чекасина, и от театрализованного шоу Тома Уэйтса, и от современных джазовых течений камерного толка, не могла не поразить. В глубочайших балладных построениях, исполненных самой искренней грусти, идущей от сердца и заставлявшей глаза увлажняться, вдруг незаметно прорезалась гармоническая основа, которая наводила на мысли о беспощадной математической основе всего происходящего. В композициях, начинавшихся как самый оголтелый фри-джаз, вырисовывались ритмические структуры, от которых можно было пуститься танцевать - и которые в то же время базировались на каких-то непостижимо сложных, изящных и неочевидных гармониях, которые "от балды" сыграть невозможно даже теоретически.
Что же касается Арвидаса Иоффе, то Том Уэйтс в лучшие свои годы покраснел бы от стыда: поющий (вернее, декламирующий) барабанщик "Джаз-трио" в одном из своих сумасшедших монологов на литовском так увлекся, что выскочил из-за установки и, молитвенно протягивая вверх руки, обратился со страстной речью к какому-то декоративному элементу занавеса. Выступление литовцев стало редким случаем, когда откровенное и ничем не сдерживаемое хулиганство троих взрослых мужчин, заставив зал хохотать, тем не менее ни на секунду не оторвалось от высококлассного исполнения, от собственно музицирования, от достигнутой многолетним трудом цельности общей импровизации.
А закрывало концерт трио москвича Дмитрия Четвергова, которого при всех его профессиональных качествах трудно назвать сколько-то джазовым музыкантом. Впрочем, оставшаяся на третье отделение молодая часть аудитории (время концерта к тому моменту перевалило за четыре часа) встречала его восторженно.
Нам не удалось, к сожалению, посмотреть другие концерты фестиваля. Но хватило и очереди из слушателей самого разного возраста, выстроившейся в гримерку за автографами. И одним из самых теплых воспоминаний остался тост, сказанный кем-то из членов оргкомитета: "В первый день фестиваля все бас-гитары были с четырьмя струнами. Во второй день - с пятью. Сегодня - с шестью! Так что давайте не будем считать струны и просто выпьем за тех, кто умеет..."
Правда, был и еще один тост - за организатора этого блестящего праздника Олега Акимова, который на концерт попросту не попал, уехав в Москву решать технические вопросы по приезду Эла Ди Меолы. Эла Ди Меолу мы тоже не увидели, но в Калуге он все-таки, как и обещалось, побывал. А мы вернулись в Самару. И теперь сами рассказываем о том, что в тысяче двухстах километрах от нашей "джазовой столицы Поволжья" есть небольшой городок Калуга, где афиши фестиваля особенно и не печатают. Билеты-то все равно проданы заранее.
Юрий Льноградский,
Калуга - Самара
|
|
На первую
страницу номера |
|