На субботу, 23 февраля, праздников пришлось много. Во-первых, это день рождения одного из стариннейших моих друзей, ныне - профессора одного из университетов Великобритании. Во-вторых, День Советской армии. Теперь у него, кажется, другое название, но даже у меня, неслужилого, язык в ту сторону не поворачивается. В-третьих, одесский ресторан "Злата Прага" (о котором не могу судить, поскольку был там только однажды, да и то по приглашению) весьма шумно объявлял о своей годовщине, соединив свою рекламную компанию с анонсом очередного концерта возглавляемого Юрием Кузнецовым "Клуба Высокой Музыки". В четвертых, концерт минской вокальной группы "Камерата" действительно состоялся, и было это в печально известном своей дурной акустикой зале одесской Филармонии.
Рояля на сцене в этот вечер не было, а вот Юрий Кузнецов - а как же без него? - конечно же, был. Он вел концерт и в афише был без ложной скромности прозван "мастером церемоний". Чистая, доложу вам, правда. Умеет.
"Камерата" в Одессе не в первый раз, анонсы дошли до слушателей, и зал, построенный некогда для весьма представительного Купеческого собрания процветающего торгового города, оказался полон. Что, как выяснилось, не только хорошо, но, отчасти, и плохо. Заполнение зала сильно изменило его акустику, так что первое произведение - хорошо известная (и лично мною любимая) авторская композиция "Снега, снега", давшая в 1997 году название первому компакту "Камераты", певцам не очень удалась: партии не вполне точно согласовывались друг с другом, звук рассыпался. Певцы, казалось, не очень хорошо друг друга слышат. Музыканты, однако, не сдались, сумели приспособиться, и уже со второй пьесы стало ясно: полный зал - это все-таки хорошо. Ибо заполнен он живой, неравнодушной и благодарной публикой, а не какой-то там акустикой, с которой мастерство музыкантов и звукорежиссера справиться, таки да, может.
Первое отделение было посвящено авторской музыке "Камераты" - явлению, с моей точки зрения, экстраординарному. Мелодика этой музыки основана на славянском (по преимуществу - родном для музыкантов белорусском) фольклоре, но отнюдь не ограничена им. Вокальная полифония этой музыки восходит к григорианскому хоралу (к чему же еще), но отнюдь не ограничена ни им, ни каком-то другим вариантом классической (и неклассической) гармонии. Стилистика этой музыки включает самые разнообразные, относящиеся к разным эпохам и этносам влияния; включение это настолько органично, что не кажется ни заимствованием, ни влиянием и зачастую осознается только потом. Инструментальные имитации этой музыки, управление тембрами может быть абсолютно чистым и точным, но включает в себя характерные для индийской и еще более восточной музыки микротональные смещения. Четкий и вполне твердый ритм оказывается своеобразным сплавом сложных полиритмических рисунков (я каждый раз удивляюсь, когда слышу, что это можно сделать голосом), создавая невыразимое и словами не передаваемое ощущение течения времени. Перед вами певцы, но вы не хотите (а порою и не можете) укорить баритон или похвалить сопрано, потому что их нет: есть уникальный, неподражаемый, проникновенный и волнующий личный звук "Камераты".
Я не знаю, как следует и следует ли вообще называть и определять музыкальную концепцию, в рамках которой создаются и исполняются произведения "Камераты". Эта музыка, при всей ее сложности и даже изощренности слушается без всякого внутреннего сопротивления, и представляется естественной до простоты. Сложность, глубина и оригинальность инструментовок, искусное вплетение мелодических украшений, внезапные стилистические переходы из средневековья в XX век - все это не самоцельно, все работает на эмоциональную выразительность. И диапазон эмоций тоже ох какой немаленький. Здесь тревога и сдержанная мощь, сомнение и гордость, ирония и грусть, и любовь, любовь, любовь... К людям, жизни, природе и музыке.
Уникально и исполнительское мастерство "Камераты". На сцене - семь человек, поющих a cappella: Ольга Воробьева, Галина Гордынец, Татьяна Дробышева, Юлия Короткевич, Алексей Бурделев, Александр Довнар, Игорь Мельников (порядок алфавитный, ladies - first). Их совершенное владение техникой микрофонного пения приводит в полное недоумение. Чему верить? Глазам? - да, их семь. Ушам? - да, их там человек пятнадцать, и у них - куча не только традиционных, но и весьма редких инструментов, и всем этим арсеналом они здорово владеют. Помогает этому удивительному эффекту - нет, неверно - полноправно участвует в его создании звукорежиссер Игорь Шлопак, занимающийся обработкой звука в реальном времени концерта. Мне не показалось, что эта обработка невероятно сложна, ибо она настолько уместна и органична, что кажется неслышимой.
Конечно, у совершенно оригинальной "Камераты" есть предшественники - предшественники есть у всех. Это особенно ощущалось во втором отделении концерта, посвященном джазовым стандартам. Я бы предпочел и дальше слушать их авторскую музыку, но - только оставшись в меньшинстве. "Камерата" совершенно правильно полагает, что нельзя совсем уж лишать зал радости узнавания. "Камерата" и здесь оказалась вполне оригинальной: репертуар был смещен от очень хорошо известных стандартов к менее известным и от более новых к более старым, тем что поближе к gospels и spirituals, так что "Камерата" оказалась на своей территории этнической, имеющей духовные истоки (мне, скорее, кажется, что не истоки, а назначение) музыке. Блестяще исполненная знакомая и любимая музыка была встречена залом на ура, факт узнавания отмечался аплодисментами, а когда дошло до имитации дуэта Эллы Фитцджералд и Луи Армстронга, зал и вовсе взорвался. Как и первое, второе отделение прошло на одном дыхании и показалось очень коротким. Расставаться не хотелось. Настолько не хотелось, что привезенные музыкантами диски ("Снега, снега" 1997-го и "Ангел мой" 2000-го и еще один, со стандартами) были буквально сметены с прилавка. Впрочем, я это предвидел, и купил еще до начала концерта.
Читатель, возможно, захочет упрекнуть меня в необъективности. На здоровье. Я действительно люблю "Камерату". Очень.
Олег Шестопалов,
Одесса
|