Выпуск
# 22 |
Рецензии
|
* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени.
|
|
Miles Davis
-
"Miles Davis At Newport 1958"
Columbia/Legacy, 2001
40:22
* * * *
|
|
Случившееся в мае 75-летие со дня рождения Майлса Дэвиса неизбежно вызвало гигантскую волну переизданий, тем более что Майлс - одна из самых культовых фигур в истории джаза и большинство переизданий просто обречено на успех. Тем более если материал давно превратился в филофоническую редкость (концерт секстета Дэвиса на Ньюпортском фестивале 3 июля 1958 г. издавался на виниле в 64-м, а на CD - в 82-м). И тем более, если он показывает один из лучших составов Майлса (тот, которым восемь месяцев спустя был записан эпохальный альбом "Kind Of Blue") не совсем в том контексте, в котором ожидаешь его услышать. "Kind Of Blue" - первая эпическая песнь начинающейся эры модального джаза; на Ньюпорте же секстет играет куда менее концептуальную, но куда более горячую и, с позволения сказать, более простую музыку (среди тем наличествуют даже стандартные-престандартные "Straight, No Chaser" и "Bye Bye Blackbird"). Даже мечтательный и интровертный пианист Билл Эванс, единственный белый в ансамбле, звучит здесь почти "горячо". И тем не менее все легко узнается: километровые лавинообразные соло Джона Колтрейна и куда более изящно (и, возможно, менее "прогрессивно") структурированные эпизоды Кэннонболла Эддерли, загадочная и страстная труба самого Майлса с характерными интонационными шероховатостями и четкая работа ритм-секции Пол Чэмберс - Джимми Кобб (кстати, барабаны последнего звучат куда жарче и мощнее, чем в студии). Есть одно только "но": это - концертная, более того - фестивальная запись, и все длинноты, провисания и сумбурноватые нестыковки не очень отрепетированного (судя по некоторым деталям) концертного исполнения так и лезут в уши. Неудивительно: к тому моменту Эванс и Кобб играли у Дэвиса всего шесть недель (заметно, скажем, как пианист выпадает из характерного среднетемпового грува в "Straight, No Chaser", заданного Чэмберсом).
Сухой, временами с заметным дисбалансом звук этого альбома хорошо знаком по многим другим записям из Ньюпорта, в оригинале спродюсированным Джорджем Авакяном. В те времена еще не умели бороться с этими типичными недостатками концертных записей, сделанных на открытом воздухе без возможности подмешать в звук "сумму" с отражениями от стен зала. Однако, как и в других подобных работах, творческая их значимость превосходит техническое несовершенство.
|
|
|
Scott Hamilton
-
"Jazz Signatures"
Concord, 2001
57:45
* * *
|
|
В джазе есть консерваторы. Они делятся на консерваторов от сердца и консерваторов от головы. Первые сохраняют традицию живой, вторые подвергают ее вторичной консервации и превращают в музейный экспонат. Скотт Хэмилтон объединяет оба подхода. С детства он любил саксофонистов типа Бена Уэбстера, и когда он в конце 70-х вырвался из родного Провиденса на простор клубной сцены Нью-Йорка, все ахнули: одетый, причесанный и набриолиненный по моде 40-х, саксофонист звучал так, будто на дворе 43-й год и никто еще не слыхал никакого бибопа! Собственно, так Хэмилтон звучит и сегодня, хотя за двадцать лет карьеры в грамзаписи в его игре, кроме незримой тени старика Уэбстера, появились и нотки из творческого арсенала более поздних тенористов, вроде Зута Симса и Стэна Гетца, образовав в результате довольно индивидуальную, но все равно отчаянно ностальгическую и нарочито, принципиально старомодную манеру.
Его очередной альбом на Concord, для которой он записывается больше двадцати лет, мало чем отличается от множества предшествовавших - хотя, по его словам, он "концептуален", призван создать галерею мини-портретов тех, чью музыку он играет (Билли Стрейхорн, Дейв Брубек, Фэтс Уоллер и т.д.). Возможно, это ему и удается; важно другое - неколебимо верный своему принципиально консервативному стилю, Хэмилтон создает для своего слушателя вполне комфортное (хотя и скучноватое) звуковое пространство эдакого Старого Доброго Джаза, которое для некоторых и есть джаз вообще.
|
|
|
Alexander Oseichuk
-
"Forgive Us, Duke"
Мистерия звука, 2001
57:04
* * *
|
|
Профессор Александр Осейчук обучает молодых джазменов в Гнесинке уже не первое десятилетие. Помимо того, что ему удается воспитывать солистов мирового класса, он и сам музыкант первоклассный - в России, да и в мире не так уж много альт-саксофонистов с такой блестящей техникой, работающих в чистом straight-ahead направлении. На этом альбоме выпущена его концертная программа 1999-го года, посвященная, естественно, Эллингтону (напомню, то был год столетия Дюка). Не очень ясно, за что именно Осейчук просит на обложке прощения у Дюка - может быть, за саму обложку с ее домодельным дизайном? Альбом, во всяком случае, весьма достойный, хотя и представляет не самую лучшую версию квартета Осейчука. Барабанщик Петр Талалай хорош, а вот пианист мог бы быть и поживее (Всеволод Тимофеев - музыкант очень грамотный и техничный, но какой-то замороженный). Впрочем, есть еще кое-что, за что можно просить прощения: запись (не указано, где именно записано). Насыщенный и яркий в концертном звучании, альт Осейчука то и дело уползает на второй план, размываясь попсовой реверберацией и нехарактерно писклявой тембровой окраской; барабаны же, напротив, торчат на переднем плане, имея довольно рыхлый и непродуманный баланс внутри самой установки. Если бы запись делалась в более джазовой манере, если бы баланс был приближен к натуральному, а звучание - к естественно-акустическому, - альбом бы только выиграл.
Константин Волков
|
|
На
первую страницу номера |
|