Июль. Середина лета. Дожди сменяются изнурительной жарой. Джазовый сезон в Ростове закончился примерно месяц назад. Поэтому, и по другим причинам, концерт коллектива Spring Swing в рок-н-рольном клубе "LILA" 17 июля был как глоток весеннего воздуха. Дело в том, что у нас просто нет клубов, где можно услышать джаз. Порой так хочется услышать музыкантов не в официальной обстановке концертного центра им. К. Назаретова или в еще более официальном зале филармонии, а просто посидеть "за кружкой пива" в небольшом клубе, чтобы хоть на сотую долю процента представить, как это было там "у них" в Нью-Йорке, во времена Паркера или Колтрейна. Очень печально, что "наш" джаз, так долго запрещаемый в свое время, сразу потом перешел в ранг элитарного искусства. А популярной музыкой в России джаз никогда не был. Печально также, что на концерт этих молодых музыкантов слушателей набралось всего ползала.
Остается только радоваться, что есть у нас талантливые энтузиасты: многие из них, несмотря на молодой возраст, уже лауреаты всероссийских джазовых конкурсов, способные выдать живой, нефильтрованный джаз, не оглядываясь на "гонорары" при этом. Практически вся концертная программа состояла из композиций Майлса Дэйвиса, поэтому собственно вечеринка и называлась "Spring swing". Прозвучали многие из самых известных его тем: "Tune Up", "Solar", "All Blues" и другие. Кроме авторских композиций Дэйвиса, были исполнены "Prince of Darkness" и "Footprints" Уэйна Шортера, а также две авторские пьесы Авагема Султаняна и Константина Негадаева. Инициатором концерта был альт-саксофонист Авагем Султанян, который учится в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве. Приехав домой на каникулы, он решил не тратить время зря и провести его с пользой и удовольствием от занятий джазом. Собрался коллектив, в который вошли гитарист Константин Негадаев, контрабасист Юрий Подкользин, ударник Максим Кабальскис и... еще один гитарист, лауреат третьего и четвертого всероссийских конкурсов молодых джазовых исполнителей - Константин Соколовский. Состав без пианиста - по причине того, что в клубе просто нет фортепиано. Зато два гитариста - явление для мэйнстрима не совсем традиционное. Очень интересно было слушать и наблюдать за тезками: у каждого собственная манера импровизации, хорошо различимый саунд, своеобразные приемы аккомпанемента. В результате никто никому не мешал, наоборот - гитаристы взаимодополняли друг друга. В коллективе замечательная ритм-секция: Максим Кабальскис уже давно зарекомендовал себя одним из лучших барабанщиков Ростова, а как показал V всероссийский джазовый конкурс - и на уровне страны Максим занимает отнюдь не последнее место. Юрий Подкользин выдавал очень качественный свинг, а иначе нельзя - ведь тоже лауреат всероссийского конкурса, ранг обязывает. Несмотря на то, что Юра играл на бас-гитаре, его линии звучали очень по-контрабасовому. Лидер ансамбля - Авагем Султанян - год проучился в Москве, это очень хорошо было слышно по его манере игры: безусловно, сказывается обучение у Осейчука и пребывание в московской джаз-тусовке - Авагем сделал очень большой скачок в своем музыкальном развитии.
В концерте также принял участие молодой ростовский тенорист Стас Должков, он исполнял известную тему "So What". Несмотря на то, что коллектив собрался недавно и репетиций проведено было минимальное количество, этот состав не назовешь джемовым: никаких заминок, все вступления и коды на месте, четко выдержана форма. В чем можно упрекнуть музыкантов, так это в том, что они скованно вели концерт - как на экзамене. А это момент немаловажный, ведь обстановка клуба располагает к общению с публикой не только посредством своих инструментов, но и вербально. Однако никто не упрекнул бы их в неумении общаться со слушателями посредством музыки. На фоне виртуозности и современного языка импровизации, превалировала прежде всего музыка (надеюсь, вы понимаете о чем я). Концерт удался, в зале царила непринужденная атмосфера и замечательное настроение. Джем после выступления почти сразу превратился в рок-н-рольную вечеринку, но это уже дань слушателям и слушательницам, которым хотелось танцевать, а "Giant Steps" или "Seven Steps to Heaven" в темпе 300 как-то не особенно потанцуешь. И хорошо, пусть слушают и учатся понимать, и пусть со временем клубный джаз собирает полные залы, а процент случайных людей на таких концертах все равно будет высок - но, может, это и неплохо?
Константин Новожилов,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ростове-на-Дону
|