В Ереване закончились очередные, третьи по счету, "Дни джаза в Армении". Как и в прошлые два года, мероприятие было организованно по инициативе Госдепартамента США и при поддержке Посольства США в Армении. За десять фестивальных дней выступили все имеющие в наличии музыканты - Джаз-оркестр Армении п\у Армена Мартиросяна, оркестр радио и телевидения п\у Ерванда Ерзнкяна, Левон Малхасян, Армен Тутунджян со своими "Друзьями", Ваагн Айрапетян и его трио, квинтет Арсена Нерсисяна, квинтет Time Report, уже известный любителям джаза по прошлому году квартет Western и новички фестиваля этно-джазовый ансамбль ARMADAM. Ереванцы смогли послушать и заокеанского гостя - саксофониста Билла Киршнера. И сейчас, сразу после окончания, самое время сделать некий обзор происшедшего и подытожить увиденное и услышанное. А может, и сделать какие-то выводы.
Как и в прошлые годы, мероприятие, носящее официальное название Jazz Appreciation Month, включило в себя не только музыкальные мероприятия, но и конкурс на лучший рисунок, инспирированный джазом, викторины на знание теории джаза, большую танцевальную свинг-парти в ресторане гостиницы "Армения-Марриотт" и конечно, джем-сейшн.
На сей раз концерты проходили в оперной студии Государственной консерватории имени Комитаса, а вот открытие организовали в зале американского университета Армении. Там хоть звук и похуже, зато интерьер наряднее.
Скажу сразу - положительные эмоции у меня появились еще до начала фестиваля. Большая часть билетов была передана для раздачи (а не продажи) в кассу Театра оперы и балета. И было приятно видеть, как в первый же день, выстроившись в длиннющую очередь, молодые люди буквально выхватывали билеты из рук обалдевшей кассирши. Я не поленился и зашел в кассу через пару часов - кассирша подтвердила, что билеты закончились меньше, чем за час. "Многообещающее начало", - с удовлетворением подумал я.
А потом было торжественное открытие, выступления биг-бэнда и Билла Киршнера с армянскими музыкантами. К концерту бэнда (именно программу целого концерта отыграли оркестранты) отношение двоякое: с одной стороны - серьезные, высокотехничные, наполненные драйвом произведения, отлично исполненные молодыми музыкантами, не могли не радовать; с другой стороны - претензия к многоопытному руководителю коллектива: уж очень тяжелой, неподъемной для среднего слушателя оказалась программа. Слушать в течение 60-70 минут сложные по построению и гармониям произведения Боба Минтцера, Стэна Кентона и т.п. - нелегкая задача, и к середине выступления оркестра в зале уже можно было видеть скучающие лица. Несомненно, следовала как-то разбавить программу и популярными джазовыми темами. Тогда можно было бы сохранить внимание слушателей на протяжении всего выступления. Что касается Билла Киршнера, то он, конечно, уникальный музыкант. Виртуозный саксофонист, после тяжелой операции потерявший процентов 50 своих двигательных функций, сумел вновь встать в ряды концертирующих музыкантов. Он разработал особую систему, манеру игры на сопрано-саксофоне практически одной рукой, которую и с блеском продемонстрировал любителям джаза. Манера его игры из техничной перешла в область умной. Он играл, разумно тратя свои силы, играя ровно столько, сколько надо, добиваясь своей цели малыми силами. Одним словом, побеждал не числом а уменьем.
Анализируя выступления многочисленных армянских коллективов, не могу не остановиться на одном бросившемся в глаза удручающем факте. Как мне кажется, в погоне за массовостью, демократичности мероприятия (ох, уж эта западная политкорректность) организаторы не отказали ни одной представленной заявке. И в результате мы имели вечера (каждый вечер выступали по два состава), абсолютно не равные по художественному уровню. Более того, было 4-5 составов, которые состояли почти из одних и тех же музыкантов - менялся один из участников, менялось название, и вот новый коллектив готов. Так было с комбо Левона Малхасяна, состоявшем из лидера - замечательного пианиста, из саксофониста Арсена Нерсисяна, барабанщина Александра Агамяна, басиста Никогаеса Варданяна и вибрафониста Тиграна Пештмаджяна. Затем был квинтет саксофониста Арсена Нерсисяна с теми же набором музыкантом, где лишь Левона Малхасяна за роялем заменил Карен Гаспарян. Потом трио самого Карена Гаспаряна - и те же люди. Было достаточно скучно слушать одних и тех же музыкантов, играющих в той же манере чуть ли не одни и те же произведения 2-3 вечера подряд. А один музыкант - виртуозный перкуссионист Эдуард Арутюнян - кроме двух своих постоянных коллективов (биг-бэнд и квинтет Time Report ) умудрился сыграть еще с четырьмя другими!
Кроме того, были и просто очень слабые коллективы, не оставившие никакого впечатления. Мое твердое убеждение и совет организаторам на будущее : лучше бы сделать фестиваль короче, но зато с адекватными коллективами.
К сожалению, на сей раз количество не перешло в качество. И с этой точки зрения, можно констатировать, что у нас есть два настоящих сложившихся ансамбля (в прямом смысле этого слова), со своим ярко выраженным лицом, своей манерой, своей программой. Это квинтет Time Report и трио Ваагна Айрапетяна. Техника, безупречный вкус, продуманность музыкальных образов, идеальная сыгранность - все это делает эти два коллектива практически недосягаемыми на нашей сегодняшней джазовой сцене.
Хочется обратить внимание на еще два коллектива, которые, если ничего не случится, наверняка достигнут больших высот. Молодежный квартет Western, впервые выступивший в прошлом году, явно сделал шаг вперед, окреп и показал очень интересную и зрелую программу.
Энергичная и в то же время аккуратная манеры игры (не в пример некоторым взрослым составам, считавшим, что чем громче и нахальнее - тем лучше), интересная джаз-роковая программа подкупают и делают слушателя ярым поклонником квартета. Очень милым был номер, подготовленный ребятами с поп-певицей Сирушо. Оригинальная обработка народной мелодии очень здорово прозвучала в исполнении юной певицы, показавшей ее в новом, очень выгодном свете. В целом, выступление квартета можно оценить на "5". Так держать!
Второй состав ARMADAM - находка этого фестиваля. Созданный одним из опытнейших армянских музыкантов, "засветившимся" чуть ли не во всех существовавших составах, барабанщиком и перкуссионистом Александром "Саш" Григоряном коллектив играл абсолютно собственную музыку, постоянно балансировавшую на стыке трех жанров - этно-джаз, нью-эйдж и world music. Тут, наверное, не лишнее вспомнить интересный факт из жизни музыканта. Именно Александр Григорян был ударником трио камерного театра п\у Арташеса Карталяна, которое первым начало играть джаз, основанный на армянской фольклорной музыке. Именно это трио и именно с этой программой записало диск-гигант на всесоюзной фирме "Мелодия". В те времена это было равносильно признанию на самом высоком уровне. Так вот, очевидно, с тех пор вкус такой музыки остался у них "во рту". Достаточно послушать диски, который Карталян выпускает в Америке (заставляя своих афроамериканских партнеров играть композиции Комитаса и Саят-Нова) и познакомится с нынешним творчеством Александра Григоряна и руководимого им коллектива. Пряная, четко ориентированная на ориентальную музыка, базирующаяся на армянском фольклоре или на собственных произведениях "под фольклор", вызывающая из глубин памяти картинки в духе "Шахерезады", "Алладина" и "Багдадского вора" - вот та программа, которая захватила и унесла собравшихся и бурно реагироваших на происходившее на сцене слушателей. Чем-то по тематике напоминающая Time Report, группа АРМАДАМ, тем не менее, сильно отличается от заслуженного коллектива своим саундом. Включение в состав уда (исключительно к месту, не в пример другому коллективу, неудачно попытавшегося скрестить Запад и Восток) очень помогло достижению поставленной задачи. Единственным слабым местом группы можно назвать подбор музыкантов. Если руководитель найдет достойную замену и сможет заменить двух из семи исполнителей - результат будет прекрасным! Дело в том, что басист и флейтист пришли в джаз из рока, и это "тяжелое прошлое" сильно дает о себе знать.
Отдельный разговор о вокалистах, точнее - вокалистках. К сожалению, и на этот раз ничего утешительного. Ну не могут петь джаз - и все тут! Не помогают ни громкое имя, ни природная нахрапистость, ни данные свыше данные. В лучшем случае - поют не фальшиво. Ни о какой оригинальности, смелости, лидерстве, собственном лице в творчестве и говорить не приходится. Сплошные "Самертаймы" и "Герлы из Ипанемы". Очевидно, поэтому-то наши солидные коллективы и не берут себе вокалистов - не хотят утяжелять свои программы балластом. Очень жаль и странно - ведь армяне всегда славились хорошими голосами! Возьму на себя смелость утверждать, что наиболее интересным было выступление совсем молодой поп-певицы - хоть и не совсем джаз, зато оригинально и многообещающе!
Очень жаль, что на фестиваль так и не приехал ожидавшийся с нетерпением второй гость - из Москвы. В последний день фестиваля должен был играть российский квартет нашего соотечественника, одного из патриархов армянского джаза - саксофониста Александра Захаряна. Музыкант этот хорошо известен в современных российских музыкальных кругах, и его выступление, безусловно, украсило бы ереванский праздник джаза.
Вот и все, что касалось впечатлений от услышанной музыки. Те, кто не упомянут в этом кратком обзоре, пусть не обижаются - значит, они выступили, как всегда, хорошо (или, как всегда, плохо). И тратить на это завидное постоянство журнальную площадь просто жалко.
А теперь замечание, так сказать, "со стороны". Несмотря на то, что билеты все были розданы задолго до начала фестиваля, зал, где проходили концерты, не был заполнен под завязку. Очевидно, джаз становится модным в Ереване, и поэтому заявить, мол "у меня есть билеты на все концерты" - престижно. Но вот пойти на эти концерты или досидеть до конца - уже совсем не обязательно. Типичный образчик поведения представителей модной тусовки. Лучше бы они тусовались где-нибудь подальше, а билеты оставили тем, кому это действительно интересно.
Почти все дни пребывания Билла Киршнера в Ереване мне посчастливилось общаться с ним. Так вот впечатления его и его супруги Джуди, кстати, специалиста по части шоу-бизнеса, от Еревана были самыми радужными. Город, люди, нравы - все вызывало у них самую восторженную реакцию. Что касается музыкантов, то тут знаменитый критик и теоретик джаза был предельно избирателен и осторожен. От высказываний типа "великолепно, блестяще, потрясающе" в отзывах об Армене Уснунце, Тигране Пештмаджяне, Никогаесе Варданяне, Ваагне Айрапетяне - до деликатных "на уровне" об остальных.
Ну, в заключение, об организаторах фестиваля. Сотрудницы Отдела по работе с общественностью Посольства США буквально сбивались с ног, пытаясь выполнять все требования, просьбы, капризы музыкантов и многочисленных любителей джаза. Хочется, чтобы они знали - их старания не пропали даром : фестиваль удался на все сто! И если тем не менее были недовольные - это не их вина. Хочется их поблагодарить и выразить надежду, что они не пожалеют сил и на будущий год мы опять будем иметь очередной - уже четвертый Jazz Appreciation Month-05. Уж очень этого хочется.
В заключение - небольшое интервью с американским участником Месячника.
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Йорк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти, квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, он создает свой нонет. Его комбо, состоящее из известных музыкантов Нью-Йорка, исполняло композиции своего лидера. Нонет этот выступал на многих престижных фестивалях и объездил с концертами всю Америку. Киршнер известен и как аранжировщик - работы Киршнера исполняли оркестры Диззи Гиллеспи, Ли Конитца, певица Патти Остин. Сам Киршнер играл и записывался с такими звездами джаза, как Тито Пуэнте, Марио Бауза, Мэл Луис, Анита О'Дэй, Шейла Джордан. Кроме своего постоянного коллектива, Киршнер также выступал в различных дуэтах, трио, квартетах. Имеет в своем активе и сольные альбомы.
С начала 90-х Билл Киршнер занимается переизданием многих легендарных джазовых альбомов, выступая в качестве продюсера, составителя, автора аннотаций на таких всемирно известных фирмах звукозаписи, как Blue Note, GRP, Verve, Warner Brothers. За деятельность эту он был удостоен : "Грэмми"-96 за лучшую аннотацию к альбому Майлса Дэйвиса и Гила Эванса, награды NAIRD-95 за лучший буклет (в 88 страниц!) к альбому из 5 дисков Smithsonian Collection of Recordings и т.п. Но пожалуй, самая известная его работа - книга "The Oxford Companion To Jazz". В 2001 году Международной ассоциацией джазовых журналистов эта книга была признана "Лучшей книгой о джазе".
В прошлом году один экземпляр этого гигантского труда (около 1000 страниц!) привез в Ереван американский пианист Армен Донелян, которому эту книгу - специально для библиотеки Ереванской консерватории - подарил сам автор. Я имел счастье читать этот труд. Толстенная книга рассказывает о джазе всех времен и народов, о музыкантах, композиторах, аранжировщиках, критиках, продюсерах и даже кинофильмах и книгах, посвященных джазу. Очень интересная и полезная работа большого знатока джаза и обладателя награды "За выдающиеся достижения в области джазового образования".
Ну, и, наконец, Билл Киршнер ведет цикл передач на крупнейшей джазовой радиостанции США - WGBO-FM в Ньюарке (дальнем западном пригороде Большого Нью-Йорка - под названием "Джаз из архива".
За день до открытия автору этих строк удалось встретиться с господином Киршнером и его супругой Джуди в их гостиничном номере и поговорить с ними по душам. Учитывая, что наш гость хорошо известен не только как музыкант, но и, в большей степени как теоретик, критик и педагог джаза, разговор, начавшись с обычных для такой встречи тем, быстро перешел в русло глобальных.
Что Вы знали об Армении, ее культуре и джазе, в частности, до сегодняшнего дня?
- Только то, что нам рассказывал наш друг Армен Донелян. А мое первое впечатление связано с местными джазменами - сегодня я репетировал с ними.
И каково это Ваше впечатление?
- Великолепно!
Действительно? Или это просто дань вежливости?
- Я профессионал и оцениваю людей по их профессиональным качествам. Так вот, я повторяю - это музыканты мирового уровня. Наша репетиция длилась всего час-полтора. Стоило мне назвать мелодию, как они тут же начинали ее исполнять именно так, как надо. Лишь одну из предложенных музыкальных тем они не знали, но благодаря своему мастерству заиграли ее через пару тактов так, как будто всю жизнь ее репетировали. Слов нет, великолепные музыканты - техничные и опытные, способные дать фору многим из известных мне американских музыкантов.
А как же быть с утверждением, что надо родиться в Америке, чтобы хорошо играть джаз?
- Джаз - это мировая музыка, которая началась в Америке, но развивается она во всем мире. Везде есть прекрасные музыканты, которые создают джазовую музыку согласно своим собственным идеям, вкладывая в него свое культурное наследие, основываясь на своих музыкальных корнях. Так что джаз могут играть, и играть хорошо, везде.
Но ведь абсолютно ясно, что, скажем, полинезиец не сможет играть на дудуке армянские народные мелодии так же, как это сделает армянский музыкант. А джаз, насколько мы все знаем, музыка с ярко выраженными американскими корнями!
- Джаз - это музыка индивидуальности. Каждый играет его так, как чувствует, ведь именно индивидуальность ценится в джазе. Конечно, все начинают со стандартов, слушают джазовые альбомы, записанные признанными музыкантами, учат теорию джаза. Но потом каждый идет своим путем, согласно своим представлениям, взглядам и предпочтениям.
Сейчас много спорят об этно-джазе. Пуристы от джаза не признают его совсем, предлагая не применять к этой музыке термин "джаз". Некоторые, наоборот, считают, что это и есть будущее джаза...
- Любая музыка, созданная и исполняемая людьми, может считаться этно-музыкой, потому, что каждый создает музыку, основываясь на своей культуре, на привычных ему гармониях и ритмах. Великий джазовый музыкант и новатор Уэйн Шортер однажды высказал очень интересную мысль по подобному же поводу. Он сравнил джазовую музыку с озером. В озеро впадает много разных рек и ручейков, и каждый приносит что-то свое в существование озера. Все они разные, но в результате создают одно живое озеро. Более того, если озеро оградить от этих ручейков и попытаться оставить его "чистым", оно скоро попросту умрет. Джаз - это живая, вечно развивающаяся музыка, и он нуждается в постоянной подпитке самыми разными идеями и веяниями. И естественно, что часть этой подпитки идет от представителей разных культур. Если же расценивать джаз как что-то уже однажды созданное и неприкасаемое, то очень скоро он превратится в музейный экспонат, интересный лишь историкам и исследователям. А джаз строится на новациях, экспериментах, попытках создать что-то свое. И тут важен и даже обязателен голос каждой индивидуальности. Конечно, Чарли Паркер - великий музыкант, и он много сделал для дальнейшего развития джаза. Но и, скажем, я, хотя, конечно, я фигура не такого масштаба, как Паркер, сделал что-то свое, внес свою лепту в этот постоянный процесс развития. Так что каждый думающий музыкант важен и обязателен для этого жанра музыки.
Будучи крупным теоретиком джаза, как Вы относитесь к делению джаза на различные стили, под-стили, направления...
- Дюк Эллингтон делил всю музыку (а не только джазовую) на две категории - хорошую и всю остальную. Я с ним полностью согласен.
Сейчас во всем мире очень популярен поп-джаз или smooth-jazz. Его слушают везде и все. Может быть это и есть будущее джаза? Ведь во всем мире во всех сферах жизни идет некая глобализация, примитивизация, подгонка всех и вся под невзыскательные вкусы. Лишь бы продавалось... Нет ли тут опасности для настоящего джаза?
- Лично я нормально отношусь к музыкантам типа Кенни Джи и не вижу никакой опасности. Если кому-то нравится - пусть слушает. Кому не нравится, будет слушать Чарли Паркера и Джона Колтрейна. И не надо забывать, что джаз в принципе начинался как развлекательная музыка. И всегда существовали музыканты, которые занимались популяризацией джаза. Например, в 60-х годах существовал квинтет Джорджа Ширинга и квартет Рэмси Луиса. Они тоже делали популярную музыку. Наравне с ними существовали и музыканты, игравшие серьезную музыку. Кроме того, тут можно вспомнить и популярных сейчас певиц, поющих нечто среднее между джазом и поп-музыкой, например - Нору Джонс или Дайану Кролл. Они тоже делают полезное дело. Во-первых, они все-таки продвигают в массы какой-никакой джаз. И делают они это хорошо, надо заметить. А кроме того, эти люди продают миллионы альбомов, студии звукозаписи получают огромные деньги. И на эти деньги та же всемирно известная фирма Blue Note получает возможность выпускать диски серьезных музыкантов, таких как Джо Ловано или Джейсон Моран, альбомы которых продаются очень тяжело. Но такая музыка тоже нужна, у нее есть поклонники! И если бы не было коммерческого успеха Норы Джонс и Дайаны Кролл, Blue Note никогда бы не выпустил альбомы этих креативных музыкантов! Тут в творчество вмешивается бизнес, а у него свои законы, поэтому следует признать, что хотя бы в этом плане так презираемый "настоящими" джазменами поп-джаз делает очень полезное дело.
Ну, и последний вопрос - как Вам видится будущее джаза?
- Сейчас сильно изменились условия для развития музыки. Если раньше одна личность могла изменить весь процесс, как, например, это сделали в свое время Чарли Паркер или Джон Колтрейн, то сейчас, в эпоху, когда люди имеют больше возможностей для общения, обмена творческой информацией, взаимообогащения, говорить о личностях, я думаю не стоит. В наше время очень много хороших музыкантов, которые работают в разных жанрах, с разных отправных точек, с разными взглядами на дальнейшую судьбу джаза. Работают активно, плодотворно, своеобразно, так что, мне кажется, развитие будет идти сразу по нескольким равнозначным направлениям, которые будут одинаково важны для развития культуры и приняты музыкальным обществом.
В заключение разговора я решил соригинальничать и задал вопрос супруге музыканта, которая присутствовала при разговоре и принимала в нем активное участие: "Каково это - быть женой известного джазового музыканта?" И тут я ощутил на себе правильность поговорки "Хочешь получить умный ответ - задай умный вопрос!"
- Я не знаю. Я знаю лишь, каково быть женой Билла Киршнера! Ну а если серьезно, то я, конечно, люблю ту музыку, которую любит он, очень горжусь его успехами, радуюсь тому, что его любят как музыканта, уважают как писателя и критика. И очень рада и горда, что благодаря его успешному творчеству нас пригласили в вашу страну. А теперь позвольте добавить пару слов к вашему разговору. По поводу того, могут ли неамериканцы играть джаз. Так вот, это тоже самое, что утверждать, что никто, кроме русских, не может танцевать классический балет. Но ведь танцуют везде, и танцуют прекрасно. Так что, мне кажется, национальная принадлежность, страна проживания не играют никакой роли для человека, пишущего и исполняющего музыку, создающего картины или скульптуры. Просто он это будет делать на свой собственный манер. И именно в этом будет его ценность!
Был уже поздний вечер. У гостей был тяжелый перелет через океан, они не спали сутки, и с моей стороны было бы как минимум неприлично задерживать их дольше. Это был их первый день на армянской земле. Я поспешил попрощаться. Ну а через день на открытии фестиваля я имел удовольствие видеть и слышать практическое воплощение того, о чем мы так долго говорили с саксофонистом и теоретиком джаза Биллом Киршнером.
Армен Манукян
фото Завена Хачикяна
|