Восьмой ежегодный Vision Festival был самым коротким, но в то же время самым цельным за всю историю своего существования. Радикальный фри-джаз или, если быть более точным, современная импровизационная музыка, сдобренный в ограниченных количествах современными же танцем и стихами, звучал со сцены в течение почти всех двадцати восьми сетов шестидневного фестиваля. При всем многообразии принимавших участие в этом великолепии музыкантов, его успех не был бы столь ошеломляющим, если бы не те несколько человек, благодаря которым он состоялся. Героев надо знать в лицо. Вглядитесь в их лица.
Патриша Николсон Паркер - бессменный директор фестиваля. Кружась в танце
(не только на сцене), увлекает за собой довольно разношерстную толпу добровольцев от студентов
Колумбийского университета, по совместительству ведущих радиостанции
WKCR, до японских строительных рабочих, по совместительству музыкантов. Под ее неусыпным руководством всего за день школьный зал спортивный был превращен в прекрасно озвученный, нашпигованный микрофонами, камерами и прожекторами зал концертный с картинами на стенах, буфетом и музыкальным магазином.
Уильям Паркер - главный герой фестиваля. На первый взгляд совершенно незаметный и формально не отягощенный исполнительными полномочиями, величайший музыкант нашего времени на самом деле был связующим звеном фестиваля. И дело даже не в том, что Уильям Паркер шесть раз поднимался на сцену в разных составах, включая мощнейший заключительный сет его собственного биг-бэнда, кормил гостей приготовленными дома куриными крылышками, ездил за покупками и даже в какой-то момент стоял за прилавком буфета. Дело в том, что Vision Festival и Уильям Паркер воспринимаются как синонимы. Именно поэтому, если Патриша была занята или просто ее не было рядом, по любым вопросам обращались именно к нему.
Хенри Граймз - легенда фестиваля. Тридцать пять лет назад лучший или, по крайней мере, один из лучших контрабасистов шестидесятых исчез. Вот так просто уехал из Нью-Йорка, бросив работу с такими гигантами, как Сонни Роллинз, Алберт Айлер и Сесил Тейлор, продал свой контрабас и абсолютно выпал из жизни. В конце прошлого года, благодаря стараниям одного из своих почитателей, Хенри Граймз не только был найден, но и, спустя всего несколько месяцев, вернулся на джазовую сцену. Его первое, но далеко не последнее выступление после столь продолжительного отсутствия прошло в рамках Vision
Festival.
Питер Брётцман - заморский гость фестиваля. Представлять самого воинственного и убойного саксофониста фри-джаза нужды нет никакой. Заканчивая американский тур с трио Die Like a Dog (Брётцман, Паркер, Хамид Дрейк), невозможно было не сделать последнюю остановку на Vision Festival. Разнообразия ради Брётцман выступил в дуэте с барабанщиком-монстром Милфордом Грейвзом, а также в импров-джеме с Тацуя Накатани.
Тодд Николсон - казначей и главный помощник директора фестиваля. Перебравшись пять лет назад в Нью-Йорк, молодой контрабасист с удивлением обнаружил, что в городе у него есть пусть дальние, но все-таки родственники. И родственники эти не абы кто, а Патриша и Уильям Паркер. С тех пор Тодд принял на себя тяжкое бремя ответственности за финансовую сторону дела. Впрочем, это никак не мешает ему активно выступать как в рамках фестиваля, так и за его пределами.
Тацуя Накатани - руки фестиваля. Мощнейший непредсказуемый барабанщик переселился из Японии в нежилой подвал южного Бронкса не так давно. Теперь, зарабатывая на жизнь строительством, Накатани играет везде, где можно и нельзя. Можно в клубах, где он среди прочего выступает в новой группе скрипача Билли Бэнга вместе с Тоддом Николсоном. Нельзя на улице, но это не мешает Тацуя раз в неделю импровизировать около Tower Records или на Union Square в дуэте с еще одним "иностранцем" - бывшим израильтянином, саксофонистом Ассифом Цахаром. Сцена и все, что вокруг нее, было построено Тацуя Накатани и его друзьями, рабочими/музыкантами. Он же организовал великолепный импровизационный сет, в котором приняли участие ни много, ни мало - СЕМНАДЦАТЬ музыкантов.
Джон Зорн - контраст фестиваля. К организации процесса отношения не имеет, но так ведь на то он и контраст. Большой любитель импровизировать, визжа и хрюкая в повидавший многое альт-саксофон, лидер неистового (и, кстати говоря, возрожденного на пару дней) квинтета Naked City, не менее яростных квартетов Masada и Emergency!, а также трио Painkiller на этот раз решил показать свой самый тихий проект - Masada String Trio, в котором музыканты (Марк Фелдман, Эрик Фридландер и Грэг Коэн) играют по нотам, а сам Зорн лишь дирижирует. Кто знает, может, он просто испугался тягаться с такими монстрами импровизации, как Паркер, Брётцман и прочие подобные?
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Героев этого фоторепортажа немного. Но это не потому, что про других участников фестиваля нечего сказать. Штука в том, что на сцене за эти шесть дней побывало более ста человек, поэтому рассказать о каждом не представляется возможным. Зато на каждого из них можно посмотреть. Для этого достаточно лишь пойти вот по этой ссылке:
http://downtownmusic.net/pictures/.
Альтернативная версия
фоторепортажа на Allaboutjazz.com
Иван Шокин,
Downtown Music Net
|