16-18 мая в Самаре шел всероссийский фестиваль джазовой музыки "Moving Club Meets Friends - 2003". Довольно близко зная историю организации фестиваля и самого Сергея Равина, руководителя того самого клуба "Движение", я не решаюсь пенять ему за то, что уже вторую неделю он не может переслать мне точный список лауреатов и номинаций: если фанатики когда-нибудь и отдыхают, то сейчас именно этот случай. Поэтому рассказ о трехдневном марафоне будет не столько отчетом, сколько личным впечатлением.
Фестиваль получился донельзя контрастным. Он был заявлен как молодежный, что слегка настораживало, и действительно показал несколько местных коллективов, которым еще долго придется вспоминать о выступлении на платном концерте как о большой карьерной удаче. С другой стороны, некоторые гости показали класс, который для сорокарублевых билетов был просто неприличен - это в первую очередь саратовское трио под управлением Евгения Сурменева, вызванное в пожарном порядке и потому лишенное своего тенор-саксофониста (Евгений Сурменев - клавишные, Владимир Тришкин - бас, Александр Андреев - ударные).
Пожалуй, если определять главное достижение фестиваля - это именно его неровность. Организаторам удалось показать публике (которая тоже была крайне неоднородной) все - от оркестрового свинга до тотальной импровизации, от профессионализма до откровенного любительства, от сломанных барабанных палочек до игры соло на щетках. Любой отдельно взятый музыкант или коллектив оказался "доукомплектован" своим полным антиподом.
Уфимскому "Juvenile Jazz-Band" под управлением Олега Зарубина, детскому биг-бэнду республиканской гимназии-интерната, оказался противопоставлен старейший из действующих самарских оркестров - "Ритм" Льва Бекасова, в котором работают профессионалы. Впрочем, именно эти два коллектива, скорее, дополняли друг друга, и сложно сказать, кто из них произвел большее впечатление на публику: "Ритм" был, пожалуй, изощреннее в аранжировках и сыграннее, но "Juvenile" играл пьесы, более близкие незнакомой с классическим свингом молодежи. В любом случае, руководители обоих оркестров высоко оценили "конкурентов".
Очень и очень разноплановыми оказались барабанщики фестиваля. Технически лучшим был, бесспорно, ударник "Juvenile Jazz-Band", который, однако, несколькими мини-соло в каждой пьесе напрочь забивал весь свой оркестр - и потому никаких именных бумаг с печатями не заработал. Музыкально на первом месте оказался - так же бесспорно - Александр Андреев из саратовского трио Евгения Сурменева, самый тихий из всех барабанщиков фестиваля. Сыгранные им на щетках латинские ритмы еще долго будут вспоминаться с черной завистью - как и тот странный факт, что жюри тоже не сочло нужным его отметить. Возможно, причиной тому стала игра "лучшего барабанщика фестиваля", ветерана Бориса Комарова - уроженца Самары, ныне "старейшего джазмена Йошкар-Олы", который приехал со своим проектом "Time Blues" и сумел показать в достойной пропорции как технику, так и музыку. А еще один диплом по ударным ("за мастерство владения инструментом") получил восемнадцатилетний Сергей Косынкин, выступивший и с "Ритмом", и с самарской группой
"New A"
под руководством Олега Примака и показавший технику в самых что ни на есть провоцирующих, фанковых ритмах без того, чтобы сделаться главной фигурой в коллективе. Были и другие барабанщики - от тех, которые не были в себе уверены, до тех, которые были уверены настолько, что ломали палки во время соло... За ударной установкой побывали даже две девушки, одна из которых, Евгения Шварц, стала с екатеринбургским "Drum Dream" обладательницей диплома лучшего коллектива фестиваля.
Екатеринбуржцы вообще произвели сильное впечатление. Совсем молодой коллектив заслуженно получил и "лучший ансамбль", и "лучшего пианиста", и "лучшего тенор-саксофониста": стопроцентно сбылось предсказание молодого самарского гитариста Александра Родовского (который, кстати, не попал на фестиваль с влиятельным местным составом "U'Jazz" по причинам, объяснение которым можно искать только в личной политике устроителей). Великолепный Илья Макаров за пианино (именно за пианино, а не за роялем) и не менее великолепный тенорист Даниил Федоров - едва ли не единственные музыканты всех трех дней, титулы которых не вызывают никаких сомнений и споров.
Описать весь фестиваль сложно. Он был проведен тремя концертами, в первые два дня длившимися по пять часов без антракта (!). Столь странная стратегия устроителей основывалась на желании не отпугнуть зрителей теми составами, уровень которых был откровенно слаб; но в любом случае, выступление шести-восьми коллективов за вечер - это непозволительно много. Например, от саратовского трио Льва Трофимова осталась в памяти только экстравагантная игра лидера, который в самых ответственных местах складывался над клавиатурой или вообще вставал, налегая на клавиши всем телом. Наверняка осталась бы в памяти и музыка, если бы выступление саратовцев не было "переложено" местными подростковыми коллективами, в которых нашлось место и баяну, и неуместной перкуссии, и невообразимой партии гитары в "Desafinado", исполненной "дворовым чесом", и более чем сомнительному вокалу. Это не упрек - это напоминание о том, что фестиваль на самом деле был молодежным.
Ульяновский "Опус" под руководством Владимира Гришина тоже, как ни странно, не остался в памяти после трио Евгения Сурменева и "Drum Dream", хотя и поделил с последним место "лучшего состава фестиваля" (вот это решение жюри кажется самым сомнительным). Мэйнстрим в исполнении ульяновцев, как показалось из зала, чуть отдавал рестораном, а более агрессивные и ритмичные вещи уступали исполнению "New A".
Были и коллективы, работавшие вне общепринятой традиции. Это уфимская группа "Freelance", вокалистка которой Анна Колчина стала лучшей на фестивале, а совсем молодой альт-саксофонист Павел Скорняков не дотянул до "лучшего альт-саксофониста" совсем немного. Великолепные дуэты вокала и трубы забирали за душу, хотя и чувствовалось, что аранжировки в этой музыке куда больше, чем импровизации. У самарского состава "New A", который единственный порадовал слушателей фанковой ритмикой, наоборот, импровизации было куда больше, чем аранжировки - руководитель состава непосредственно на сцене определял, кому именно импровизировать, когда начинать, когда заканчивать. Коллектив заслуженно получил диплом "за чувство ансамбля", а сам Олег Примак стал лучшим гитаристом фестиваля. Еще одни гости - "M.D.Band" из Тольятти - показали аудитории тотальную импровизацию, от которой поклонники мэйнстрима просто выбегали из зала.
Итак, три дня, два конкурсных концерта и один показательный, полтора десятка коллективов, параллельный конкурс "Дети рисуют джаз", пятилетие молодежного джаз-клуба "Движение" и совершенно ошалевший от музыки оргкомитет фестиваля. Что осталось в памяти? У каждого, разумеется, свое. У меня - по-пионерски наивная эмблема под названием "Чуча", в честь которой так и хотелось назвать репортаж "Чудо в перьях", Евгений Сурменев со товарищи, "Drum Dream", рисунок Ани Кирилловой. И то, что трех дней непрекращающегося джаза оказалось настолько много, что в результате я не пошел ни на концерт "Джазовой провинции", ни на Даниила Крамера с Александром Ростоцким, которые посетили город на следующей неделе.
Вывод: в Самаре становится столько джаза, что его не успеваешь слушать. Год назад об этом можно было только мечтать. Сейчас - непонятно, хорошо это или плохо. Потому что на Ростоцкого и Винцкевича я в результате все-таки не попал. Хочется верить, что лет через пять можно будет сказать с пренебрежением "да ну и ладно, я же не ради бог знает кого их пропустил, а ради самих Ильфата Садыкова, Алексея Титенко, Сергея Косынкина, Ильи Макарова, Павла Скорнякова, Екатерины Гинзбург, Даниила Федорова"...
В списке около ста наименований.
Юрий
Льноградский,
Самара
"Ценители
ECM в Рунете"
фото автора
|