Предыстория джазового фестиваля в Лодзи по-своему неповторима. Город Лодзь, второй по величине и значимости в Польше населенный пункт, основали четыре народа - поляки, евреи, немцы и русские. Это обстоятельство послужило основанием для проведения в городе фестиваля "Диалог четырех культур" - мощной акции, задействующей практически все концертные площадки города, театры и музеи. Не так давно к фестивальному шествию присоединился и джаз. Следуя концепции диалога культур, он собирает ежегодно музыкантов из Германии, России, Израиля и Польши. До больших концертных залов, правда, дело не доходит - фестиваль клубный, в этом году в его рамках ежедневно проходило по два концерта одновременно на разных точках.
Организатор фестиваля - варшавское арт-агентство "Фокус" - старается приглашать наиболее интересные коллективы, которые можно было бы по праву считать достойными представителями своих стран. В этом году от Германии, например, был делегирован авангардный скрипичный дуэт Йорг Видмозер - Хайо Хоффман, а также хорошо известная вокалистка Паскаль фон Вроблевски. В польских музыкантах также не было недостатка: от фри-джазового коллектива Future Background Association до классика мэйнстрима Пташина Врублевского (к сожалению, этих музыкантов услышать мне не удалось - к моменту моего приезда они уже отыграли). Россию в прошлом году представляло трио "Второе приближение", произведя в Лодзи настоящий фурор. Для года нынешнего был выбран квартет
Олега Киреева и ваш покорный слуга с сольной программой.
Правда, из-за сложностей с оформлением виз в Польшу (увы, теперь россиянам и к своим братьям-славянам без визы не сунешься!) Олег приехал без ритм-группы. Впрочем, выход из ситуации нашелся быстро - поскольку Киреев долгое время работал в Кракове, компанию ему составили краковские джазисты, его старые добрые друзья.
Выступление российско-польского квартета (оно проходило в клубе Jazzga) отличалось прежде всего безупречно выстроенной программой: первое отделение - композиции Олега Киреева, во втором - преимущественно "вечнозеленые" стандарты, темповые пьесы чередуются с балладами. Олег блестяще справлялся с ролью шоумена - вел программу на чистейшем польском, шутил и играл с залом, заставляя аудиторию отстукивать ритм в такт и даже петь (как, например, в его композиции "Песенка для брата"). В импровизациях Киреев проявил исключительное сочетание экспрессивности и изобретательности в быстрых композициях с чуткостью и лиричностью - в медленных. Манера его игры вызывала ассоциации то с Декстером Гордоном, то с Колтрейном, то иногда с Уэйном Шортером. Как такое укладывается в одном человеке - загадка. На десерт Олег даже продемонстрировал владение горловым пением в пьесе "Татарский танец", чем поверг слушателей в экстатическое состояние.
Ритм-секция работала под стать лидеру квартета. Особенно запомнился пианист Иоахим Менцель, чье необыкновенное музыкальное мышление меня просто потрясло. Исполнитель с легкостью манипулировал сложнейшими политональными и полиритмическими структурами, при этом каждая его импровизация была выстроена столь логично и грамотно, что невольно возникала мысль об их тщательной подготовленности (хотя на самом деле это не так - все, что играл Менцель, было абсолютно спонтанным). Интересно было наблюдать за этим музыкантом: чем-то похожий на молодого Пьера Ришара, он импровизировал, сидя чуть ли не боком к фортепиано, изредка подскакивая на стуле, с выражением явного удовольствия от своей игры.
Контрабасист Адам Маковецкий и ударник Лукаш Жита - прекрасные аккомпаниаторы, такой стабильной ритм-секции можно позавидовать. У Маковецкого к тому же глубокий звук и великолепная техника. Жита в сольных эпизодах был несколько прохладен, но взаимопонимание с солистами - абсолютное.
Израиль представляли два джазовых коллектива, между которыми, впрочем, обнаружилась явная связь. Но буду последователен.
В то время как польско-российский квартет блистал в клубе Jazzga, израильский East Quartet (он играл на "Джазе четырех культур" в Лодзи и в прошлом году - ред.) покорял многочисленную публику в другом клубе - Lodz Kaliska. Четыре музыканта - четыре несхожих темперамента, четыре абсолютно разных подхода к мэйнстриму. Лидер квартета, саксофонист Юваль Коэн - образец импровизатора-интеллектуала: все его соло разворачивались медленно и неторопливо, будто исполнитель продумывал каждый звук, прежде чем его извлечь. Барабанщик Шай Зельман - полная противоположность Ювалю, обладатель взрывного темперамента, его игра отличалась непредсказуемым течением музыкальной мысли, стремлением иной раз солировать даже в аккомпанементе - черта, характерная для Элвина Джонса, одного из фаворитов Зельмана. Импровизационная манера гитариста Амоса Хоффмана вызывала ассоциации с Уэсом Монтгомери - так же лирична и философски спокойна, стройна и выдержана. Самый молодой участник квартета, контрабасист Гилад Абро (21 год!) демонстрировал мощный звук в своих замысловатых, по-юношески задиристых соло.
Меж тем сыгранность квартета при таком разнообразии состава удивляет. Музыканты понимают друг друга без слов, разом меняя темпы и метры в своих композициях, не прибегая даже к условным сигналам. И снова авторские пьесы (в основном принадлежащие перу Юваля Коэна) перемежаются с известными джазовыми стандартами, при этом East Quartet выбирает сложнейшие примеры джазовой классики, совершенно по-своему их трактуя. Так, "Giant Steps" Колтрейна Коэн исполнил в бешеном темпе (почти в полтора раза быстрее оригинального), а последовавшее за ним прохладное соло Хоффмана прозвучало в полной тишине, без поддержки ритм-группы, контрастируя с экспрессией сопрано-саксофона.
Днем позже в Jazzga квартет превратился в секстет, пополнившись двумя солистами. К Ювалю Коэну присоединился его брат, трубач-виртуоз Авишай Коэн (не путать с контрабасистом Авишаем Коэном, прославившимся сотрудничеством с Чиком Кориа) и их сестра Анат, солировавшая на тенор-саксофоне. Cohen Family (как логично назывался секстет) - коллектив, известный не только в Израиле и Польше, ведь его участники учились, жили и подолгу гастролировали в США, играя - поодиночке и всей семьей - с известнейшими джазистами Америки. В Лодзи на концерт секстета пожаловал сам премьер-министр Польши (кстати, из-за опоздания высокопоставленного чиновника начало концерта задержали более чем на час). И вот тут-то и обнаружилась уникальная специфика семейной игры: наиболее интересными оказались те моменты в программе, где Авишай, Юваль и Анат импровизировали втроем, без сопровождения. Как описать это явление? Своеобразный хард-боп-диксиленд, в котором импровизационная линия каждого солиста отчетливо слышна и в то же время неукоснительно следует ансамблевой логике? Так или иначе, но ничего подобного в своей жизни, признаюсь, не слышал.
Хороши солисты и по отдельности. Авишай отыгрывает виртуознейшие пассажи с таким видом, будто ему это ничего не стоит - Уинтон Марсалис мог бы позавидовать! Звук трубы - чистый, блестящий, очень ровный во всех регистрах.
Но самым невероятным открытием оказалась Анат Коэн, продемонстрировавшая недюжинную энергетику совершенно неженского свойства, не говоря уже о бесспорном джазовом профессионализме - с фразировкой, ритмом и беглостью все в порядке. Особенно запомнилась исполненная в дуэте с Гиладом Абро баллада "You Don't Know What Love Is", которую, как правило, играют очень лирично. Анат же превратила любовную песнь в роковую и страстную серенаду, местами даже угрожающе жестокую.
Все участники израильского секстета абсолютно свободно чувствовали себя и в условиях джем-сешна, завершавшего фестиваль - как, впрочем, и поляки. Жаль только, что наш Олег Киреев на джеме не играл - после своего концерта он сразу отправился назад в Москву.
В завершение осталось написать несколько добрых слов в адрес организаторов фестиваля. Все - от гостиницы до подготовки сцены - было продумано и выстроено наилучшим образом, так что участники акции не испытывали никаких проблем и могли полностью погрузиться в джазовое творчество. Такси для доставки музыкантов на концертную площадку прибывали без опозданий. В каждой концертной точке работал свой звукорежиссер, проблем с аппаратурой также не было. Все делалось заранее; так, перед моим концертом все микрофоны и инструменты (мне нужно было два фортепиано - акустическое и электронное) уже были выставлены, а sound check занял 15 минут благодаря профессионализму звукорежиссера. Тем сильнее было мое удивление и восхищение, когда оказалось, что весь фестиваль подготовлен практически полностью одним человеком - менеджером агентства "Фокус" Люциной Оконь. Эта статья - дань недюжинной энергии этого человека, без которого праздник джаза в Лодзи вряд ли состоялся бы.
(От редактора: Браво, Люцина! Вижу, опыт прошлого года оказался полностью учтен! Так держать! - КМ).
Роман Столяр,
Новосибирск
|