Выпуск #4 |
|
Dougie Bowne
"One Way Elevator"
(DIW, 1996) |
|
|
One Way Elevator - первый и пока
единственный альбом барабанщика Дуги Боуна.
Несмотря на то что под собственным именем
музыкант не выпускал пластинки, его нельзя
назвать новичком в джазе. Боун работал в
ритм-секции Кассандры Уильямс и Холли Коул,
принимал участие в записи альбомов Марианны
Фейтфул, Лидии Ланч, групп Lounge Lizards и Jazz Passengers. В
этой работе, целиком состоящей из авторских
композиций, Боуну помогают Джон Медески и Фред
Хопкинс. Формально альбом представляет собой
запись фортепианного трио, хотя реально всем
инструментам отведены одинаковые роли. Здесь нет
ярко выраженных сольных партий, общее настроение
создается из независимых музыкальных тем, лишь в
нескольких композициях обретающих менее
аморфную и более четкую музыкальную форму.
Немного об остальных музыкантах. Джон Медески
более известен как органист и клавишник, в
последние годы занятый не только работой в трио с
Билли Мартином и Крисом Вудом, но и чуть ли не во
всех проектах авангардно-джазовой тусовки
Нью-Йорка. В этом альбоме он раскрывается с новой
стороны - не как клавишник, а как пианист. И надо
сказать, очень интересный пианист. С непростой
ролью несолируещего рояля в трио он справляется
очень умело, не забывая при этом
продемонстрировать виртуозную технику.
Несколько непривычная органная манера
аккомпанемента, с длинными аккордами и мягким
звуком, пришлась весьма кстати именно для этой
записи. Из-за того, что барабаны - едва ли не
главный инструмент в этом трио, контрабасисту
Фреду Хопкинсу приходится в одиночку выполнять
функции ритм-секции. Удивительно, но он не только
блестяще справляется с этой задачей, но и
успевает солировать. Впрочем, чего еще ждать от
постоянного участника ансамблей Дэвида Мюррея,
Генри Треджила и Хемиета Блюетта? Самое
неожиданное в этом альбоме то, что здесь нет
обычных для записей барабанщиков соло на
ударных. Ударные, которых здесь великое
множество, играют много, но все партии тщательно
выверены, а количество производимых ими звуков
довольно скупо дозировано. Мне кажется, что
именно эта манера игры Боуна во многом
обеспечивает успех музыкантов, с которыми он
работает. |
|
Misha Mengelberg Trio
"No Idea"
(DIW, 1997) |
|
|
Родившийся на Украине, но всю
жизнь живущий в Голландии пианист Миша
Менгельберг, к сожалению, не так часто радует
слушателей своими работами. Его дискография за
более чем тридцатилетнюю карьеру насчитывает
чуть больше десяти альбомов, в которых имя
пианиста вынесено на обложку. Еще в 60-х
Менгельберг играл с Эриком Долфи, а позже работал
с такими музыкантами, как Ли Конитц, Стив Лейси и
Джон Зорн. Именно Зорн стал инициатором и
продюсером двух альбомов фортепианного трио
Миши Менгельберга, вышедших на японских лейблах
Avant и DIW. Все вещи на альбоме No Idea - стандарты, за
исключением первой, которая и дала название
альбому. Остальные участники трио - это Грег Коэн
(контрабас) и Джой Барон (ударные). Оба музыканта
принимают активное участие в большинстве
проектов, организованных Джоном Зорном, поэтому
неудивительно, что и для этой сессии были выбраны
именно они. Еще один немаловажный участник
записи - звукорежиссер Джим Андерсон, который
записал и свел этот альбом на студии Sound on Sound.
Сказать, что звук получился хорошим - это все
равно что не сказать ничего. Более естественного
звука мне, честно говоря, на компакт-дисках
слушать не доводилось. Но главное в этой
пластинке, конечно, не прекрасный звук, а сама
музыка в исполнении одного из лучших европейских
джазовых пианистов. Кол Портер и Дюк Эллингтон,
Курт Вайль и Джордж Гершвин, бережно
аранжированные и безукоризненно сыгранные,
составляют основу No Idea. Как и на любом другом
уважающем себя альбоме баллад, не обошлось без
пьесы You Don't Know What Love Is. Все вещи сыграны очень
технично и вместе с тем нежно. В игре
Менгельберга чувствуется академическая школа,
сочетающая некоторую резкость акцентов с мягким
туше. Жаль только, что продукция японских фирм
пока с большим трудом попадает к слушателям, а
информация о ней и вовсе отсутствует. (В Америке
DIW/Avant вообще не имели дистрибьюции до 1998 г., когда
за нее взялись Koch International; забавно, что при этом в
Москве у японских лейблов дистрибьютор работает
уже четыре года! - ред.) Если бы не этот
прискорбный факт, не миновать альбому No Idea успеха
у широкой публики. Перед нами именно тот случай,
когда и самый взыскательный меломан, и
придирчивый аудиофил, и неискушенный слушатель
не останутся равнодушными! |
|
Иван Шокин
|
|
Misha Alperin
"First Impression"
(ECM, 1999) |
|
|
Новый альбом выдающегося
пианиста Михаила Альперина, живущего теперь в
Осло, в продажу пока не поступил - мы рецензируем
его благодаря любезности одного из участников
записи, валторниста Аркадия Шилклопера, который
предоставил нам сигнальный экземпляр. Это третий
альбом Альперина на ведущем европейском
джазовом лейбле ЕСМ и первый, где участвует
великолепный британский саксофонист Джон
Сурман.
Сразу хочу сказать - альбом странный.
Планировалась запись с Туре Брунборгом,
норвежским саксофонистом, с которым Альперин
записал свой предыдущий альбом для ЕСМ - North Story
(1997). Но у Брунборга произошла трагедия в семье, и
он на некоторое время вообще удалился от музыки.
Тогда генпродюсер ЕСМ Манфред Айхер волевым
решением привязал к ансамблю Джона Сурмана.
Сурман - безусловно великий музыкант и, в
принципе, хорошо справился с задачей войти в
малознакомый ему мир музыки Альперина, круто
замешанный одновременно на восточноевропейском
фольклоре и идеях норвежского джаза 70-х. Но
спонтанное музицирование бывает интересно
кому-то, кроме его участников, далеко не всегда.
Да, большая часть музыки "Первого
впечатления" создает у слушателя определенное
настроение (как водится в стилистике ЕСМ -
элегически-медитативное), и с этой точки зрения
соблюдена и эстетика ЕСМ, и предполагаемая
сверхзадача альбома. Но уж больно расплывчата,
рыхловата эта большая часть. Пик альбома -
безусловно, "Movement", по словам Шилклопера -
единственная "подготовленная", то есть
компонированная, заранее сочиненная (как еще
сказать?) пьеса. В остальном - знакомые
романтичные гулы валторны Шиклопера, четкая
работа перкуссивной группы (опытнейший
барабанщик Йон Кристенсен и перкуссионист
Ханс-Кристиан Кьос Серенсен) и контрабасиста
(Терье Гевелт), меланхоличное фортепиано
Альперина и весьма изобретательные и красивые
саксофоны (сопрано и баритон) Сурмана... Целого
только маловато. Во всяком случае - меньше, чем на
предыдущих ЕСМ-овских работах Альперина. В этом
отношении к его релизам на немецком Jaro и
московской "Богеме" я отношусь лучше. Не
поймите меня неправильно: First Impression - отличная
работа, но по уровню несколько ниже предыдущих
работ того же автора. Вот. |
|
Сборник
"Джаз у старой крепости-97" / Jazz at the Old Fortress"
(Helicon Jazz Club, 1998) |
|
|
Компакт-диски серии "Джаз у
старой крепости" выпускаются новокузнецким
джаз-клубом "Геликон" по материалам
одноименного джазового фестиваля ежегодно,
начиная с 1993 г. Вот дошла очередь и до записей с
фестиваля-97. Сотрудничество с "Мелодией",
которая печатала первые диски, давно
прекратилось, и "Геликон" превратился в
собственный лейбл (впрочем, если судить по
каталожному номеру, релизов на лейбле пока всего
семь).
Альбом представляет любопытный срез российского
фестивального джаза второй половины 90-х- то, что
добирается до Сибири; тут вам и Игорь Бутман со
своими зарубежными гостями, и пара москвичей, и
пара питерцев, и местные музыканты. Сибирский
джаз представлен двумя составами. Альбом
открывает модный "Регги новокузнецкого
фестиваля" в исполнении новосибирского
квартета пианиста Евгения Серебренникова с
атомным Олегом Петриковым на басу (на обложке он
значится контрабасистом, но звучит, кажется,
бас-гитара). Далее идут два трека
"Балтийско-сибирского проекта". За
фортепиано - организатор фестиваля и главный
вождь новокузнецкого джаза Анатолий Берестов,
трубач (Андрей Лобанов) и контрабасист (Владимир
Лещинский) - из Новосибирска, а вот вокалистка
Анна Гузикова - и впрямь с Балтики, из
Санкт-Петербурга. Странно, я слышал о ней много
хороших отзывов, а представленные два трека по
вокалу трудно назвать иначе чем
самодеятельными... Молодой московский пианист
Яков Окунь играет с московской же ритм-секцией
один неплохой номер, и с той же ритм-секцией в
конце альбома два номера играет его отец Михаил
Окунь (тоже пианист) и тенорист Стас Григорьев.
Все это, так сказать, гарнир; главное же блюдо -
два трека (странно, почему не больше)
российско-американского суперквартета: Андрей
Кондаков (фортепиано), Игорь Бутман
(тенор-саксофон), Эдди Гомес (контрабас) и Ленни
Уайт (барабаны). Представлены две великолепные
авторские вещи Андрея Кондакова - слушаешь и
кусаешь локти, почему сделанная в Нью-Йорке
студийная запись этого состава с авторским
материалом до сих пор лежит мертвым грузом, а
наспех сделанная в Москве куда менее интересная
запись вышла огромным тиражом на "Союзе"...
В целом - обычный фестивальный сборник, только
вот по крайней мере два предшествовавших ему в
этой серии были интереснее...
Отдельно хочется сказать о качестве издания.
Внутри буклета есть гордая реклама
дизайнерско-полиграфической фирмы, которая
альбом готовила. Постыдились бы, ребята... Не
экономьте на корректорах, "спеллер"
текстового процессора "МС Ворд" не заменит
корректора никогда! В английском варианте
обложки читаем: Igor Bootman (на самом деле Butman), Eddy Homes
(на самом деле Gomez), Lanny White (на самом деле Lenny), Antonio
Karlos "Korkovado" (на самом деле - Antonio Carlos Jobim, Corcovado)
и т.п. Может, и хочется послушать то, что внутри, но
такой, с позволения сказать, "дизайн"
отбивает всякое желание... |
|
Анатолий Берестов
"Незатейливые фантазии на темы И.С. Баха"
(Bach For Fun)
(Helicon Jazz Club, 1997) |
|
|
Глава новокузнецкого
джазового движения Анатолия Берестов - не только
организатор фестивалей и джаз-клуба, он еще и
прекрасный пианист. Да, в истории джаза уже были
попытки играть Баха так - контрабас и ударные
деликатно и ровно отсчитывают доли, а фортепиано
в быстром темпе излагает инвенции вполне по
баховскому нотному тексту, после чего некоторое
время импровизирует - то в том же
мелодико-гармоническом языке, то подпуская
чуть-чуть "блюзовых нот". Были такие попытки,
причем куда более известные. И тем не менее
попытка Анатолия Берестова от этого не
становится менее интересной. Во всяком случае,
хоть фантазии и в самом деле "незатейливы",
слушать это очень приятно и интересно, а игра
музыкантов вовсе не вызывает, как это случается с
отечественными джазовыми записями, ощущения
неловкости. Наоборот, игра превосходна. Звук - не
открытие, но вполне "фирменный" (Александр
Кирилов, студия Новосибирской филармонии).
Короче - этому альбому куда лучше подходит его
английское название ("Бах для удовольствия"
или, если пользоваться отвратительным
современным новоязом - "Бах по кайфу"). И в
самом деле - по кайфу. |
|
Константин Волков
|
|
На первую
страницу номера |
|