Насчет Ноева Ковчега - это, возможно, не такое уж преувеличение. В советские времена армянские историки доказывали, что дудук, небольшой духовой инструмент типа гобоя, был известен за тысячу лет до рождества Христова и даже до государства Урарту, которое в мое время проходили в школе как "самое древнее на территории СССР".
Правда это или нет - не так уж, в конце концов, важно, когда задаешься вопросом, а почему в эпоху поголовной компьютеризации, в том числе и техно-музыки, начинается откат на тысячи лет назад в виде моды на так называемую "мировую" или "этническую" музыку. Джаз - как мы знаем, не исключение.
Случайно ли одновременно с гастролями Гаспаряна затевает свой собственный лейбл один из самых рафинированных московских музыкантов - пианист и композитор Антон Батагов - и начинает с музыки ламаистских ритуалов?
Откуда интерес к шаманским бубнам и песнопениям духоборов и даже весьма многочисленные (вопреки саморекламе Московской Театральной олимпиады) попытки соединить все это в разнообразных "полифониях мира"?
Почему гнездо музыкальной "альтернативы" и всякого другого авангарда, культурный центр "Дом", выпускает за номером один диск дважды народного и трижды заслуженного артиста СССР Дживана Гаспаряна на своем собственном лейбле (хотя у худрука "Дома" есть и другая компания звукозаписи - унаследованные от покойного Сергея Курехина "Длинные руки")? И раскручивает этот диск концертом в филармоническом Зале имени Чайковского?
Да все потому же, почему в политике "зеленые" теснят и правых и левых. Потому что человек -это человек, то есть дитя природы, и для того, чтобы освоить компьютерный беспредел, требуется буквально все начинать с самого начала.
И еще - это реакция на остроту авангарда. "Наглотавшись серной кислоты, человек будет пить спасительный сироп", - сказал еще в 50-е композитор Артур Онеггер.
Сладостный дудук - и есть тот сироп. Инструмент, распространенный и в Азербайджане и в Грузии делается (ну в точности по Остапу Бендеру) из урюка, из корня абрикосового дерева. И, несмотря на то, что маэстро Гаспарян - профессор Ереванской консерватории, дудук - полное отрицание академической культуры. Диапазон его - не больше, чем нужно для застольного пения. Мажоро-минор хоть и вполне допустим, но естественнее звучит все-таки модальность, а не тональность. И мастерство измеряется не количеством нот на единицу времени, как на исполнительских конкурсах, а качеством звука - в том числе и дама, бурдона (drone), исполняемого одним или двумя аккомпанирующими дудуками (теперь есть и басовый, напоминающий изогнутое сопранино). Извлекаемая на дудуках при помощи циркулярного дыхания загадочно непрерывная тоника на всем Востоке символизирует то ли вечность, то ли бесконечность. По сравнению с дудуком все другие такие же инструменты - пронзительны и гнусавы, даже близкая родственница - зурна. Жаль, инструменты с двойными тростями, несмотря на все усилия Юсефа Латифа и Линдсей Купер, пока так и не вписались в джазовый consort.
Со стороны кажется, что звук дудука полон неизбывной ностальгии, чтобы не сказать проще - тоски. Обязательно вспоминают геноцид 1915-го года, землетрясение 1988 года, гору Арарат на армянском гербе, которая на самом деле принадлежит большей частью сопредельной Турции.
Да, Гаспарян берет микрофон и надтреснутым уже от возраста, но еще утратившим выразительности тенором поет что-то, в чем можно разобрать и слово "Спитак".
А не так давно самый известный в мире армянский музыкант выступал в составе группы модного швейцарского арфиста Андреаса Фолленвайдера - вроде бы в стане врага - хедлайнером на джаз-фестивале в Турции. И без всякого смущения сообщает о том, что планируется запись с турецким национальным оркестром.
И в который уже раз рассказывает, как на какой-то "декаде" национальной культуры еще в 40-е предстал перед самим Сталиным. Кремлевскому горцу - само собой - понравилось, он одарил подростка часами. "Правда, я их потом в трудную минуту продал", - признается теперь маэстро. Рассказывает он, полвека спустя очутился в Калифорнии с 20 центами в кармане, и пришлось играть в армянском ресторане, куда приходил его соотечественник, ставший классиком американской литературы - писатель Уильям Сароян. И получил от соотечественника дудук в подарок.
Дудук вообще - инструмент застольный, он хорош даже тогда, когда пирующие пускаются в пляс. Но, все-таки, - негромкий, камерный; в любом случае - это не уличная зурна. В зале имени Чайковского ансамбль Гаспаряна пришлось усиливать; в результате старинный ручной барабан грохотал как целая рок-группа. Тогда, уже на бис, каждый из дудукистов берет в руки зурну, встает впереди своего микрофона, и - все равно- их "парад-алле" отчетливо слышно во всем двухтысячном зале.
Дживан Гаспарян и его ансамбль сыграли все, что положено: и армянских классиков - Комитаса и Саят-Нову, и - разумеется - лейтмотив из "Гладиатора", за который маэстро Гаспарян удостоился "Золотого Глобуса", премии американских кинокритиков. Дудук Гаспаряна звучал и у его канадского соотечественника Атома Эгояна , и в других саундтреках всех жанров, от "Русского дома" и "Ворона" до "Сейджа" и "Онегина". Есть дудук и в "Последнем искушении Христа" (правда. играет там не сам Гаспарян, а один из его учеников). Несмотря на то, что армянская диаспора в Москве многочисленна, лучше всего публика принимала все-таки не ностальгический репертуар, а поп-шоу - виртуозные соло на кеманче и восточных гуслях-кануне, раскатистые барабанные дроби и соловьиные трели на свирелях.
На ура проходит и новейший шлягер Гаспаряна, еще не обработанный ни Питером Гэбриэлом, ни его канадским коллегой Майклом Бруком - забавный номер с вальсом в середине. Маэстро уверяет, что это -его собственное сочинение. Но все, кто учился хотя бы детской музыкальной школе, узнают в этом вальсе какой-то клавесинный менуэт из педагогического репертуара. Что ж, и поэтому тоже дудук Гаспаряна - это народная музыка. Древняя, как Арарат (без кавычек, "Арарат" в кавычках - это спонсор концерта). И как Ноев ковчег. Без кавычек.
Дмитрий Ухов
Фрагмент этого текста был опубликован в газете "Ведомости" от
24.05.01
|