На сцене - Свобода: Нижний Новгород
Концерт чешского джазового квартета, выступавшего на сцене нижегородского Дома Актера вечером второго апреля, оставил приятное, но странноватое впечатление. Мнения искушенной публики разделились, но едины были в одном: "больше этого звукооператора не приглашать". Звучание квартета было огорчительно несбалансированным: практически любые проявления ударных оказывались сплошным жутким шумом, "забивая" прочих ансамблистов; у трубы (особенно в те моменты, где солист извлекал из нее пронзительные возгласы a la Майлс Девис) безбожно зашкаливали верхние частоты. Изысканных ходов бас-гитары (заинтригованные саунд-чеком, мы с нетерпением ждали от бас-гитариста откровений в духе Пасториуса), к сожалению, не было слышно даже в сольных эпизодах. Да и рояль порой "проваливался". Тем не менее джаз-роковый мейнстрим, великолепный, стройный, ритмичный, изысканный, "получался" именно благодаря роялю. За ним сидел автор подавляющего большинства исполняемых композиций, известный чешский пианист, дирижер и композитор Милан Свобода.
Джазовый путь Милана Свободы начался в семидесятые годы. В то время Чехословакия мало чем отличалась от СССР, а это значит, что, как и наши известные ныне соотечественники, Милан также учился джазу по записям великих мастеров, многократно переслушивая их, заучивая наизусть и пытаясь воспроизводить. В 1974 им был создан легендарный ныне оркестр "Prague Big Band", в 1979 - тот самый квартет, который мы имели удовольствие слышать на сцене, чуть позже - молодежный оркестр "Contraband", некий чешский вариант "All Stars Band". Милан немало выступал и соло. Впоследствии он напишет музыку к большому количеству фильмов и спектаклей, будет дирижировать большими оркестрами и активно гастролировать, запишет два десятка альбомов, но все это - потом. А в начале восьмидесятых признанием несомненных джазовых успехов пианиста стало бесплатное обучение в легендарном колледже Беркли (Бостон), завоеванное Миланом по итогам конкурса: из претендентов со всей Чехословакии выбрали именно его. Да, Америка, родина джаза - идеальное место для желающих научиться вечно молодому искусству. Там есть прекрасная материальная база, лучшие специалисты и лучшие методики, и Беркли любого сделает профессиональным джазменом. Однако, по собственным словам Свободы, для того, чтобы стать джазменом, достаточно внимательно слушать записи и верно чувствовать их. Сейчас молодежи проще учиться джазу, констатирует Свобода. "Они не знают проблем с материалом, которые приходилось испытывать нам. Если захотелось сыграть что-либо - доступны ноты, потребовалось посмотреть видеозапись - нет проблем. Двадцать лет назад приходилось заниматься исключительно самодеятельностью...". Интересно, что к джазу Милан Свобода пришел отнюдь не вдруг. В начале семидесятых он уже был дипломированным органистом, выпускником Пражской консерватории, а также - философом и музыковедом с университетским образованием. Скажем так: мало кто из современных джазовых исполнителей может похвалиться глубоким знанием истории музыки, музыковедения и философии. Милан признается, что интерес к философским наукам, к максимально широкому спектру стилей и направлений был вызван поиском "своей" музыки. В итоге "своим" оказался джаз, наиболее органично соответствующий творческому "я" Свободы и подходящий ему для выражения своей сущности и творческих идей.
Однако целенаправленное изучение академического наследия было инициировано не только поиском соответствующей себе музыки. Пианист уверен, что необходимо знать классическое искусство, по возможности - на практике. Знание классики и умение исполнять ее - своеобразный индикатор мастерства. В конце концов, есть Оскар Питерсон, гениально играющий "Хорошо темперированный клавир" Баха, есть Кейт Джаррет, записывающий Прелюдии и фуги Шостаковича, и эти великие джазовые пианисты - вершины, к которым нужно стремиться.
Мария Пантелеева
На сцене - Свобода: Москва
31 марта в Концертном зале имени Чайковского прошел концерт цикла "Вечера джаза с Даниилом Крамером", организованный совместно с музыкальным салоном "Аккорд" и при содействии посольства Чехии. В концерте, помимо самого Даниила Крамера (фортепиано), приняли участие гитарист Алексей Кузнецов и джазовый квартет из Чехии под руководством Милана Свободы.
В современной европейской джазовой культуре существует несколько направлений. Некоторые музыканты полностью копируют американскую стилистику, некоторые идут по пути создания своего собственного стиля. Таких много. Есть сильные национальные школы с мощным авторским элементом - норвежская, польская. Чешская известна меньше, но к числу ищущих собственную стилистику относится и квартет Милана Свободы.
Чешских музыкантов, игравших в первом отделении, представил Даниил Крамер, и началось то, чего все ждали - послышались завораживающие звуки фортепиано, в которые вплетался виртуозный рисунок шестиструнной бас-гитары Мартина Лехкого и ударных, выстраивающих изощренный джаз-роковый ритм. Зал замер... Только после окончания каждой из частей зрители оживлялись и аплодировали. Сами музыканты получали не меньшее удовольствие от собственных композиций, в которых они отражали свои эмоции и душевное состояние. Это выражалось - в случае с лидером квартета - не только в тихом подпевании самому себе, но и в попытках танцевать одновременно с игрой, а также громких хлопках крышкой рояля (зная, что такое фортепиано в хорошем состоянии может стоить десятки тысяч долларов, я невольно вздрагивал). Самым спокойным оставался бас-гитарист, но надо отдать должное его мимике - время от времени на его лице появлялись такие выражения, смотря на которые, нельзя было не улыбнуться.
Во втором отделении состоялся своеобразный джем-сейшн, в котором вместе приняли участие все музыканты - четверо чехов и двое россиян. Они веселились как могли, и под самый конец (видимо, посчитав, что своего инструмента ему мало) трубач Михал Гера начал имитировать звуки трубы голосом, ему стал помогать Милан Свобода. Последовала кульминация - шумная, но безумно энергичная. И вот - развязка. Прозвучал последний аккорд гитары Алексея Кузнецова, последний удар барабанов Ивана Аудеса - и чудо закончилось... На прощание Даниил Крамер сказал: "Если вам все это понравилось, то приходите еще!".
Обязательно приду!
Алексей Пастушин
|