Don Byron
-
"You Are #6. More Music For Six Musicians"
Blue Note, 2001
57:37
* * * *
|
|
Сорокатрехлетний кларнетист Дон Байрон - одна из самых любопытных фигур в нью-йоркском даунтаун-авангарде. Во-первых, формально его трудно отнести к этому движению - вот уже четвертый его альбом выходит на лейбле Blue Note, а вовсе не на DIW, Leo или Nonesuch, как более ранние. При этом он регулярно выступает в двух полярных Мекках Даунтауна - Knitting Factory и Tonic. Во-вторых, его творческий путь исключительно извилист. Он закончил главную авангардную школу Америки - отделение импровизации в Консерватории Новой Англии (Бостон), сотрудничал со впечатляющим набором солистов от Грега Осби до Хэмиета Блюиэтта, играл в клезмер-ансамблях (это чернокожий-то!), а в собственных проектах успешно смешивал и смешивает самые разные идиомы, умудряясь не задерживаться надолго в рамках ни одной из них. Нынешняя работа формально продолжает линию его альбома 1995 г. "Музыка для шести музыкантов" - вот только к шестерым добавился огромный список гостей, так что в новой работе задействовано около 20 инструменталистов и вокалистов. О предыдущем альбоме, изысканной "Изящной линии", напоминает единственный трек - кларнетно-фортепианный дуэт "No Whine". Остальное - гремучая смесь сложных, временами почти академических духовых аранжировок, настойчивых афро-карибских ритмов аж четырех перкуссионистов (как не вспомнить, что папа Дона профессионально исполнял калипсо) и парадоксальных звуковых коллажей, временами приближающих эстетику альбома к миру рэпа и вообще urban. И все это - при заметном влиянии музыки Генри Мансини: первым треком программно поставлена его тема из фильма "Хатари".
Нельзя не признать, что задача сделать из всего этого убедительную и "правильную" смесь подюсерам - самому Байрону и Хансу Вендлу - почти удалась, в чем немаловажная заслуга принадлежит звукорежиссеру (как обычно у Байрона, это известный мастер записи джаза и классики Том Лазарус). Чрезвычайно эклектичное звучание выстроено в мощную многоплановую картину с богатейшей реверберацией, создающей четкую пространственную проработку виртуального звукового пространства альбома (в которое, например, органично лег финальный трек - убедительный техно-ремикс одного из треков, выполненный DJ Spooky). Пожалуй, единственное слабое звено во всем этом нагромождении - вокальные (и рэповые) партии: не то чтобы сами они были плохи, просто вообще само введение их в ткань альбома представляется спорным.
|
|
|
Karl Denson
-
"Dance Lesson #2"
Blue Note, 2001
61:16
* * * *
|
|
На стыке разных видов импровизационного искусства часто рождаются синтетические работы, убедительно доказывающие, что между этими видами нет непроходимых преград. Саксофонист и флейтист Карл Денсон пришел в джаз из мира рок-музыки - он прославился в группе рок-певца Ленни Кравица, где играл с 1988 года. Когда Ленни перестал нуждаться в духовых, Денсон не ушел, как можно было бы ожидать, в сессионную работу с поп-музыкантами, а начал сольную джазовую карьеру.
В его новом альбоме главное - это название: Денсон стремится показать игровую, моторную, танцевальную сторону современного джаза, как ни странно говорить о танцевальном джазе сейчас, а не в 1930-е годы. И, самое главное, у него это получается. Немаловажная заслуга в этом - тех, кого продюсировавшие эту работу Денсон и Эрик Ньюсон выбрали для участия в записи. Из постоянной группы Денсона Tiny Universe в записи участвовал только барабанщик Зак Нэйджор. Остальные в равной пропорции представляют два разных направления в джазе (впрочем, заметно взаимодействующие в последнее десятилетие): соул-джаз и грув 60-70-х и даунтаун-авангард 90-х. Легендарные мастера хаммонд-органа Леон Спенсер и Рон Леви соседствуют с басистом Крисом Вудом из одного из самых культовых даунтаун-составов - Medeski Marin & Wood, а основоположник того ответвления ритм-н-блюза, что в 80-е гг. стало эйсид-джазом - гитарист Мелвин Спаркс - с перкуссионистом Эль Родригесом из "Фальшивых кубинцев" авангардиста Марка Рибо. И все это сцементировано мощной игрой лидера, заметно разного по своей энергетике на разных инструментах (на флейте он лиричен, на альт-саксофоне - ярок, на теноре - сокрушителен), а также виртуозным кваканьем и хрюканьем виниловых вертушек самого авангардного диджея Нью-Йорка - DJ Logic, без которых продюсеры, видимо, не мыслили себе настоящей танцевальности. И, хотя именно диджейский элемент, несмотря на всю виртуозность, получился избыточным, надоедливым - нельзя не признать, что программная задача альбома выполнена: танцевать под него вполне можно, хотя при этом все еще можно слушать и просто так, сидя.
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|