Мастер-класс американского джаз-рокового гитариста, преподавателя, участника культовых фьюжн-проектов Tribal Tech и VitalTechTones Скотта Хендерсона прошел в Центральном Доме художника на Крымском валу 8 ноября. Акция была подготовлена и проведена при поддержке журнала Music Box, который уже неоднократно организовывал мастер-классы таких известных барабанщиков, как Грэгг Биссонетт и Майк Террана в рамках Premier Drummer Day.
Перед началом выступления на сцене появился главный редактор Music Box Андрей Большаков, который сказал несколько теплых слов в адрес героя вечера и сообщил, что в феврале будущего года серию мастер-классов мировых звезд в ЦДХ продолжит фьюжн-гитарист Фрэнк Гамбале.
Вышедший следом Хендерсон поблагодарил собравшихся и заметил, что в зале наверняка есть коллеги Скотта, которые играют в разных стилях и делают это гораздо лучше него. Скотт добавил, что ничего специального в программу не запланировал, как, впрочем, и всегда, и что каждый мастер-класс - это импровизация. После этого Хендерсон запустил "минусовку" на своем ноутбуке, удивившись, почему не вступает "басист", и недоумевая, куда вообще он мог подеваться (были некоторые проблемы с запуском отдельных треков).
Отыграв первую композицию, построенную на современных прифанкованных блюз-роковых ритмах и стандартном блюзовом 12-тактовом периоде, он обратился к публике с просьбой задавать ему вопросы. Скотта спросили, на каком инструменте он играет, на что последовал незамедлительный ответ: "Конечно же, на гитаре, это же просто". Далее Хендерсон рассказал, что никогда специально не работал над техникой, что не умеет быстро играть правой рукой и всячески облегчает себе жизнь, используя только левую руку ("пулы" и "хаммеры"), чтобы сыграть быстрый пассаж. Отдельной темой прозвучал рассказ о том, как Скотт занимался гармонией, когда учился в школе, штудируя Бетховена и Моцарта, вследствие чего его песни сильно походили на творения венских классиков. После них Скотт перешел на джаз и обнаружил, что пишет песни в духе мэйнстрима 1950-х. Но результаты музыканта не устраивали, так как истинными его пристрастиями были рок и блюз. Выходом из тупика стало изучение творчества джаз-роковых музыкантов, таких, как Джо Завинул, с которым он впоследствии работал не один год.
В середине своего "интервью" публике Скотт заметил, что школа может только научить, как и что делать: это техника, гармоническое мышление ("джазовую гармонию можно изучить за неделю"), но, чтобы играть музыку, этого недостаточно: надо слушать и "снимать" великих предшественников. В качестве ориентира по гармонии и фразировке Скотт взял стандарт "Blue In Green", на примере которого показал, что главное в импровизации и вообще в музыке - это идея, то есть мелодия, тема. После ряда объяснений Скотт даже попытался сыграть "Happy Birthday" на гармонию "Blue In Green", поимпровизировав на эту тему.
Часть вопросов была посвящена проектам Хендерсона Tribal Tech и VitalTechTones. Все узнали, что в начале будущего года выйдет очередной альбом Tribal Tech, записанный живьем в Барселоне.
В завершение мастер-класса гитарист попытался сыграть композицию "Dolemite" со своего лучшего блюзового альбома "Tore Down House", но его "бэнд" (ноутбук) "устал" в середине композиции и отключился. Скотт и здесь отреагировал со свойственным ему юмором, высказавшись, что это самая отвратительная группа, с которой ему довелось играть на протяжении всей его карьеры.
Владимир Смирнов
первая публикация: InterMedia
Раби Абу-Халил в Москве: единство контрастов
22 ноября в клубе-центре "Дом" в рамках ежегодного фестиваля ориентальной культуры "По ковру" играл Раби Абу-Халил - пожалуй, самый известный в мире импровизирующий удист, то есть мастер игры на арабской лютне уд. Живущий в Германии уже полтора десятилетия, мастер изрядно европеизировался: учитывая, что его альбомы выпускает один из ведущих европейских джазовых лейблов Enja, а выступает Раби в ансамбле из сплошь европейских (читай - белых) музыкантов, назвать его играющим строго в арабской традиции, конечно, невозможно. Да и не к этому он, по всей видимости, стремится.
Музыка его ансамбля - весьма пестрый синтез арабского и европейского, традиционного (читай - коллективно-бессознательного) и нынешнего (читай - глубоко индивидуального). Стопроцентная акустика - и совершенно фьюжновый, временами даже агрессивно-роковый звуковой напор. Прихотливые узоры пришедших, несомненно, из арабской музыки перезвонов уда Раби Абу-Халила с его временами тусклым, временами неожиданно жестким тембром - и легкомысленные переливы совершенно европейского аккордеона Лучано Бьондини (знакомого нам по не очень выразительному выступлению с программой "нового танго" на фестивале в "Эрмитаже", но на этот раз прозвучавшего вполне креативно, простите за мой французский); напряженный, даже пронзительный кларнет Габриэле Мирабасси - и мягкая, податливая туба человека-горы Мишеля Годара, в редких сольных эпизодах вдруг взревывающая трубным гласом рассерженного слона.
Наконец, тонкие, изящные, временами экзальтированно-страстные мелодии Раби - и массивный, довлеющий ритм молодого американца Джаррода Кэгвина, играет ли он на непривычно выставленной ударной установке (с крэш-тарелкой, которая стоит вертикально, ниже и левее хай-хэта, под левую руку), или на большом арабском бубне (внешне напоминающем марокканский бендир, но, кажется, без резонирующих струн под кожей). Сплошные контрасты - но сливающиеся во вполне непротиворечивое единство, как бы оно ни называлось (этно-фьюжн или как-то иначе).
Кстати, Раби как раз и начал свой конферанс - а он оказался большим мастером конферанса! - именно с Кэгвина, сообщив, что публике не следует удивляться тому, как хорошо этот молодой белый американец, да еще и из сельской Айовы родом, научился играть на таком типично арабском инструменте, как барабаны (!). Дело в том, что юношу в детстве похитили йеменские фундаменталисты, которые кормили его одними зелеными оливками, да и те он вынужден был зарабатывать многочасовой игрой на барабанах... Подобные серьезные характеристики Абу-Халил дал каждому из членов своего ансамбля, про Мирабасси и Бьондини сообщив, что "итальянцы - они как попугаи: их надо держать парами, иначе они заскучают". Хохот переполненного зала "Дома" не смолкал и тогда, когда одетый в изящную
"этническую" пару удист представлял отдельные композиции. Например, "L'Histoire d'un Parapluie" ("История зонтика") была представлена как музыкальная история первого норвежца, отправившегося к Северному полюсу, но попавшего вместо этого, в результате слабого знания географии, в аравийскую пустыню, где от него остался один зонтик.
Главное, конечно, был не конферанс: главной была музыка, пересказывать которую, конечно, смысла нет. Но музыка - была. И автор неимоверно жалел, что вынужден был, по причине отбытия в тот же вечер на фестиваль в другой город, пропустить второе отделение концерта - в котором к ансамблю должен еще был присоединиться Гавино Мурджа, обладатель не просто горлового вокала, а горлового баса (!). Впрочем, говорят, что и в этом втором отделении музыки было предостаточно.
Кирилл Мошков,
редактор "Полного джаза"
|