Выпуск
# 29
2003
|
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени
|
|
Spyro Gyra
-
"Original Cinema"
Heads Up, 2003
62:43
* * *
|
|
Одна из ведущих групп так называемого contemporary, или smooth, джаза - то есть ориентированной на современный ритм-н-блюз мягкой инструментальной поп-музыки с элементами джазовой импровизации - Spyro Gyra, основанная почти три десятилетия назад альт-саксофонистом Джеем Бекенстайном, вот уже второй альбом подряд выпускает на филиале аудиофильского лейбла Telarc - Heads Up. Надо признать, что со сменой лейбла звучание это группы слегка изменилось: не только потому, что на этом альбоме Бекенстайн много играет на теноре, а не на альте, но и потому, что в игре группы появились отдельные признаки творческого поиска и исследования собственных музыкальных возможностей, и эти элементы начинают заботить музыкантов если и не больше, чем создание комфортной, бесконфликтной, ласкающей звуковой среды для слушателя, то, во всяком случае, всерьез. Впрочем, за четверть века такая эволюция не кажется чрезмерно радикальной.
Выделяется финальный трек, где Бекенстайн импровизирует на саксофоне под записанный им же самим фортепианный аккомпанемент. На пару секунд дохнуло, страшно сказать, самим Уэйном Шортером. Не переоценил ли Бекенстайн свою обычную аудиторию, вряд ли способную на столь серьезные слушательские усилия?
Картину изрядно украшают приглашенные музыканты, где в массе перкуссионистов выделяется мастер Мино Синелу, а вибрафонист Дэйв Сэмюелс (Caribbean Jazz Project), как обычно, добавляет свою пряную и изысканную краску в несложное звуковое пространство Spyro Gyra. Кстати, о пространстве: чрезвычайная добротность записи (Даг Оберкирхер и Джей Пи Шеганоски, при продюсерстве самого Бекенстайна) может быть выделена как образцовая для записей подобного стиля, а сама работа - с точки зрения звукозаписи (но не музыки) - определена как едва ли не лучшая в дискографии группы.
|
|
|
Иван Смирнов
-
"Страна, где ночует солнце"
Sketis Music, 2003
CD1 - 35:32
CD2 - 52:10
* * *
|
|
Один из лучших и уж, во всяком случае, самый необычный гитарист России - Иван Смирнов - слушателя балует сольными альбомами нечасто, впрочем - как и сольными концертами. Этот двойной альбом и есть запись одного из сольных концертов (московский "Ле Клуб", 30.01.2002), и носит все родовые признаки типичного российского концертного альбома. Мастеринг альбома не вполне обязателен (динамические неровности, неудаленные технические шумы, а главное - крайне слабая работа с шумами зала: аплодисменты оставлены "как есть" и при этом на очень низком динамическом уровне, что в целом производит довольно жалкое впечатление). Впрочем, музыка многое искупает: те, кто слышал Смирнова только в "Арсенале" поздних 80-х или вообще только как сессионного гитариста у российских поп-звезд - не слышали его вообще. Он - музыкант очень глубокий, владеющий огромным стилистическим диапазоном и широчайшим спектром приемов, что позволяет ему в пределах одной композиции смешивать во вполне органичное единство элементы джаза, фламенко, фьюжн, кельтского и русского фолка - и все это в очень точной ансамблевой игре (сын Михаил Смирнов на клавишных, перкуссии и аккордеоне, Дмитрий Сафонов на второй акустической гитаре и ученик замечательного исследователя русской песни Сергея Старостина - Сергей Клевенский на кларнете и фольклорных духовых). Единственное, чего, кроме более строгого монтажа и более ясного мастеринга, хотелось бы пожелать этому альбому - это более четкой продюсерской концепции (сам Смирнов): уместись альбом на один диск, он, возможно, выиграл бы от этого.
|
|
|
Various Artists
-
"Say It Loud! Brotherhood, Pride & Groove on Blue Note"
Blue Note France, 2002
70:18
* * * *
|
|
Социальные мотивы из истории музыки XX века не выкинуть - ни "Give Peace A Chance" Джона Леннона, ни, тем более, "Say It Loud: I'm Black and I'm Proud" Джеймса Брауна, строчкой из которой названа эта любопытная компиляция. Тема борьбы афроамериканцев за свои права, в силу естественных причин, особенно ярко отражена в афроамериканской музыке, в первую очередь в самых радикальных (до появления хип-хопа и рэпа) формах - соул и фанке. Сборник, изданный французским отделением EMI (не могу себе представить, чтобы он вышел даже и в нынешней Америке!), несет на обложке изображение яркой девицы в боевой униформе "Черных пантер" и открывается, без лишних предисловий, сразу "Don't Call Me Nigger, Whitey" с самого ритм-н-блюзового альбома великого пианиста Джина Харриса - "Astral Signal" 1974 г. Накал не снижается: все четырнадцать треков носят боевитые антирасистские или проафриканские названия, все взяты с альбомов лучших лидеров периода "позднего" Blue Note (1967-1977) - Лу Доналдсона, Димми Макгриффа, Лонни Смита, Дональда Берда, Гранта Грина, Кэннонболла Эддерли... Большинство выдержано в фанк-грувовой ритмике, большинство звучит исключительно модно с точки зрения дня сегодняшнего, безуспешно пытающегося средствами нынешних технологий воссоздать неповторимое аналоговое звучание 70-х. Очень стильная, точная и искушенная подборка (составление - FatJudy), которую не портит даже то, что больше половины всех треков сыграны не только в одной ритмической модели и в одном темпе, но и в одной тональности!
Константин Волков
для Stereo & Video
|
|
На
первую страницу номера |
|