1. Мэйнстрим - продолжающаяся
предыстория
Наверное, для большинства из джазовых
людей моего поколения знакомство с
голландским джазом началось с трио
Пима Якобса, которое в 1964 году
выступало на варшавском фестивале "Джаз-джембори",
и два лонгплея с фестивальными live-записями
через год-другой можно уже было купить
в наших магазинах, даже с этикетками
на приличном русском языке. Трио
наповал сразило советских любителей
джаза не только своей "фирменным"
свингом, но и безупречным англо-американским
прононсом Риты Рейс. Уважение к
голландцам еще более возросло, когда
до нас дошла новость о том, что Риту
Рейс приглашал в качестве солистки
сам Арт Блэйки, руководитель
легендарных Jazz Messengers (на самом деле -
не только он, но и другой барабанщик,
Чико Хэмилтон, и даже органист Джимми
Смит).
В 90-е годы семидесятилетняя
вокалистка вернулась на сцену и
регулярно выступает на крупнейшем
европейском фестивале джаза -
гаагском North Sea Jazz Festival.
В секциях труб многих европейских
оркестров (в немецком Rhythm Combination & Brass
, международном проекте United Jazz &Rock
Ensemble, а также американских оркестрах
Кларка Терри и Гила Эванса) постоянно
встречается имя трубача Ака Ван
Ройена (Ack van Rooyen); увы, гораздо меньше
известно, что ван Ройен, воспитанный
на кул-джазе начала 50-х, принимал
участие и в записи типичного для
знаменитой своим "романтическим
авангардом" фирмы ЕСМ альбома "Colors
of Chloe" немецкого басиста Эберхарда
Вебера.
Европейскую известность получили
также пианист и органист Яспер ван'т
Хоф и флейтист Хрис Хинце, прекрасно
чувствующие себя в любом джазовом
контексте эволюционировавшие вместе
с основным течением джаза - от
авангарда 60-х к электрифицированному
джаз-року 70-х и этническому world-джазу 80-х
(соотвественно Pili Pili ван'т Хофа и
Combination Хинце).
В настоящее время, однако, первый чаще
выступает как пианист-солист и
церковный органист-импровизатор, а
второй - как автор-исполнитель
медитативно-фоновой музыки типа new age.
На середину 60-х приходится также
расцвет трубача и руководителя
оркестра Boy's Big Band Боя Эдгара,
начинавшего еще у Kid Dynamita'a, но после
войны решившего сочетать две карьеры (как
и его петербургский коллега Вячеслав
Гайворонский в 70-е) - музыканта и
практикующего врача. Кроме крепких
оркестровых музыкантов вроде
упомянутого уже Тона ван Флита (Ton van
Vliet; рокеров прошу не беспокоиться -
этот van Vliet Captain'у Beefheart'у - не
родственник), Бой Эдгар и сам не
сторонился разного рода
экспериментов (например, в его биг-бэнде
было 7 саксофонов!) и - главное - терпимо
относился и к молодежи, в 60-е, как и во
всем джазовом мире, увлекавшейся
тогда фри-джазом, то есть авангардом.
Здесь необходимо упомянуть также
эмигрировавшего в начале 70-х в США
аккордеониста Мэта Мэтьюза (настоящее
имя Matthieu Schwartz) и быстро завоевавшего
славу второго - и последнего -
исполнителя джаз на этом, в то время
экзотическом для джаза инструменте.
Самое любопытное, однако, в том ,что
слава первого ( и до сих пор
непревзойденного) аккордеониста
джазового мэйнстрима принадлежит
тоже выходцу из Голландии - Арту ван
Дамму!
И наоборот - в Нидерландах подолгу
жили и продолжают жить и работать
хорошо у нас известный по
сотрудничеству с Михаилом Альпериным
и - особенно - Сергеем Курехиным
саксофонист украинского
происхождения Кешаван Маслак (в
Амстердаме он записал симпатичный
диск с пианистом-аккордеонистом Loek'oм
Dikker'ом), пианист Бертон Грин (Burton Greene),
блестящий афроамериканский
саксофонист Майкл Мур (Michael Moore).
Естественно, много в Нидерландах
артистов из стран, имевших с этой
страной исторические связи - пианист
из ЮАР Шон Бергин (Sean Bergin), гитарист с
острова Кюрасао Фрэнки Даглас (Frankie
Douglas).
В 60-е, как известно, весь мировой джаз
перестает играть роль, скажем так,
субстрата или общего знаменателя всей
музыкальной массовой культуры: эту
роль перенимает рок.
Любопытно, что в Нидерландах - стране,
славящейся толерантным отношением к
тому, что в 60-е считалось молодежной
контркультурой - рок и джаз
развивались параллельно, в целом не
особенно взаимодействуя друг с другом
(по крайней мере, в плоскости массовой
музыки). Конечно, были и исключения - в
частности, группа Focus гитариста Яна
Аккермана. Многие, наверное, помнят
группу Exception, прославившуюся арт-роковыми
обработками классической музыки с
некоторым джазовым привкусом (на мой
взгляд, впрочем, изрядно
переперченным).
Разумеется, и в 70-е и позже - в эпоху
электрической поп-музыки -
инструментальная джазовая традиция в
Нидерландах не сдается.
Звездные солисты из Нового Света,
приезжающие в Нидерланды на гастроли
в качестве солистов, нередко просят,
чтобы им аккомпанировал пианист Рейн
де Граф, прекрасно чувствующий себя в
этом качестве - с 1976 года он выпустил
всего шесть альбомов под своим именем.
Своего рода "белая ворона" в
нидерландском джазе - тенор-саксофонист
Джей Си Танс (J.C. Tans), опирающийся на "горячую"
афроамериканскую школу джаза и даже
ритм-энд-блюза. В его ретро-проектах
охотно принимают участие, в сущности,
те же "модернисты", что играют
музыку авангардистов/постмодернистов
(назовем пока их так) - Миши
Менгельберга и Виллема Брейкера, в
частности, кларнетист Аб Барс и трубач
Эрик Бурен (альбом "Around the World").
В 1995 году первым европейцем,
победившем на самом престижном в США
джазовом конкурсе, стал гитарист
Йессе ван Руллер (член нового
оркестрового коллектива,
организованного по образу и подобию
Линкольн-центра - Jazz Orchestra of the Concertgebouw).
По счастью, клона J@LC не получилось -
первый альт-саксофонист Оркестра
Концертгебау Бенджамин Херрман,сам
находящийся где-то между Ли Конитцем и
Эриком Долфи, недавно выпустил
отличный диск с музыкой покойного
американского авангардиста Джеки
Баярда.
Еще
один лауреат того же конкурса им.
Телониуса Монка - пианист и композитор
Михил Бортслап - произвел большое
впечатление своими изысканно-акустическими
интерпретациями электрической музыки
ведущего джаз-рокового коллектива 70-80-х
Weather Report, чем доказал, что за яркой "электронной"
упаковкой в лучшем "электрическом
джазе" скрывается ценный
тематический материал. И со-руководитель
Weather Report саксофонист Уэйн Шортер тут
же отдал дань молодому голландцу,
записав вместе с пианистом Хэрби
Хэнкоком композицию Бортслапа - "Memory
of Enchantment".
Формально, если судить по
используемым выразительным средствам
(свинговый ритм, ладотональный язык и
т.п.), к мэйнстриму относится и
творчество еще одного молодого
пианиста Майка Дель Ферро, сына
известного оперного певца, партнера
Марии Каллас Леонардо дель Ферро. Дель
Ферро младший - хоть и вырос в
Амстердаме - в своих импровизациях
начал разрабатывать до последнего
времени не использовавшийся в джазе
материал: неаполитанскую песню и
итальянскую оперную классику (сходные
проекты Билла Ласуэлла, Джои де
Франческо и Джо Ловано появились на
несколько лет позднее).
Ровно двадцать лет существует и
творчески воссоздает джаз "эры
свинга" Dutch Jazz Orchestra - в 1995 году на
фестивале North Sea большой успех имела
программа "никогда не
исполнявшихся ранее" сочинений
ассистента Дюка Эллингтона Билли
Стрейхорна (фактически одновременно
над проектом памяти Дюка Эллингтона
работала и Джазовая группа Шведского
радио под управлением Ленарта Оберга -
по крайней мере, одно из сочинений
Стрейхорна, "Portrait of a Silk Thread" шведы
успели записать раньше голландцев).
Наконец, с середины 40-х годов при радио
"Хилверсум" действует Metropole Orkest -
типичный Pops Orchestra или, по нашей
терминологии, эстрадно-симфонический
оркестр (типа тех, что существовали
при наших Радио и ТВ). Он играет
довольно много музыки "третьего
течения" - "Three Movements in M" Виллема
Фриде, "Nebula" Нико Лангенхайена -
Langenhauien, "Grafiet" Михила Хенемана ) и
аккомпанирует "попсовым"
программам многочисленных джазовых
гастролеров - от Бобби Шу до Кларка
Терри.
Наверное, в этом контексте можно
упомянуть и двух молодых леди -
исполнительницу на трубе Саскию Лару
и саксофонистку Кэнди Дюлфер. Между
прочим, отец последней - Ханс Дюлфер -
это голландский Алексей Козлов: в 70-е
он принимал не только творческое, но и
организационное участие в развитии
нидерландского авангарда - заведовал
первым в Европе авангардным джаз-клубом
BIMhuis, но потом стал играть такой же pop
jazz, как и его дочь. И не так давно они
записали вместе вполне джазовый по
музыкальному материалу альбом.
Продолжение следует
Дмитрий
Ухов,
специально для "Полного джаза"
|