Мы встретились с Билли Кобэмом в холле тбилисской гостиницы "Шератон-Метехи" в 11 часов утра. Музыкант выглядел бодрым и веселым, несмотря на то, что накануне вечером отыграл полтора часа на фестивале, а потом еще - далеко за полночь - и на джэм-сейшене с армянскими и грузинскими музыкантами.
Сначала он дал интервью грузинскому телевидению, а потом очередь дошла до журналиста из Еревана.
Мистер Кобэм, развитие джаза сейчас идет через эксперимент. Его пробуют скрестить то с фолком, то с классикой. Считаете ли Вы это нормальным?
- Абсолютно. Любой шаг вперед становится возможным через эксперимент. Где-то он большой, где-то поменьше. Более или менее авантюрный. Но чтобы идти вперед, нужно пробовать, стараться найти какой-то новый, неизведанный путь. Это и есть эксперимент. Другое дело, что я не одобряю эксперимента ради эксперимента. Музыкант должен хотя бы предполагать, что его может ожидать в конце пути. Иначе это авантюра, а не эксперимент. В этой связи я думаю, что у эксперимента "джаз+фолк" большое будущее.
Какую музыку Вы слушаете в свободное время?
- Любую классику - Моцарта, Бетховена, Чайковского. Конечно, корифеев джаза. Вместе с дочкой слушаю популярных сейчас у молодежи исполнителей. Пытаюсь понять, что их делает такими популярными у миллионов людей во всем мире. Джазменам в этом отношении сложнее.
Приходилось ли Вам когда-нибудь играть с "советскими" музыкантами, и если "да", то каковы Ваши впечатления?
- К сожалению, нет. Первый опыт музыкального общения произошел вчера, во время
джем-сейшена. Мне очень понравились ребята, исполнявшие восточную музыку (имелись в виду армянские музыканты из ереванской группы Time Report), и сменившие их затем музыканты тоже играли на хорошем уровне (на сей раз речь шла о грузинских музыкантах - Дато Джапаридзе, Тамазе Курашвили и других). Я с удовольствием поиграл с ними. Хороший, мировой уровень.
Что нужно молодому барабанщику, чтобы стать Билли Кобэмом?
- Быть терпеливым и настойчивым в своих устремлениях. Если упорно трудиться, то можно многого добиться.
Вас считают "гигантом", "легендой", суперзвездой джаза. А ощущаете ли Вы себя "звездой"?
- Конечно, нет. Я просто играю. Стараюсь играть как можно лучше. Ведь предназначение музыканта - развлекать публику, доставлять слушателям удовольствие. И чем лучше у тебя это получается, тем ты и лучше. Я всегда старался не играть со "звездными" партнерами.. Стараюсь брать в свои составы молодых, не очень знаменитых, но уже хорошо зарекомендовавших себя музыкантов. Кроме всего прочего, я здесь выступаю как педагог. Передаю им свой опыт. Когда они достигают определенного уровня, я чаще всего их заменяю на более молодых. Т.е. действую по принципу своеобразного учебного заведения. Чувствую себя больше педагогом музыки, чем исполнителем. И еще, я стараюсь не играть в больших, многолюдных, парадных местах. Предпочитаю маленькие, уютные бары и клубы.
Смогут ли когда-нибудь неамериканские музыканты играть наравне с исполнителями с родины джаза? Ведь американские музыканты слышат эту музыку с самого детства, она у них в крови, тогда как все остальные, стараются лишь воспроизводить услышанное...
- Смотря с какой точки зрения подходить к этому вопросу. Если вы хотите играть джаз, который играл Луи Армстронг, да еще играть, как он, то вам действительно придется сложно. Но ведь и не все американские музыканты могут сделать это. Джаз - это прежде всего свобода. Свобода духа, мысли и, конечно, импровизации. Вы можете быть армянином, китайцем или норвежцем. Если вы внутренне свободны, у вас достаточно фантазии и техники, у вас есть что сказать людям, то говорите. И не важно, на каком языке, будьте спокойны - вас поймут.
Армен Манукян,
корреспондент "Полного джаза" в Ереване
Автор выражает большую признательность организаторам Тбилисского фестиваля - компании Eastern Promotion - за предоставленное право эксклюзивного интервью.
|