Концерт проекта "Второе
приближение" в ЦДРИ вызвал столь большой
резонанс в московских джазовых кругах, что мы
решили опубликовать все точки зрения на это
событие. ...Погасли свечи. После
концерта, как часто бывает, начинаешь
прокручивать все сначала до конца и наоборот.
Постепенно отходят в сторону досадные
"мелочи" вроде вдрызг расстроенного рояля,
что, кажется, становится привычной составляющей
наших концертов. Проект Андрея Разина "Второе
приближение" вновь вышел на сцену ЦДРИ после
периода молчания, вызванного записью
компакт-диска для фирмы "Богема". Интуиция
подсказывает, что появление этого диска будет в
определенной степени прорывом в репертуарной
политике лейбла "Богема Мьюзик",
реализуемой пока весьма неоднородно во вкусовом
отношении. Мне уже не раз приходилось
высказываться по поводу деятельности этого
ансамбля, которая не укладывается в наезженные
представления о "джазе". Еще раз
подтвердилась первоначальная точка зрения -
"Второе приближение" одно из, а может быть
самое яркое явление на современной московской
джазовой сцене. Музыкальное лицо ансамбля в большой
степени определилось, у него возникает своя
публика, и теперь можно уверенно говорить о
появлении музыкантов со своим оригинальным
подходом в музыке, которая должна постоянно
порождать нестандартное, творческое движение.
Отсутствие этого творческого импульса,
стремление к подражанию классическим нормам
убивает сам джаз. Однако, это повод для
серьезного разговора, который автор надеется
продолжить на страницах не нашего журнала
"Джаз-квадрат". Уж лучше я попробую
пересказать некоторые послеконцертные
высказывания, не дословно, но стараясь передать
существо дела.
Народный артист России Анатолий Кролл,
бэндлидер, композитор, умный и интеллигентный
человек:
Весьма воодушевлен появлением ансамбля.
Поражают возросшие возможности нашего
фортепианного джаза. Молодые воспитанники Игоря
Бриля, выступавшие на предыдущем концерте в ЦДРИ,
творчество Андрея Разина - все это вселяет
надежду на перспективы музыки, которой посвящена
вся жизнь. Музыка глубокая и волнующая,
концептуальная. Приятно удивлен органичным
участием в проекте Татьяны Комовой, которую знал
в совершенно другом амплуа.
Незрячая девушка Оксана, пришедшая со своей
мамой на концерт, постоянная слушательница
программы "Соло для джаза":
Вы открыли для нас целый мир, передачи изменили
наше отношение к жизни. Появился иной особый
смысл. "Второе приближение" - это совершенно
фантастично. Мы впервые слышим такую музыку в
живом концерте и теперь постараемся не
пропускать выступления.
Григорий Шестаков - режиссер TV-программы
"Джазофрения":
Это действительно очень интересно, но не
100-процентно. В отличие от большинства джазовых
концертов в программе нет музыкального
пустословия. Музыка Разина очень насыщенна,
логична, глубока. Сильно ощущается влияние
определяющей фигуры самого Разина - удачное
сочетание композитора, импровизатора и
блестящего пианиста (если абстрагироватся от
нестроящего рояля). Однако, очень важный элемент
шоу - сценический имидж полностью отсутствует. А
жаль, ведь аналогов, по крайней мере, в Москве,
нет, может быть в Питере...
Женщина из зала, со слезами на глазах, явно не
из джазовой тусовки:
Потрясающе. Разве это джаз? Это космос, это
глубина, это очень волнует. Я не подозревала, что
бывает такая музыка. Это же целый мир. Я
обязательно приведу друзей на следующие
концерты.
Еще раз хочу напомнить, что это не точные
высказывания, а пересказ услышанного сразу после
выступления проекта "Второе приближение" с
участием Андрея Разина, Игоря Иванушкина,
Татьяны Комовой, Владимира Галактионова, Валерия
Алхасьянца 2 марта в ЦДРИ. Так что
ответственность, за все изложенное несет автор.
Михаил
Митропольский
Похоже, расстроенный рояль и ударная установка
без бочки входят в моду. Дань этой странной моде
была в полной мере отдана на концерте проекта
"Второе приближение" во вторник в ЦДРИ. Что
же касается музыки, то сказать о ней в двух словах
сложно. И дело тут не только в том, что
в рамках одного концерта были исполнены
стилистически непохожие друг на друга
композиции в разных составах проекта, но и в том,
что, несмотря на теплый прием публики, музыканты
явно нервничали, и, как потом выяснилось, кроме
проблем с настройкой рояля, на сцене был плохо
отстроен звук. Впрочем, в зале все слышно было
отлично: и прекрасную игру Андрея Разина, и
замечательные басовые соло Игоря Иванушкина, и
красивый голос Татьяны Комовой, и пропущенную
через вокодер трубу Владимира Галактионова, и
даже невнятные звуки странной ударной установки
Валерия Алхасьянца. Как и следовало ожидать,
кроме сегодняшнего репертуара проекта, внимание
было уделено старой программе Андрея Разина и
Татьяны Комовой, совсем недавно получившей
материальное воплощение в виде компакт-диска.
Для тех, кто не знает, напомню, что на этом альбоме
представлена популярная классическая музыка,
аранжированная Андреем Разиным и исполненная
Татьяной Комовой. Честно говоря, нельзя сказать,
что прозвучавшая музыка стала открытием. С
самого начала, когда проект "Второе
приближение" состоял только из Разина и
Иванушкина, самыми интересными, на мой взгляд,
были динамичные композиции, раскрывающие не
столько талант аранжировщика и композитора
Разина, сколько демонстрирующие отличную
исполнительскую технику музыкантов. Мне кажется,
что эта составляющая их музыки остается до сих
пор едва ли не главной движущей силой проекта. В
новом, более многочисленном составе в этом плане
мало что изменилось - и Татьяна Комова, и Владимир
Галактионов больше раскрываются в композициях с
насыщенной ритмической и мелодической основой,
будь то авторская музыка Разина или его
аранжировки джазовых стандартов. Спокойные,
более размеренные вещи, идущие в большей степени
от головы, требуют лучшего зала и лучшего
инструмента. Может быть, поэтому они
воспринимаются не так хорошо, в таких концертах
как этот. Будем надеяться, что в следующий раз
рояль наконец-то будет настроен, а
барабанщик-перкуссионист будет играть более
уверенно.
Иван Шокин
Сцена ЦДРИ видела немало культурный событий,
некоторые из которых можно даже считать
уникальными, как, например, состоявшийся 2 марта
концерт проекта "Второе приближение". Этого
события джазовый мир Москвы ждал уже давно.
Любители джаза в нетерпении потирали руки,
предвкушая что-то новое и необычное. Можно
сказать, что ожидания их оправдались.
Несмотря на то, что о концерте было
известно давно, полный зал не набрался. Зато те,
кто все же пришел, пришел специально на "Второе
приближение". Порадовало обилие в зале
молодежи, видимо, интерес к джазу вновь
просыпается и есть надежда на то, что смена
уходящему поколению будет не менее достойной.
Среди зрителей так же были замечены директор
джаз-клуба "Земля птиц" и представители
нового московского лейбла 'Boheme music', с которым по
слухам у "Второго приближения" намечается
плодотворная совместная работа.
Немного об участниках проекта: "Второе
приближение" - это Андрей Разин (фортепиано),
Игорь Иванушкин (бас), Татьяна Комова (вокал),
Владимир Галактионов (труба) и Валерий Алхасьянц
(ударные). Полтора года назад проект начинался с
дуэта Разина и Иванушкина, постепенно дорос до
полноценного ансамбля, а называется
"проектом", т.к. открыт для всех интересных
музыкантов, готовых к сотрудничеству. Глава и
основатель проекта Андрей Разин - композитор и
джазовый пианист, не обладающий, несмотря на
богатый сценический опыт громким именем. Его
друг, профессиональный басист Игорь Иванушкин,
возможно, более известен на джазовой сцене.
Татьяна Комова - артистка с очень интересной
судьбой. Сначала она была известна как
исполнительница инструментальной музыки,
владеющая уникальной голосовой техникой. После
ухода Валентины Пономаревой из трио "Ромэн"
стало ясно, что найти ей достойную замену будет
не так просто. На эту роль пригласили Комову,
которой пришлось на некоторое время пропитаться
цыганской музыкой. Татьяна объездила с
гастролями 35 стран, стала заслуженной артисткой
России, и, в конце концов, судьба свела ее с
Андреем Разиным. Они записали вместе диск
"Второе приближение", который вышел совсем
недавно. На нем собрана популярная классика в
исполнении Комовой. Все аранжировки делал Разин.
Эту работу можно назвать возвращением в старые
добрые времена, в первый период творчества
Татьяны, когда она пела в стиле 'Swingle Singers'. Но
название "Второе приближение" в и означает
"другое", "иное" приближение к музыке,
иной взгляд на то, что уже было сделано ранее.
Этот диск - чисто студийная работа, не
предназначенная для исполнения на концертах, но
на сей раз, было сделано исключение и Комова
исполнила одну из композиций диска под
инструментальную фонограмму.
Вообще, программа вечера может считаться очень
насыщенной и разнообразной. Творчество группы
находится на стыке стилей и направлений: здесь и
джаз, и композиторская музыка, и так популярные в
последнее время этнические мотивы. В концертной
программе музыканты постарались отразить все
стороны своей работы. Вечер открыла классика -
тема 'Circle in the round' Майлза Девиса. Были
представлены авторские композиции Андрея
Разина. Незримо на концерте присутствовал дух
Гершвина. В прошлом году, как известно,
отмечалось 100-летие со дня рождения Джорджа
Гершвина. Команда "Второе приближение"
принимала участие в многочисленных торжествах
по этому поводу и подготовила специальную
гершвиновскую программу. Некоторые отрывки из
нее, в том числе баллада Гершвина 'The man I love' в
обработке Разина, прозвучали в концерте.
Посвящение Гершвину так же закрывало вечер. И все
же нельзя объять необъятное: за кадром остались
многое, в том числе свободное, спонтанное
музицирование, которое обычно входит в программу
выступления музыкантов.
Из курьезных происшествий, без которых такие
мероприятия, как правило, не обходятся, можно
отметить сложности с роялем, которые дали о себе
знать в середине первого отделения. Из-за
ненастроенного инструмента пришлось убрать из
программы некоторые вещи, требующие чистого и
безукоризненного звука.
Второе отделение было более домашним, свет
приглушили, пафос открытия вечера ушел вместе с
частью зрителей и Галактионовым. Играли
авторские композиции Разина.
Вечер закрывал Анатолий Кролл, который похвалил
всех, преподнес цветы, назвал Разина метром
фортепиано и под громкие овации удалился со
сцены вместе с музыкантами.
Елена Петрова
|