Я познакомился с ним во время последнего джаз-фестиваля. Несмотря на свой достаточно высокий статус дипломатического сотрудника, он с готовностью и без лишних церемоний шел на контакт. Тогда и зародилась идея взять у сотрудника американского посольства интервью, поговорить о положении дел в американском джазе и музыке вообще. Информация, которой мы располагаем, в основном черпается из журналов и телепередач. Захотелось поговорить с живым человеком. Тем более, что личность господина Кимберли Харгана располагает к разговору по душам.
Один звонок - и встреча назначена. Первое впечатление не оказалось обманчивым. Господин Харган, руководитель отдела по связям с общественностью, с удовольствием и подробно рассказывал и отвечал на мои вопросы. Так, я узнал, что он родился в штате Вашингтон. После окончания школы поступил в университет штата Юта, в центре мормонского учения, получил направление на миссионерскую деятельность в Германию, где в совершенстве изучил немецкий язык. В университете, который окончил с отличием, он изучал археологию. К сожалению, у него не было возможности продолжить обучение в аспирантуре, надо было содержать свою молодую семью, искать работу. И вот молодой археолог узнает, что для того, чтобы поступить на дипломатическую службу и получить престижную работу, надо сдавать экзамены, он решает попытать счастья. Готовиться и сдавать экзамены он любил и мог. Вот так Кимберли Харган стал дипломатом.
Начинал он работать в Дании, продолжил культурным атташе в Танзании, потом изучил китайский язык и работал в Пекине. На очереди - русский и работа в Алма-Ате, Екатеринбурге. Ну, и наконец, настал черед армянского языка, и вот уже год, как господин Харган работает в посольстве США в Ереване. Надо отметить, что он прекрасно играет на трубе и тромбоне (я видел пластинки с записью джаз-ансамбля с его участием), выступал на сцене Екатеринбургской филармонии в дни рождественских праздников, у себя на родине принимал участие в постановке спектаклей и даже несколько раз выступил в роли профессора Серебрякова в пьесе Чехова "Дядя Ваня", целый год исполнял роль Манилова в "Ревизоре" Гоголя на сцене драмтеатра Екатеринбурга, причем на русском языке.
Чем занимается руководимый вами отдел в Ереване?
- После 1999 года произошло слияние сразу нескольких посольских служб, и отдел стал называться Отделом по публичной дипломатии. По традиции, посол всегда представлял своего короля. С развитием демократии послы стали представлять правительства, страну и народ. После второй мировой войны президент Трумэн решил вплотную заняться пропагандой, чтобы представить всему миру историю, политику, демократию, культуру страны, американский образ жизни, наконец. Так было создано информационное агентство США. В нашем отделе мы занимаемся связями с прессой, информационными службами разных стран, чтобы рассказать о нашей стране. Второе направление нашей деятельности - показать. Это мы называем культурным направлением. Раньше мы посылали артистов, организовывали выставки в разных странах, причем происходило это достаточно часто. Но, исходя из предоставляемого бюджета, мы поменяли политику. Теперь мы чаще организовываем поездки людей в США, чтобы люди могли сами познакомиться с нашим бытом, культурой, стилем жизни. Кроме того, мы занимаемся пропагандой американской версии английского языка. Так, сейчас готовится визит в Ереванский университет двух преподавателей языка, которые будет проводить занятия среди педагогов по новейшим методам преподавания современного американского английского. Когда появляются "лишние" деньги и повод, мы проводим выставки, фестивали, как например
Дни джаза.
Кстати, наши Дни джаза - это плод целенаправленной политики вашей страны или личная инициатива на месте?
- Джаз, в отличие от рок- и поп-музыки, действительно истинно американская музыка, и вот однажды от руководства Смитсонианского института в Вашингтоне в Госдепартамент поступила инициатива по проведению специальных мероприятий, направленных на популяризацию джаза во всем мире. Госдеп согласился, и в 2002 году были проведены первые Дни джаза.
Насколько я знаю, первой страной СНГ, где были проведены Дни, была Армения. Лишь потом Украина, Казахстан... Чем это объяснить?
- Мне трудно ответить официально, но я лично считаю, что армянский народ очень музыкальный. Вы смогли сохранить свои национальные формы музыки, народные танцы. Очень многие дети учатся музыке. Армения дала много крупных композиторов. И, наконец, мой небольшой опыт говорит мне, что армяне очень любят джаз. У вас очень хорошие джаз-музыканты. Со многими из них я познакомился во время Дней джаза. Хорошие люди и талантливые артисты.
Поддерживаете ли связи с нашими музыкантами, ходите ли в наши джаз-клубы? Или эта деятельность для Вас была лишь работой?
- Иногда встречаемся, говорим, обсуждаем планы на будущее. Когда бывает время, хожу и в места, где звучит живой джаз.
А кто из армянских музыкантов Вам понравился больше?
-Я очень люблю танцевать, поэтому с удовольствием слушаю и танцую под свинг-музыку, которую исполняют биг-бэнды п/у Армена Мартиросяна и Ерванда Ерзнкяна. Это живая, жизнерадостная музыка. Хотел бы отметить и студенческий квартет INTO, который в своей музыке очень смело и оригинально смешивает инструменты и приемы различных культур и музыкальных стилей. Понравился и коллектив "Кактус", исполняющий "горячий" латин-джаз.
Очень часто приходилось слышать, что джаз в Европе сейчас популярнее, чем в Америке. Так ли это?
- Возможно. Мне кажется, что связанно это с тем, что джаз лучше слушать живьем. В Европе это, чисто физически, сделать легче - кафе, клубы, многочисленные концертные залы. В Америке очень большие расстояния, без машины не обойдешься, и только большие джаз-фэны могут проезжать по несколько часов, чтобы попасть на концерт или в джаз-клуб. Легче это сделать, сидя дома, слушая диски, смотря телевизор. В Европе чаще непосредственный контакт с исполнителями, а значит больше успех, шире популярность.
А какова, вообще, популярность джаза в Америке, по сравнению с другими стилями музыки в процентном отношении?
- Чуть больше трех процентов. Это данные журнала "Биллборд" по оценкам продаж кассет и лазерных дисков. Конечно, гораздо больше людей слушают джаз, скажем, звучащий по радио автомобиля. Но дело в том, что джаз тоже бывает разный, и слушают его с разными целями. Но вот, целенаправленно слушают эту музыку и покупают носители с джазом всего лишь 3-4 процента американцев. Это официальные цифры. Верить им или нет - дело читателя.
А кстати, что есть джаз для американцев?
- Это зависит от района проживания. В сельских районах Юга и Запада больше слушают кантри-музыку. В индустриальных центрах больше слушают поп, рок, классику, джаз. Так вот, когда джаз был формой развлекательной музыки, он был действительно популярен и близок людям. Потом, после 40-50-х годов, джаз стал усложняться и сейчас больше напоминает современную классическую музыку, когда требуется специальная подготовка, чтобы понять, почему этот музыкант так пишет и так играет. Джаз потерял свою "народность". Он стал слишком сложным.
Так что, джаз в Америке вымирает?
- Нет, конечно, но он становится малопонятен среднему слушателю, и на передний план выходят его более популярные, и главное, более доступные разновидности - smooth jazz, acid jazz.
"Но давайте "вернемся в Ереван" и напоследок узнаем, что Ваш отдел готовит для армянских поклонников искусства в ближайшем будущем".
- Ну, во-первых, это выставка детского рисунка, посвященная трагическим событиям 11 сентября. Затем мы собираемся организовать фестиваль американских музыкальных фильмов кинокомпании МГМ. Ее владелец господин Киркорян дал разрешение Католикосу на демонстрацию всех фильмов, произведенных этой компанией. Кроме того, идут переговоры об очередных гастролях Apple Hill Chamber Players в Ереване. А в апреле 2004 года, если ничего не помешает, Ереван будет принимать очередной Jazz Appreciation Month.
Прощаясь, я спросил играет ли он на трубе сейчас. "Инструмент-то я с собой взял, труба есть, а вот времени играть совсем нет", с сожалением ответил он.
Армен Манукян,
собственный корреспондент "Полного
джаза" в Ереване
|