Выпуск #7 |
"Носферату",
Гедеке, Айги и Резицкий |
|
Цикл
"Немое кино - говорящая музыка" продолжился
в ЦДХ акцией "Носферату возвращается". Немец
Хайнц-Эрих Гедеке, москвич Владимир Резицкий и
москвич Алексей Айги иллюстрировали своей
импровизационной композицией знаменитый фильм
Мурнау "Носферату" 1922 года. Общее для многих
зрителей ощущение вполне выразила рецензия
сетевого журнала "Полный
джаз" , поэтому слишком уж повторяться не
хочется (хотя в нюансах разумеется, есть
разногласия).
Гедеке - автор и
мотор акции, которая стараниями Николая
Дмитриева (карбюратора акции?) движется сейчас по
стране, начав с Архангельска (подробнее об акции
и маршруте можно узнать здесь http://www.avantart.com/actual.htm#1).
Не мудрено, что именно Гедеке, старый друг России
(знатоки вспоминают от 11 до 19 его приездов сюда),
был в этом концерте единственным воодушевленным
и естественным участником. Айги и Резицкий -
каждый по-своему - пытались встроиться в
предложенную схему, и даже старательно
подготовили иллюстративные музыкальные амплуа,
буквально на уровне кукольного театра, что с их
талантом и подготовкой было сделать несложно. Не
хватало ансамбля, и не хватало ансамбля
музыкантов с фильмом (несмотря на пресловутую
иллюстративность).
О самом фильме и любопытных подробностях, с ним
связанных, можно почитать в "Русском
журнале" у Кузнецова.
Априорной проблемой концерта кажется сама тема,
не только глубоко чуждая русскому контексту, но
смертельно замыленная как западным коммерческим
кино, так и квазиинтеллектуальными
синефильскими тусовщиками (здесь и Тарантино как
лыко в обе строки).
Однако и энтузиазм Гедеке, и личности Айги с
Резицким, и сам легендарный фильм сделали весь
концерт в целом - событием, и не зря "Полный
джаз" с удивлением отмечает повышенную
посещаемость. Возможен был и аншлаг (в случае
лучше организованного паблисити, чего от центра
"Столица" не дождетесь).
Концерт был нечастой возможностью увидеть в
Москве легендарного архангелогородца Резицкого,
европейски признанного фри-джазового
саксофониста. Он болезненно переживал
вынужденную скованность и схематичность и
зарекся участвовать в подобных акциях впредь.
Резицкий индивидуален и индивидуалистичен, он
живет в своем мире и не согласен даже на пару
часов его покидать. Мощное самостояние
творческой личности в Резицком всегда была
удивительно не только ввиду его пожизненной
провинциальной приписки (в музыкальном мире это
удивительная редкость). Люди старшего поколения
помнят, как Резицкий и его ансамбль, будучи уже
признанными в стране музыкантами, двадцать лет
были вынуждены играть в ресторане
соответствующий репертуар.
После концерта в коротком разговоре Резицкий в
очередной раз подтвердил, что блистательный
ансамбль "Архангельск" окончательно ушел в
прошлое, причина - коммерческие амбиции бывших
коллег по коллективу. "Я хотел идти дальше, а
они хотели использовать статус, которого
достигли за двадцать пять лет".
Резицкий преисполнен прожектов, традиционный
архангельский международный джазовый фестиваль
- не умер, но, кроме фестиваля, Резицкий строит
культурный центр, воюет с тамошними бюрократами,
записывает диски и участвует в многочисленных
отечественных и зарубежных фестивалях.
Про Айги же сейчас и без меня достаточно говорят,
благо выступления его часты (по отзывам,
отличное, совсем камерное выступление было
недавно в "ОГИ").
Иллюстрирование немого кино продолжается,
окружающий шум без музыки нем.
Олег Пшеничный
|
|
На первую
страницу номера |
|