"Полный
Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная
страница
|
Выпуск # 32 (176) -
11 сентября 2002 г. |
Оглавление выпуска:
|
|
|
Слово
к читателям |
Пожалуй, из всего населения Нью-Йорка от терактов годичной давности впрямую меньше всего пострадало джазовое сообщество - просто потому, что Всемирный торговый центр не содержал внутри джазовых точек, да и время, когда Это случилось - около девяти утра - совсем не то время, когда можно ожидать присутствия в общественных местах джазовых музыкантов, которые, все-таки, ведут в основном ночной образ жизни. Более того, джазовое сообщество и оправилось от шока довольно быстро - как писал известный журналист Ховард Мэндел в
очерке, который мы опубликовали 29 сентября прошлого года, "джазовые музыканты всегда переносят невзгоды лучше других, ведь джаз - довольно непростой хлеб, который заставляет привыкать к любым неожиданностям". Сильнее оказался косвенный шок: в Нью-Йорке после терактов потеряли работу десятки, если не сотни тысяч высокооплачиваемых, высокообразованных людей, которые составляли значительную часть джазовой аудитории, и - как следствие - работы у джазовых музыкантов стало все меньше и меньше. Вибрафонист Джо Локк говорил об этом: "Это не значит, что все мы вдруг потеряли работу. Нет, я, например, очень много работаю, но теперь - в основном вне Нью-Йорка".
Как же все взаимосвязано в этом мире. Безумная, самоубийственная внешняя политика малограмотных правителей сверхдержавы; безумный фанатизм еще менее грамотных лидеров голодных и завистливых толп - и потеря работы теми самыми музыкантами, которых мы слушаем, а следовательно - уменьшение количества хороших альбомов (вон EMI со своим новым президентом-французом уже сокращает железной рукой количество своих артистов, особенно тех, кто не из Америки).
Только ведь джаз видел уже много, много таких поворотов. Пережил он и Вторую мировую, и Корейскую, и Вьетнамскую, и Холодную, и кризисы (энергетические, финансовые...), и все-то нет ему угомону. Не буду утверждать, что переживет он все, что угодно. Но многое - переживет. Такова уж его природа.
Редактор
|
|
|
Как это было в Москве |
Серия выступлений американской вокалистки Кармен Ланди при участии квартета
Игоря Бутмана состоялась в московском "Ле Клубе" 3-7 сентября. Наш корреспондент побывал на первом концерте этой серии.
Первыми на сцене появились участники квартета саксофониста Игоря Бутмана: он сам, пианист Антон Баронин, контрабасист Виталий Соломонов и барабанщик
Эдуард Зизак. Вечер открыла инструментальная композиция в среднем темпе, начатая саксофоном с последующим постепенным, достаточно экспрессивным развитием и импровизациями всех участников состава. Под конец Игорь устроил неистовую перекличку с барабанами Эдуарда Зизака, и весь инструментальный состав очень мощно отыграл завершающее проведение темы. Этим началом квартет сразу же показал, что инструментальное сопровождение в этот вечер будет весьма достойным и изысканным. После этого на сцене появилась обаятельная темнокожая женщина Кармен Ланди, похожая и внешне, и поведением на грациозную кошку.
С первых звуков голоса Кармен зал был полностью очарован ее исполнением. Вокальная импровизация с необычными вскрикиваниями и перекличкой с саксофоном Игоря вместо стандартного скэта, при этом с минимальным количеством звуков, сразу же показала исполнительское мастерство и индивидуальность Ланди. Самые нижние и трудные ноты в диапазоне ее голоса исполнялись так же мощно, как и средний, более легкий регистр, а вибрато, четкое детонирование и использование приема "затенения" некоторых нот, равно как и умение держать зал даже во время инструментальных соло, были просто бесподобны. Певица двигалась в ритме музыки - казалось, она всем телом дирижировала музыкантами.
Первое отделение концерта длилось около часа и было очень разнообразно. Приятно удивила подборка программы, состоящая не только из свинговых вещей. Надо отметить, что "черный" голос и темперамент Кармен Ланди наполнял особым шармом композиции в латиноамериканских ритмах. Многие вещи исполнялись со смешанной ритмической фактурой: резкие смены фактур идеально отыгрывала ритм-секция.
Вторая часть концерта длилась минут сорок и, казалось бы, должна была быть более
спокойной - во всяком случае, начало из вполне стандартной темы и ряда баллад давало основание так думать. Но финальным номером концерта стала просто феерическая композиция с фанковыми вставками в свинговую фактуру и сменами темпа, длинными, сложными и интересными импровизациями всех участников концерта.
Говорят, что музыкант раскрывает свое мастерство и музыкальное чутье по-настоящему только при исполнении медленных балладных вещей. О Кармен Ланди это можно сказать с полной уверенностью. Таким чутким исполнением баллад и идеальным следованием линиям саксофона в перекличке голоса и солирующего инструмента может похвастаться далеко не каждая вокалистка, даже самая профессиональная.
К сожалению, зал в первый вечер не был полностью наполнен - хотя это нормальное явление для "Ле Клуба": основная часть поклонников жанра посещает серийные концерты ближе к выходным.
Владимир Смирнов
первая (сокращенная) публикация -
агентство InterMedia, 04.09
|
|
|
Америка
и ее джаз |
23 октября в Сан-Франциско стартует юбилейный, 20-й фестиваль
SFJAZZ (бывший Jazz in the City), который продлится до 10 ноября и представит публике Района Залива несколько десятков самых разных музыкальных коллективов и солистов как из США, так и извне Америки, работающих в самых разнообразных направлениях современной импровизационной музыки - от straight-ahead джаза до этники, от авангарда до латино. Среди участников - гиганты своих направлений: если уж авангард - то Орнетт Коулмен, если Куба - то Los Van Van, если Бразилия - то Каэтано Велосу, если вокал - то уж Бобби Макферрин, ну а если этно-джазовые изыски - то никак не меньше, чем саксофонист
Джеймс Картер в составе тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту". В последние годы, по отзывам прессы, фестиваль в Сан-Франциско превратился в одно из крупнейших мероприятий такого рода на территории США.
Этот фестиваль проводит Джазовая организация Сан-Франциско, или SFJAZZ, одно из самых успешных в США некоммерческих джазовых объединений, успешно сочетающее заботу о высоком творческом уровне и вполне здоровый коммерческий подход. Как это так: некоммерческое объединение с коммерческим подходом? А вот как...>>>>
|
|
|
Говорите,
вас слушают |
Сегодня мы слушаем руководителя одного из наиболее значительных джазовых фестивалей на территории бывшего Советского Союза -
Вильнюсского, который начинается 19 сентября. В отличие от многих других фестивалей постсоветского пространства, этот сразу позиционировал себя как фестиваль не восточноевропейский, а просто европейский...>>>>
|
|
|
Джазовое
образование
как оно есть |
В #25-26 мы опубликовали интервью нижегородской вокалистки Яны Тюльковой, которое она дала своему земляку - журналисту Денису Бессонову после поступления в одно из ведущих джазовых учебных заведений мира - бостонский колледж
Беркли. Позади остался первый семестр обучения Яны в Беркли, и теперь она рассказывает о том, как прошли эти месяцы - что должно быть крайне интересно многим нашим читателям, которые думают о получении высшего джазового образования (для себя или своих детей). Кстати, после публикации первого рассказа Яны Тюльковой о Беркли мы получили ряд отзывов от других русских студентов этой прославленной школы, которые удивлялись, как это новенькая смогла их не заметить (русскоговорящих студентов в Беркли сейчас около 30). Мы надеемся, что за минувшие месяцы Яна уже обнаружила соотечественников в колледже. Кстати, сейчас обсуждается идея проведения чата с русскими студентами Беркли, в котором постоянные посетители Джаз.Ру и читатели "Полного джаза" смогли бы выяснить у находящихся в Бостоне, что собой представляет американское джазовое образование и как обстоят там дела. Ну, а пока - второй рассказ Яны Тюльковой о колледже Беркли и о жизни в Бостоне...>>>>
|
|
|
Москва - это вам
еще не все |
26-29 сентября в Тирасполе и Кишиневе (Молдова) пройдет фестиваль этно-джазовых трио (Ethno Jazz Trio Festival), который проводят арт-центр "Колизей" и трио "Тригон" под патронажем управления культуры Муниципии Кишинев.
Фестиваль приурочен к 10-летию ведущего импровизационного коллектива Молдовы - трио "Тригон". Он пройдет при финансовой поддержке Примарии Муниципии Кишинев, фонда Сороса, Французского альянса, посольств Германии и США в Молдове и компании Moldcell.
Участники фестиваля:
- Проект "Второе приближение" (Москва)
Андрей Разин - фортепиано, Татьяна Комова - вокал, Игорь Иванушкин - контрабас
- Bardomaniacs Trio (Германия, США)
Бардо Хеннинг - аккордеон, Паулин Бойекенс - туба, Андреас Кольманн - перкуссия
- Анатолий Вапиров (Болгария) - Энвер Измайлов (Украина) - Корнел Хорват (Венгрия)
- Magic Carpatians (Польша)
Марек Стышиньски - духовые, Анна Нашер - вокал, гитара, Томаш Радзюк - бас-гитара
- "Троица" (Беларусь)
Иван Кирчук (вокал, окарина, дуда, флейта, гитара, лира, домбра), Юрий Павловский (ударные), Юрий Дмитриев (вокал, гитара, лира, домбра, цитра)
- Проект Окая Темиза (Турция-Молдова)
Окай Темиз - перкуссия, Олег Балтага - барабаны, Александр Завалий - барабаны
- Renaudin (Франция-Молдова)
Бертран Реноден (перкуссия), Оливье Каур (акустическая гитара), Анатол Штефанец (струнный альт)
- Tatar Trio (Украина)
Энвер Измайлов (гитара), Нариман Умеров (аккордеон), Наркет Рамазанов (кларнет)
|
|
|
Что
намечается:
московские анонсы |
24-28 сентября в "Ле Клубе" пройдут концерты гитариста из Нью-Йорка Рона Аффифа. Музыкант будет выступать при участии
трио Алекса Ростоцкого (электробас):
Дмитрий Севастьянов (барабаны),
Евгений Борец (фортепиано).
Рон Аффиф родился 30 декабря 1965 года в Питтсбурге. Хотя его отец был не музыкантом, а боксером, в доме частенько гостил не кто иной, как трубач Майлс Дэйвис, старый приятель отца.
"Диски с записями Дэйвиса были в нашем доме повсюду, мой брат Марк слушал их не переставая", - вспоминает Рон. "У него была гитара, и когда мне было лет 12, я впервые попробовал что-то на ней сыграть. Ощущения были просто фантастические, и тогда я решил стать музыкантом..."
Первые уроки игры Рону преподал его дядя, гитарист Рон Энтони, который выступал с такими звездами, как Джордж Ширинг и Фрэнк Синатра. После окончания средней школы Рон Аффиф переехал к дяде в Лос-Анджелес, предпочтя музыкальную работу обучению в университете.
"В то время мне было всего 18 лет. Благодаря протекции дяди Энтони, я переиграл практически со всеми музыкантами, от Эла Мартино до Роджера Вильямса, и выучил сотни джазовых тем, начиная со старых мелодий Джорджа Гершвина до современных стандартов. Эта работа помогла мне стать профессионалом, теперь я с легкостью могу аккомпанировать любому исполнителю, в любой тональности".
Через некоторое время Рон Аффиф переехал в Нью - Йорк. "Здесь огромное количество профессиональных джазменов, конкуренция очень велика, и найти работу не так-то просто. Когда я только приехал в Нью-Йорк, гитарист Джин Бертончини дал мне один хороший совет: если хочешь найти работу, постарайся познакомиться со всеми певцами в городе. Они часто работают в заведениях, где нет фортепиано, поэтому твои услуги окажутся как нельзя кстати".
К 33 годам Рон Аффиф выпустил свой пятый компакт-диск - "Solotude". Этот сольный альбом, в котором музыкант играет на акустической гитаре, посвящен памяти знаменитого пианиста Кенни. Аффиф включил в пластинку три пьесы собственного сочинения, известную композицию Хэрби Хэнкока "Dolphin Dance", а также целый ряд классических стандартов.
|
|
|
А в это время за бугром... |
7 сентября в Нью-Йорке хоронили великого вибрафониста и бэндлидера Лайонела Хэмптона (см.
"Полный джаз" #31).
Запряженный черными лошадьми белый катафалк провез гроб с его телом по улицам Гарлема - от бывшего Коттон-клуба, где Хэмптон играл в 1930-е годы, до церкви Риверсайд. Впереди процессии, по нью-орлеанскому обычаю, шел оркестр, который по дороге "туда" Играл траурный марш, а по дороге "обратно" - радостные стандарты традиционного джаза вроде "When The Saints Go Marchin' In", как это было принято в ранние годы джаза. Во главе Gully Low Jazz Band шагали два музыканта джаз-оркестра
Линкольн-центра - кларнетист Виктор Гойнз и сам лидер оркестра, неофициальный "министр джаза" США трубач Уинтон Марсалис. В процессии шагали тысячи людей - музыкантов, поклонников Хэмптона и просто туристов.
На траурной церемонии было зачитано письмо от президента США Джорджа Буша-мл., предыдущего президента Билла Клинтона (который однажды играл на саксофоне с оркестром Хэмптона) и от других важных лиц. Послание от нынешнего президента читал его отец, также бывший президент США, Джордж Буш-старший. От себя бывший президент сказал, сдерживая слезы: "Да, я любил этого человека. Он был невероятно одаренным музыкантом с фантастическим умением дружить с людьми". Церемонию вел пастор церкви Риверсайд, преподобный Джеймс Форбс, который назвал Хэмптона "великим человеком XX века".
После службы тело Лайонела Хэмптона было погребено на кладбище Вудлоун в Бронксе, северном районе Нью-Йорка, рядом с могилами Дюка Эллингтона, Майлса Дэйвиса, Коулмена Хокинса и Ирвинга Берлина.
26 августа дебютный альбом "Come Away With Me" певицы
Норы Джонс, выпущенный джазовым лейблом
Blue Note, достиг "платинового" статуса, о чем свидетельствовал выданный в этот день представителям лейбла сертификат Ассоциации звукозаписывающей индустрии США
(RIAA). Платиновый статус означает, что с момента выпуска (26 февраля) альбом был продан на территории США более чем в 1 млн. копий.
Нора Джонс, в пении которой мелодичный "белый" фолк-рок сочетается с отдельными джазовыми приемами, 7 сентября начала турне по Японии и Европе.
5 сентября в Нью-Йорке умер от рака пианист Фрэнк Хьюитт. Ему было 66.
Хьюитт родился в Куинсе, а вырос в Гарлеме (это преимущественно черные районы Нью-Йорка). Многие годы он был известен преимущественно как сайдмен: он выступал с такими разными музыкантами, как Сесил Пэйн, Билли Холидей, Дина Вашингтон и Джон Колтрейн. В последние восемь лет он был пианистом-резидентом известного клуба Smalls в Верхнем Вестсайде, выступая там несколько раз в неделю в дуэте с басистом Ари Роландом и считаясь своего рода патриархом сообщества музыкантов, связанных с этим клубом.
|
|
|
|
|
Новые
альбомы |
В продаже
с 10 сентября (США) |
- Allison, Ben: Peace Pipe, Palmetto 2086
- Ayers, Roy: Stoned Soul Picnic - переиздание, Collectables 6371
- Bryant, Ray: Dancing the Big Twist - переиздание, Collectables 7417
- Clarke, Kenny: Now Hear Our Meanin' - переиздание, Collectables 7497
- Coltrane, John: Legacy - переиздание, Universal 589295
- Ellington, Duke: And His Mother Called Him Bill [Expanded], RCA 63744
- Ellington, Duke: 12 Classics: Five Star Collection - переиздание, Varese 066392
- Goodman, Benny: Together Again! (1963 Reunion with Lionel Hampton), - переиздание, RCA 63881
- Hamilton, Chico: Thoughts Of, Koch International 51009
- Holland, Dave [Bass]: What Goes Around, ECM 014002
- Hylton, Jack: Turn on the Heat, Avid 741
- Kirk, Rahsaan Roland: Volunteered Slavery - переиздание, Collectables 6346
- Kirk, Rahsaan Roland: Blacknuss - переиздание, Collectables 6345
- Mabern, Harold: Straight Street - переиздание, DIW 608
- Machito: Vamos A Bailar! - переиздание, Varese 061234
- Peterson, Oscar: This Is Oscar Peterson [Bonus Tracks] - переиздание, RCA 63990
- Stetch, John: Ukranianism, Justin Time 187
- Tin Hat Trio: Rodeo Eroded, Atlantic 93134
- Torme, Mel: Live at the Playboy Jazz Festival - переиздание, Playboy Jazz 7508
- Tyler, Charles: Charles Tyler Ensemble - переиздание, Calibre 1029
- Vandermark, Ken: Free Jazz Classics, Vols. 1-2, Atavistic 137
- Various Artists: Take Flight!: A Bluebird Collection - переиздание, RCA 63992
- Various Artists: Sampler: Timeless Savoy Jazz, Savoy Jazz 19000
- Various Artists: Golden Age of American Sweet Bands: Happy Days, Jasmine 34
- Waters, Patty: College Tour - переиздание, Calibre 1055
- Weckl, Dave: Perpetual Motion, Stretch 9040
|
|
|
Если у вас есть друзья, которых может
заинтересовать наш журнал, но у них нет
компьютера или они не подключены к Интернету - не
сочтите за труд распечатать эти страницы и дать
им прочитать!
Материалы, присланные читателями,
приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите! |
© "Полный джаз",
1998-2002
Опубликованные в "Полном джазе"
материалы являются собственностью
редакции. Авторское право на них
принадлежит авторам материалов. В
случае републикации материалов, ранее
изданных другими СМИ, права на
материал и на авторство полностью
сохраняются за первым публикатором.
Редакция обладает авторскими правами
на переводы материалов, принадлежащих
зарубежным изданиям. Редакция не
возражает против перепечатки
материалов "Полного джаза"
другими изданиями (как онлайн, так и
оффлайн), однако во всех случаях на
таковую перепечатку следует получить
письменное разрешение редакции
портала "Джаз.Ру". При
перепечатке обязательно следует
сохранять авторство и ссылаться на
источник (портал "Джаз.Ру"). |
|
|