Выпуск #8 |
|
|
Певицу Меделин Пейро
называют Билли Холидей 90-х. Это сравнение
неслучайно - во многом блюзовые интонации Пейро
действительно напоминают Холлидей, хотя в целом
манера певицы в достаточной мере индивидуальна.
Меделин Пейро родилась в 1973 году в Афинах в штате
Джорджия, ее детство и юность прошли в южной
Калифорнии, Бруклине и Париже. В 15 лет она начала
петь в Париже вместе с группой уличных
музыкантов, которые и составили ее первый
аккомпанирующий состав. В 16 лет она уже
гастролирует по Европе, исполняя песни Фэтса
Уоллера, Билли Холлидей, Эллы Фитцжеральд.
Блюзовые стандарты 20-х, 30-х годов в современной
джазовой аранжировке составили основу ее
дебютного альбома "Dreamland". Кроме
классических "I'm Gonna Sit Right Down and Write Myself a Letter"
Фетса Уоллера, "Gettin' Some Fun Out of Life" Холлидей и
"Reckless Blues", "Lovesick Blues" Бесси Смит и "La Vie
en Rose" Эдит Пиаф были записаны и песни
собственного сочинения молодой певицы. Почти все
аранжировки сделаны одним из продюсеров альбома
- Крегом Коэном. Для записи альбома был собран
совершенно фантастический состав музыкантов.
Кроме самой Меделин, в некоторых вещах
аккомпанирующей себе на гитаре, и Грега Коэна на
контрабасе в записи принимали участие Джеймс
Картер - тенор саксофон и бас кларнет; Марк Рибо -
гитары, банджо и добро; Вернон Рейд - гитара;
Маркус Принтап - труба; Регина Картер - скрипка;
Чарли Джиордано - клавишные и аккордеон; Сайрус
Честнат - фортепиано; Стив Кирби - контрабас;
Кенни Воллесон - ударные и перкуссия; Леон Паркер
- ударные. Что ни говори, а альбом получился
уникальный. Редкое сочетание классического
репертуара, красивого и теплого голоса Меделин,
отличного современного исполнения и высочайшего
качества записи (как всегда у Atlantic использована
технология HDCD) никого не оставит равнодушным.
Будем надеяться, что в скором времени появится
новая работа этой талантливой певицы. |
|
|
Jacky Terrasson & Cassandra Wilson
"Rendezvous"
(Blue Note, 1997) |
|
|
"Rendezvous" - характерная
блюнотовская пластинка конца 90-х. Все очень
продумано, аккуратно, спокойно и правильно
записано. Минимум эмоций, немногословная
аранжировка, тихий бархатный вокал, перкуссия
вместо барабанов, замедленный темп и
повествовательные интонации даже в большей, чем
обычно степени свойственны этому альбому. Джеки
Террассон никуда не торопится. В его игре на
рояле больше пауз, чем нот. Особенно это заметно в
тех вещах, в которых он аккомпанирует Кассандре
Вилсон один. Кульминацией медлительности стала
композиция "Осенние листья", во время
исполнения которой, не покидает ощущение того,
что это только вступление, а сама пьеса прозвучит
дальше. Но нет, через две минуты все обрывается и
начинается следующий номер, однако развития и
здесь не происходит. Хотя альбом в основном
состоит из знакомых всем стандартов, опознать их
в такой полусонной аранжировке, не заглядывая в
буклет, бывает довольно сложно. С голосом
Кассандры Вилсон все в порядке - он все также
глубок, красив и своеобразен, но она совершенно
не использует его силу. Все спето в полголоса,
почти шепотом. Большие паузы между вещами еще
больше размывают ощущения от альбома.
Единственная более или менее подвижная
композиция альбома "I Remember You", но и та
заканчивается как раз в тот момент, когда голос
певицы, наконец, начинает звучать в полную силу.
Эта расслабленность оставляет ощущение
незаконченности и какой-то общей вялости,
смазывающие впечатления от работы в целом, хотя
по отдельности все вещи сделаны на высочайшем
профессиональном уровне. Впрочем, сложно было
ожидать какого-нибудь другого качества от
продюсера Боба Белдена и звукорежисера Джима
Андерсона. С другой стороны, ясно, что после
отличного альбома "New Moon Daughter", за который
Кассандра Вилсон получила Грэмми, было сложно
сделать столь же сильную и интересную запись. Тем
не менее, "Rendezvous" безусловно, заслуживает
внимания как одна из самых красивых вокальных
работ певицы. В марте должен выйти новый альбом
Кассандры Вилсон, на котором она исполняет
музыку Майлса Девиса. Судя по рецензиям
концертных исполнений этой программы, альбом
обещает быть интересным. Что же, ждать осталось
недолго... |
|
Mari Boine
"Radiant Warmth"
(Anitilles, 1996) |
|
|
Помните сказку про Снежную
королеву и страну северных оленей, в которой
происходили приключения Кая и Герды? Так вот,
страна Лапландия действительно существует на
самом севере земного шара. Лапландцы,
называющиеся также Саамами, живут в северных
районах Норвегии, Швеции, Финляндии и части
Кольского полуострова России. У этого очень
немногочисленного народа богатые музыкальные
традиции, уходящие корнями в глубь веков. Из
поколения в поколение передается искусство
народного пения "йоик", овладение которым
для саамов остается одним из самых важных
способов идентификации собственного положения в
обществе. По своей форме "йоик" чем-то похож
на шаманские обрядовые песни североамериканских
индейцев. Мери Боинэ родилась в Норвегии и,
получив образование, некоторое время работала
школьной учительницей, но довольно скоро работа
по поиску корней своего народа полностью
вытесняют все остальное. Многие годы Мери Боинэ
занимается сбором и изучением саамского
фольклора. Это непростая работа, ведь даже язык,
на котором говорят саамы, практически не
используется. В конце 80-х Мери Боинэ начинает
выступать и записываться со своей группой, в
которой народные инструменты соседствуют с
гитарами, барабанами, роялем и скрипкой. Боинэ
пишет собственные стихи на старые мелодии.
Многие из них состоят из коротких фраз,
повторяющихся много раз как заклинания во время
обрядов. Выпущенный в 1990-м году альбом "Gula
Gula" на фирме Realworld принес ей мировую
известность. Основываясь на уникальном звучании
саамских песен, ее музыка все в большей степени
становится сплавом разных культур, впитывающим
стили и звуки разных народов земли. Альбом
"Radiant Warmth" составлен из двух работ Мери Боинэ,
ранее выходивших только в Скандинавии. Сложно
описать мощь и силу этой музыки. По сравнению с
более ранними альбомами здесь еще больше
чувствуется шаманская сказочность музыки Мери
Боинэ. Во многом этому способствует сильный
голос Боинэ, постоянное использование народных
ударных инструментов и перкуссии, задающих
несколько монотонный ритм, и перуанские флейты,
своим тембром работающие на контрасте с вокалом.
Во время записи использовались многократные
наложения голоса, добавившие слушателю ощущение
нереальности происходящего. Но есть на альбоме и
вещи совершенно другого плана - спокойные
умиротворяющие песни, рассказывающие о жизни и
любви. В целом, у этой работы много общего с
музыкой таких разных музыкантов, как Ива Биттова
и Moscow Art Trio. Их сближает способность объединить в
своем творчестве традиции разных культур и
создать новые формы на стыке различных
музыкальных жанров. На фоне попыток общего
усреднения культурного уровня, работы таких
музыкантов вселяют надежду, что все не так уж
плохо и, в который раз, радуют слушателей. |
|
|
Keiko Matsui
"Collection"
(GRP, 1997) |
|
|
Хотя альбом и называется
"Collection", это не совсем сборник. В альбом
вошли композиции только с двух ранних альбомов
Кейко Матсуи, до этого выходивших на
звукозаписывающей фирме MCA. Это альбомы "Under
Northern Lights" 1989-го года и "No Borders" 1990-го года.
Стиль, в котором играет пианистка Кейко Матсуи,
обычно называют "современным джазом" или
даже "современной музыкой для взрослых". Не
знаю что в нем такого современного и почему
именно для взрослых, но, чтобы было понятно, скажу,
что это именно та музыка, которая беспрерывно
звучала на безвременно ушедшем из жизни Престиж/НСН
радио. А GRP и есть та самая фирма, которая
выпускает подобную музыку. Нельзя сказать, что
Кейко Матсуи и ее мужу и продюсеру Казу Матсуи
удалось создать что-то принципиально новое. Но в
этой музыке это и не требуется. Спокойные
красивые мелодии, пышные, но ненавязчивые
аранжировки, плотный и ровный звук - вот основные
составляющие ее музыки. Отличный расслабляющий
фон для любого времени суток и любой компании.
При этом ее мелодии в достаточной мере
оригинальны, а аранжировки с использованием
большого количества инструментов (в том числе
национальной японской флейты сакухаси, на
которой играет Казу Матсуи) делают ее музыку
вполне узнаваемой. Кроме того, в записи альбома
принимал участие саксофонист и флейтист Эрик
Мариенталь, украсивший своими сладкозвучными
соло многие композиции альбома. Вот, пожалуй, и
все, что можно сказать про эту работу. Вряд ли от
GRP и Кейко Матсуи можно ждать каких-либо
неожиданностей. Так что, если вы слушали радио
НСН и вам нравятся работы Дейва Грузина, то
можете смело купить и этот альбом. Ну, да, впрочем,
мы же с вами взрослые люди, что я вам рассказываю.
Вы и так прекрасно знаете, какую музыку слушают
взрослые. :-) |
|
Иван Шокин
|
|
На первую
страницу номера |
|