"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 2 (193) - 22 января 2003 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Только что прочитав обширный материал американского коллеги Ховарда Мэндела "Не только светлые пятна", посвященный сегодняшним тяготам и лишениям, переживаемым джазом в США в связи с общим экономическим спадом, не мог не подивиться. Интересно, а как расценивать на описываемом Мэнделом фоне падения продаж, вынужденного применения артистами и лейблами хитрых экономических схем и т.п.
- положение джаза в нашей стране? С одной стороны, назвать его процветанием язык не просто не поворачивается - может отсохнуть! С другой - ну ведь знал же джаз в России куда худшие времена. И мы это
видим невооруженным глазом! Нет, серьезно, надо будет перевести эту статью (хоть она и составляет примерно 10 страниц). И предложить российскому джазовому сообществу слать американским коллегам наши собственные схемы выживания, "маленькие хитрости" и "небольшие подсказки". Уверен, по части опыта выживания это будет довольно плодотворный обмен...
Редактор
|
|
|
Как
это было
в Москве |
В списке наших рубрик - пополнение: мы все шире пользуемся специфически интернетовскими возможностями, в том числе - и возможностями разнообразных форматов обратной связи с нашей аудиторией. Один из этих форматов - работающий на портале "Джаз.Ру" чат "Разговоры о джазе", где наши посетители общаются - в том числе и обсуждая виденные ими концерты, слышанные диски и т.п. Иногда фрагменты чата обретают насыщенность и яркость настоящего репортажа - жанра, как известно из теории журналистики, предполагающего рассказ о событии через призму персонального восприятия репортера. Исходя из того, что, пусть это и не профессиональная журналистика, она тем не менее способна особым образом заполнят информационные лакуны (что, как известно, и есть наша основная задача), а также чувствуя, что жаль терять эти уходящие в небытие живые и непосредственные рассказы (архив ленты чата хранится всего неделю), мы и открываем новую рубрику внутри нашего московского раздела.
И, кстати, ведь это - отражение взгляда
непосредственно слушателей, конечных
потребителей творчества наших мэтров!
Это - именно то, что и как слышат на
концертах слушатели (и, наверное,
определенный сюрприз для некоторых
музыкантов, в массе своей уверенных,
что публику только и интересуют все те
профессиональные тонкости, которые -
только и исключительно - и слушают
друг у друга многие джазмены). Успехов вам, наши "народные репортеры"!
"Народный репортаж" стартует сегодня рассказом о концерте
Аркадия Шилклопера и его "Деревянного квартета" 16 января...>>>>
16 января в клубе Cool Train прошел концерт, который представляли совместно портал Jazz.Ru и бостонский
Berklee Gollege of
Music: студент колледжа Беркли, наш соотечественник Михаил Тарасов играл вместе с московским ансамблем трубача Владимира Галактионова.
История этого концерта началась в ноябре, когда на нашем портале прошла
онлайн-встреча с двумя русскоязычными студентами знаменитого джазового учебного заведения - пианистами Михаилом Тарасовым (Россия) и Русланом Сиротой (Израиль). Ребята не только рассказывали о принципах и особенностях обучения в этой всемирно известной школе, но и проявили готовность на практике продемонстрировать постигнутое в России.
И вот, благодаря любезному содействию международного департамента колледжа Беркли,
Миша Тарасов - в Москве. Арт-директор джазовых программ клуба Cool Train
Олег Киреев с удовольствием пошел нам навстречу, организовав выступление Михаила с отличной ритм-секцией (Евгений Онищенко - контрабас, Игорь Игнатов - барабаны) и первоклассным солистом - трубачом
Владимиром Галактионовым.
Вечер был наполнен гибкими сменами состава: начавшись с сольного музицирования Тарасова, он продолжился игрой в составе трио, затем - квартета с Галактионовым, квинтета (к ансамблю присоединился сам Олег Киреев на тенор-саксофоне) и даже секстета (плюс тромбонист Максим Пиганов), перемежаемых трио и вновь соло Тарасова, а потом был еще и джем.
Михаил Тарасов продемонстрировал отличную, истинно американскую выучку, помноженную на незаурядную индивидуальность: особенно запомнилась манера построения соло в быстрых и среднетемповых пьесах, когда пианист вначале, уронив левую руку на колени, правой выстраивает редкие угловатые цепочки звуков чуть позади основного метра ритм-секции, иногда даже нарочито позади. Затем фортепиано, уже с редкими мазками аккордов, вдруг оказывается точно на долях метра, как на заборе, и обретает внезапный шопеновский оттенок с характерным, равномерно-романтическим изложением мелодической линии, в то время как свинг ритм-секции, кажется, растворяется во всосавшем его соло; и вот уже фортепиано свингует, оказавшись впереди внутреннего времени ритм-секции, и соло достраивается уже совершенно straight-ahead джазовым ритмическим языком, ко всеобщему удовольствию. Такое уверенное, хотя и несколько демонстративное пока, владение движением вдоль и поперек временны'х пластов ансамблевой игры в 22-летнем пианисте не может не радовать.
Не могла не радовать и работа всего ансамбля. Мощная игра Игоря Игнатова и точный, уверенный свинг Евгения Онищенко уже не в первый раз заставляют подумать, что в Москве сложилась еще одна отличная ритм-секция, которых у нас, увы, так немного. Прохладный, точный, то шепчущий, то режущий звук трубы Владимира Галактионова (идущего не от Моргана-Брауна-Берда и иже с ними, как большинство, а, несомненно, от Майлса) и горячие, истинно блюзовые (в корневом смысле этого слова) соло Олега Киреева логично и убедительно достроили звуковую картину этого вечера.
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
Прежде всего - обещанные подробности по американским участникам фестиваля "Триумф джаза" (ГЦКЗ "Россия", 10 февраля; "Ле Клуб", 11 февраля).
Джой ДеФранческо - один из ведущих джазовых органистов нового поколения. Он родился в пригороде Филадельфии 10 апреля 1971 г. Его отец - тоже джазовый органист, Папа Джон ДеФранческо, а дед - Джо ДеФранческо - был настоящим мультиинструменталистом и играл в оркестре братьев Дорси.
Учиться игре на клавишных Джой начал с детства, а в 16 лет уже получил первую стипендию имени Маккоя Тайнера от Филадельфийского джазового общества. Тогда же он вышел в финал престижного конкурса джазовых пианистов им. Телониуса Монка. Год спустя юный органист на записи местной телепрограммы повстречался с самим Майлсом Дэйвисом и произвел на легендарного трубача такое впечатление, что тот немедленно пригласил его в тур. В результате игра ДеФранческо звучит на двух альбомах Майлса - "Live Around The World" и "Amandla"; этот факт помог ему получить контракт с Columbia, и с 1989 по 1993 г. у него вышло пять сольных альбомов на этом международном лейбле. Его внезапная популярность помогла вдохнуть новую жизнь в джазовый орган: игра ДеФранческо сочетала блюзовый, исполненный танцевального грува стиль 60-х (Джимми Смит, Джимми Макгрифф, Биг Джон Паттон) и более изысканный, идущий от ладового джаза стиль Лэрри Янга.
Расставшись с Columbia, ДеФранческо стал выпускать свои сольные альбомы на независимых лейблах (Muse, Big Mo, затем High Note) и начал сотрудничество с британским джаз-роковым гитаристом Джоном Маклохлином, вылившееся в участие в его мировом турне и записи альбома "After The Rain" (1994). Впоследствии Джой с успехом записался со своим кумиром, великим органистом Джимми Смитом, и продолжил выпускать весьма успешные сольные альбомы как на High Note, так и на крупном калифорнийском лейбле Concord Jazz.
Вокальный секстет Take 6, созданный 18 лет назад в Алабаме, послужил моделью для бесчисленного множества мужских вокальных составов по всему миру - и потому, что Дэвид Томас, Элвин Чи, Седрик Дент, Марк Киббл, Клод Ви Макнайт III и Джой Киббл очень хороши внешне (шесть похожих друг на друга мужественных чернокожих красавцев!), и потому, что они действительно очень здорово поют. Их репертуар всегда был шире, чем джаз - от духовных песнопений самого широкого спектра, традиционных спиричуэлс и современных госпелз, до сложнейших джазовых гармоний и ритмического напора соул-музыки. Уклон в сторону соул, правда, едва не погубил уникальность звучания секстета в конце 90-х, потому что Take 6 внезапно зазвучали едва ли не как Boyz II Men, но натура победила - их последний альбом, "Beautiful World" (апрель 2002), вновь демонстрирует самый высокий уровень и пения, и вокальных аранжировок неописуемой красоты, принесших Take 6 заслуженную славу.
28 января в "Ле Клубе" будет играть самарский пианист
Григорий Файн, который представит московской публике контрабасиста из Торонто Дэвида Янга, регулярно работающего с кумиром Файна - великим канадским пианистом Оскаром Питерсоном. После Москвы Григорий и Дэвид выступят в Ханты-Мансийске на фестивале "Дух огня" 31 января -
1 февраля.
|
|
|
Наши
поздравления |
27 января в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки пройдет чествование двух петербургских джазовых юбиляров. 25 января исполняется 65 лет замечательному музыканту и педагогу, создателю сразу нескольких школ петербургского джаза Геннадию Гольштейну.
А 25 ноября исполнилось 70 лет одному из пионеров петербургского диксилендового движения - пианисту Юрию Руденко. Именно о нем - наш следующий материал, его автобиография, появляющаяся на страницах "Полного джаза" благодаря петербургскому джазфэну Владимиру Гринбергу...>>>>
20 января исполнилось 60 лет нашему выдающемуся соотечественнику - самому известному в мире русскому джазмену, нью-йоркскому трубачу
Валерию Пономареву. Валерий Михайлович только что посетил Россию, с успехом играл в Сибири, Нижнем Новгороде и в Москве, где представил свою только что вышедшую автобиографическую книгу - "На обратной стороне звука". Музыкант полон энергии и новых планов - в частности, не далее как 10 и 11 февраля он снова выступает в Москве, на этот раз на фестивале "Триумф джаза".
25 января исполняется 59 лет ведущему программы
"49 минут джаза" на радио "Свобода" Дмитрию Савицкому.
"Полный джаз" сердечно поздравляет всех юбиляров и желает им как крепкого здоровья, так и новых творческих достижений.
|
|
|
In
Memoriam |
Николай Львович Батхин (19.09.1944 - 17.01.2003)
17 января на 59-м году жизни скончался трубач и педагог Николай Батхин.
Батхин родился в Ленинграде и перебрался в Москву уже зрелым музыкантом в начале 1970-х, хотя образование получил именно в Москве - в Гнесинском училище у Тимофея Докшицера. Начав работать в Государственном музыкальном училище им. Гнесиных в 1973 г., Николай Батхин вместе с Юрием Саульским, Игорем Брилем и Георгием Гараняном вошел в инициативную группу по разработке принципов подготовки музыкантов, как это тогда называлось, "эстрадно-джазового искусства". Результатом работы этой группы стало открытие в Училище эстрадно-джазового отделения.
С 1975 по 1984 г. Николай Батхин работал в различных составах пианиста
Игоря Бриля; его игра звучит на альбомах Игоря Бриля "Оркестр приехал" (1981, "Мелодия") и Перед заходом солнца" (1985, "Мелодия").
В качестве педагога Николай Батхин подготовил целый ряд известных музыкантов - от трубача Mingus Big Band Алекса Сипягина и контрабасиста Игоря Иванушкина ("Второе приближение") до молодой звезды московской сцены -
Виталия Головнева.
|
|
|
А в это время
за бугром... |
8-11 января в Торонто (Канада) прошла 30-я ежегодная конференция Международной ассоциации джазовых преподавателей
(IAJE). Впервые проведенная за пределами США, она по этому поводу носила название "Джаз пересекает все границы". Конференция собрала членов IAJE - музыкантов, критиков, радиовещателей и собственно джазовых преподавателей из 33 стран и охватила впечатляющий список мероприятий - от двух с лишим сотен концертов и творчески мастерских до симпозиума по джазовому радиовещанию, от форума джазменов - лауреатов премии "Грэмми" до гала-концерта в честь самого известного джазмена Канады, пианиста Оскара Питерсона, от выставки "Джазовая индустрия" до выступлений победителей трех престижных мировых джазовых конкурсов. По сообщению президента всемирной Ассоциации джазовых журналистов Ховарда Мэндела, в рамках конференции прошло также несколько мероприятий этой Ассоциации (значительная часть ее членов входит также в IAJE), в том числе собравшие значительную аудиторию дискуссии о судьбах джазовой журналистики и критики.
11 января в Чикаго умер от пневмонии один из самых известных в США композиторов-бэндлидеров - Уильям Руссо. Ему было 74 года. Помимо руководства его главным детищем, Chicago Jazz Ensemble, Руссо был известен как создатель джазового отделения в чикагском колледже Коламбия и директор оркестровой программы в Scuola Europea d'Orchestra Jazz в Палермо, Италия.
Лауреат специальной премии "Грэмми" "За заслуги в течение жизни" (1990), Руссо начинал как тромбонист и учился у одного из лидеров движения "прогрессивного джаза" 1940-х - пианиста Ленни Тристано. В конце 40-х Руссо возглавлял революционный по тем временам ансамбль Experiment in Jazz и в 21-летнем возрасте вошел в состав прославленного оркестра Стэна Кентона в качестве штатного композитора и аранжировщика. За четыре года работы у Кентона Руссо внес в копилку оркестра такие известные работы, как "23 Degrees North, 82 Degrees West" и "Frank Speaking".
Параллельно с джазовыми работами, Руссо писал много академической музыки - начиная с "Symphony No. 2 in C (TITANS)" 1959 г., награжденной Премией им. Кусевицкого, и до трехактной оперы "Дубровский" (1992).
В 1950-60-е гг. Руссо возглавлял два примечательных джазовых биг-бэнда - The Russo Orchestra в Нью-Йорке и London Jazz Orchestra. В 1965 он вернулся в родной Чикаго и создал там Chicago Jazz Ensemble, почти сразу же (в 1967 г.) прославившийся тем, что Дюк Эллингтон в виде абсолютного исключения позволил ему исполнить свой "Первый концерт духовной музыки". Другой крупной работой Chicago Jazz Ensemble в этот период была рок-кантата "The Civil War", после которой Руссо на долгие годы сосредоточился на академической музыке.
Chicago Jazz Ensemble вернулся к жизни только в конце 1980-х. В течение 1990-х коллектив то и дело выступал с исполнением джазовых композиций крупных форм - от "Sketches Of Spain" в оригинальной аранжировке Гила Эванса до сочинений самого Руссо - двух "Чикагских сюит" и др. Последняя работа композитора, "Jubilatum", основанная на мелодике григорианских хоралов, была с успехом исполнена в Чикаго в ноябре прошлого года.
Из записей Руссо в последние годы наибольшую известность получили два переиздания его работ 70-х гг., выполненные европейским лейблом Deutsche Grammophon - "Street Music, A Blues Concerto" (в 70-е гг. награжденный престижной европейской премией Grand Prix du Disque) и "Three Pieces For Blues Band And Orchestra" в исполнении симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Сэйдзи Одзава и чикагского мастера блюзовой губной гармоники Корки Сигеля.
|
|
|
Рецензии |
Сегодня мы рецензируем три новых альбома. Один из них - это переиздание лучших работ одного из "определяющих" саксофонистов послевоенной эры, а два других принадлежат к наиболее популярному в мире виду джазового музицирования - женскому джазовому вокалу, да еще и от суперпопулярных вокалисток...>>>>
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 21 января (США) |
- BBC Big Band Orchestra: Life/Big Bands Music from the War Years, Madacy 4833
- Beiderbecke, Bix: Bix Restored, Vol. 4, Original Jazz Library 10
- Bunch, John: John's Other Bunch - переиздание, Progressive 7134
- Clark, Mike: Summertime, Jazz Key Music 63742
- Condon, Eddie: Midnight in Moscow/The Roaring Twenties - переиздание, Collectables 7527
- Condon, Eddie: Bixieland/Treasury of Jazz - переиздание, Collectables 7525
- Condon, Eddie: Jam Session: Coast to Coast/Jammin' at Condon&# - переиздание, Collectables 7526
- Dickey, Whit: Prophet Moon, Riti 6
- Diego, Don: Heaven, Ichiban/Ryko 1033
- DiRubbo, Mike: Human Spirit, Criss Cross 1231
- Drake, Hamid: Soul Bodies, Vol. 1 - переиздание, Ayler 24
- Gardier, Donna: Home, Dome 38
- Getz, Stan: Early Autumn, Golden Stars 5335
- Goodman, Benny: 1941, Vol. 3, Classics 1271
- Green, Bunky: Transformations - переиздание, Universe 62
- Happy Apple: Youth Oriented, Sunnyside 3006
- Hellborg, Jonas: Icon, Bardo 42
- Herwig, Conrad: Land of Shadow, Criss Cross 1230
Hmura, Harry: Passion, United One 2001
- Jackson, Chip: Is There a Jackson in the House - переиздание, Jazz Key Music 51001
- Jordan, Louis: Jumpin' an Jivin' at Jubilee, Collectors' Choice Music 1035
- Kihlstedt, Carla: Two Foot Yard, Tzadik 7706
- Krupa, Gene: His Orchestra and the Jazz Trio, Old Bean ( Old Soy ) 611
- Mayfield, Irvin: Half Past Autumn Suite, Basin Street 403
- McIntyre, Hal: 'S Wonderful, Collectors' Choice Music 1037
- Minucci, Chieli: Night Grooves, Shanachie 5096
- Moondoc, Jemeel: Live at Glenn Miller Cafй, Vol. 1, Ayler 26
- Nakatani, Tatsuya: 13 Definitions of Truth, Locust 20
- Newman, David "Fathead": Gift, High Note 7104
- Nichols, Red: 1928-1929, Classics 1270
- Nock, Mike: Changing Seasons, DIW 628
- Parker, William: And William Danced, Ayler 44
- Parker, William [Bass]: Eloping With the Sun, Riti 7
- Pelt, Jeremy: Insight, Criss Cross 1228
- Perowsky, Ben: Ben Perowsky Trio - переиздание, Jazz Key Music 1002
- Perowsky, Ben: Bop on Pop, Jazz Key Music 5080
- Ponder, Jimmy: Alone, High Note 7069
- Ponty, Jean-Luc: Live - переиздание, Wounded Bird 9229
- Prima, Louis: Swing It!, ASV/Living Era 5447
- Prima, Louis: 1944-1945, Classics 1273
- Reinhardt, Django: 1910-1953 - переиздание, Collectables 7139
- Rosenberg, Roger: Hang Time, Jazz Key Music 5003
- Savitt, Jan: 1938-1939 Broadcasts, Jazz Band 2188
- Shipp, Matthew: Equilibrium, Thirsty Ear 57127
- Shirley, Don: Water Boy/The Gospel According to Shirley - переиздание, Collectables 7543
- Simon, Edward: Process, Criss Cross 1229
- Stevens, John: Live at the Plough - переиздание, Ayler 7
- Terry, Clark: Live! At Buddy's Place, Universe 60
- Thompson, Bob [1]: Spirit, Ichiban/Ryko 1034
- Tippett, Keith: Dedicated to You, But You Weren't Listening - переиздание, Akarma 227
- Various Artists: Group of Seven Suite, CBC Enterprises 3003
- Various Artists: Specialty:Hifi Jazz-Nocturne Sampler, Orig. Jazz Classics 3707
- Various Artists: Swingville Sampler, Orig. Jazz Classics 3709
- Various Artists: Jazz Bistro: Latin Seduction, Madacy 4335
- Various Artists: Milestone: Galaxy Sampler, Orig. Jazz Classics 3711
- Various Artists: New Jazz Sampler, Orig. Jazz Classics 3710
- Various Artists: Jazzland Sampler, Orig. Jazz Classics 3708
- Weiskopf, Joel: Change in My Life, Criss Cross 1232
- Wilder, Joe: Pretty Sound of Joe Wilder/Jazz from "Peter Gunn" - переиздание, Collectables 7550
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2003
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
|