На пару недель центр
активности нескольких российских музыкантов
перенесся за океан, но это не мешало идти
джазовой жизни в российской столице. Впрочем,
сегодняшний выпуск будет посвящен-таки делам как
раз заокеанским. Дело в том, что в далеком от нас
штате Айдахо с 24 по 27 февраля прошел XXXII джазовый фестиваль Лайонела
Хэмптона, один из крупнейших в США праздников
джазового мэйнстрима. Три российских музыканта
(плюс один эстонский) выступали на нем: пианист Леонид Винцкевич,
альт-саксофонист Николай Винцкевич и два
тенор-саксофониста - Игорь
Бутман и Лембит Саарсалу. Выступили с успехом,
но, понятное дело, их выступлениями фестиваль не
ограничивался. Там работал наш корреспондент,
так что есть о чем рассказать. Но вначале - пара
общих фраз. Уровень музицирования в России
ничуть не ниже, чем в США. Почему же мировой центр
джаза - в Америке? Только ли потому, что он там
родился? Только ли потому, что страна очень
богатая? Нет. Совсем другая почва. У нас в стране
музыкальное образование - это усталая тетка на
уроках музыки раз в неделю, которая криво играет
на расстроенном пианино "У дороги чибис".
Для меньшинства - музыкальная школа, где учат
играть по нотам. И только для суперменьшинства,
для нескольких тысяч человек (в 150-миллионной
стране!), есть эстрадно-джазовые отделения
музыкальных училищ, а как вершина - несколько
подобных же отделений или факультетов в высших
учебных заведениях (Ростовская консерватория,
Российская академия музыки им. Гнесиных в Москве,
Саратовская консерватория....). Вот уровень
выпускников этих отделений (особенно гнесинцев)
ничуть не хуже нормального американского уровня.
В год все эти отделения вряд ли выпускают намного
больше ста человек.
В США уроки музыки есть в каждой начальной
школе, в каждой средней (у них это называется
"высшая"), во множестве колледжей;
музыкальные факультеты есть практически в
каждом университете, а их в каждом штате от двух
до десяти-пятнадцати. Уроки музыки заключаются
не в слушании чужой игры или пластинок, точнее -
главным образом не в них. Они заключаются в том,
что все желающие школьники/студенты играют сами.
На чем хотят. И их учат. К семнадцати годам
школьник, если он этого хочет, умеет худо-бедно
играть в ансамбле, сольно, чуть-чуть
импровизировать (а если был хороший
преподаватель - то и не чуть-чуть), чуть-чуть
свинговать. И таких людей - не сотни, не тысячи и
даже не десятки тысяч. Их сотни тысяч, миллионы.
Это - основание той пирамиды, на вершине которой -
сотни известнейших виртуозов, причем не только в
джазе, но и в рок-музыке, и в других жанрах. Даже в
классике. Хотя вот академическое музыкальное
образование в России гораздо сильнее, поэтому
классный американский академический музыкант с
российской точки зрения - середнячок. Но и этих
середнячков там десятки тысяч. Поэтому там между
музыкантами существует острейшая конкуренция,
своего рода естественный отбор, который только
усиливает отшелушивание серости и бездарей, в
лучшем случае, в кабаки, а чаще - в другие
профессии. И поэтому Америку нельзя обогнать не
только по мясу и молоку, но и по музыке.
Да, средний уровень культуры обычного
американца, в нашем понимании, невысок. Он не
знает, когда и зачем была Грюнвальдская битва или
Бородинское сражение, кто такие были Гагарин,
Ломоносов или куда впадает Волга (да и что такое
эта Волга, он тоже не знает). Больше того, он вряд
ли сразу покажет вам на карте Японию - будет долго
искать ее в Европе. Все эти сокровища ему
заменяет твердое знание того, кто такие были
Джефферсон, Линкольн, оба Рузвельта и Элвис
Пресли, а также как называется столица его штата
и три ближайших к месту его проживания города. Но
основание музыкальной пирамиды в Америке в
десятки раз шире, чем в Европе, и в сотни раз шире,
чем в России. Это надо принять как данность - и
смириться с тем, что из ста тысяч середнячков
всегда выделится в сто раз больше гениев, чем из
тысячи. |