Вечером 18 апреля на фестивале играло Moscow Art Trio и французский состав Di-Dji-Doux Orchestra. Музыканты Moscow Art Trio - пианист Миша Альперин (Норвегия) и москвичи Аркадий Шилклопер (валторна, флюгельгорн) и Сергей Старостин (вокал, фольклорные духовые) показали отточенный и доведенный до эстетического совершенства вариант новой программы, наброски которой были сыграны в Москве год назад - программы, которая, по словам самих музыкантов, вдохнула новую жизнь в коллектив, существующий уже десять лет. Как и прежде, трио представляет непростую музыку со значительным композиторским элементом и строго дозированной импровизацией, лежащей далеко от коммерческих стандартов американского джазового мэйнстрима.
Di-Dji-Doux Orchestra из Франции руководит... бывший заместитель министра культуры Французской республики трубач Ален Брюнэ. Название коллектива происходит от наименование австрало-полинезийского деревянного духового инструмента диджериду, который входит в состав французского ансамбля, с успехом заменяя ему бас и клавишные одновременно.
Исполнитель на этой диковинной дудке Бертран Герэн и сам живет во Французской Полинезии, на Маркизских островах, и обладает совершенно фантастической техникой игры на своем инструменте, извлекая из него непрерывный поток низкочастотного звука с колоссальным количеством меняющихся обертонов. Все в целом, хоть слегка и отдавало поздним Майлсом Дэвисом, носило несомненно индивидуальный и живой характер и было замешано как на франко-полинезийском фольклоре, так и на трип-хопе модного звучания.
19 апреля на фестивале играл американско-российский квинтет с участием саксофониста Рави Колтрейна (сына легендарного Джона Колтрейна), гитариста Пола Болленбэка и барабанщика Ральфа Питерсона-мл., а также российского пианиста Андрея Кондакова и живущего в Нью-Йорке контрабасиста Дмитрия Колесника, показав программу, которая состояла исключительно из авторских композиций Ральфа Питерсона, Андрея Кондакова, Пола Болленбэка и Рави Колтрейна и по накалу, уровню исполнения и мастерству музыкантов стояла на передовых рубежах современного джаза.
По словам продюсировавшего приезд этого коллектива на фестиваль пианиста Андрея Кондакова, в составе за два дня до приезда в Россию произошла замена - внезапно, в нарушение всех контрактов, от участия в нем отказался барабанщик Джефф "Тэйн" Уоттс, но на замену ему буквально за один день был выписан даже более именитый и уж точно более даровитый ударник - Ральф Питерсон-мл.
Ральф Питерсон родился в Нью-Джерси в 1962 г. и получил блестящее музыкальное образование в Университете Ратгерс в Нью-Бранзвике. Когда Ральфу был 21 год, он повстречался с великим барабанщиком Артом Блэйки и был приглашен участвовать в его биг-бэнде в качестве второго ударника. Они сотрудничали до самой смерти Блэйки в 1990 г., так что Питерсон с гордостью носит титул "последнего барабанщика Jazz
Messengers".
Сразу после окончания Ратгерса в 1985 г. Ральф стал постоянным участником ансамблей таких гигантов, как трубач Джон Фаддис и пианист Уолтер Дэвис-мл. Сразу обретя отличную репутацию, за следующие полтора десятилетия он смог добавить к своему резюме записи и турне с такими гигантами современного джаза, как Стенли Таррентайн, Теренс Бланшард, Майкл Бреккер, оркестр Каунта Бэйси, Брэнфорд Марсалис, Дэвид Мюррей и Бетти Картер. Не чужд Ральф и экспериментальным направлениям джаза: он играл с такими лидерами нью-йоркского даунтаун-авангарда, как пианист Юри Кэйн, а также с лучшим трубачом конца 90-х - Томом Харреллом.
С конца 80-х Ральф Питерсон выпустил десять альбомов как лидер собственного ансамбля, шесть из которых вышло на престижном лейбле Blue Note. Наиболее успешная инкарнация его собственной группы, The Fo'tet, существует уже десять лет.
Питерсон много преподает - в настоящее время параллельно в Университете Лонг-Айленда, нью-йоркской Новой Школе и своей alma mater - Университете Ратгерс.
На концерте "Богемы-Джазз" экспансивный и звучный Питерсон в тандеме с надежным и крепким басистом Колесником обеспечил мощную ритмическую поддержку ансамбля, а кроме того - развлек публику почти что цирковым номером: исполнил "My Funny Valentine" на... карманной трубе. На трубе он учился играть в детстве и явно кое-какие навыки подрастерял, но это было забавно.
В тот же вечер в гостинице "Украина" состоялась business party фестиваля, в ходе которой были вручены традиционные премии "Джаз-Богема". В этом году их получили преподаватель Петр Петрухин, вокалист и клавишник Сергей Манукян, пианист Андрей Кондаков, певица Валентина Пономарева и директор фестиваля "Джазовая провинция" пианист Леонид Винцкевич. Лауреаты получили подарки от компании Swarowsky (хрустальные фигурки, которые и являются воплощением премии), а также бытовую технику от Ассоциации торговцев и производителей электробытовой и компьютерной техники. На сцене выступали дети-воспитанники ансамбля Петра Петрухина, французский трубач Ален Брюнэ (особенно он блистал в дуэте с петербургским пианистом Андреем Кондаковым), московский пианист Даниил Крамер и др. Среди гостей вечеринки были замечены: вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко, заместитель председателя Московской городской думы Александр Крутов, член комитета Государственной думы РФ по культуре Юрий Родионов, генеральный директор РТР Александр Акопов и др.
"День традиционного джаза" 20 апреля представил еще одну традицию фестиваля - певицу из Сан-Франциско Дениз Перье, которая на фестивале "Богемы" пела в третий раз. Опытная (ее, начинающую, еще аж в 1959 г. похвалил сам Луи Армстронг), много повидавшая (объездила полмира, работала для американских войск в Индокитае и т.п.) и неотразимая по своей "истинно джазовой" манере и безусловной сценической хватке, она взаимодействовала на сцене с петербургскими джазменами, доказав, что джаз - язык истинно интернациональный. Собственно, сопровождал ее квартет Андрея Кондакова (саксофонист Игорь Тимофеев, басист Григорий Воскобойник и барабанщик Сергей Остроумов), но сам Кондаков сумел сыграть с Дениз только две композиции (у него вечером был еще один концерт), после чего за роялем его сменил москвич Иван Фармаковский.
И, наконец, "День джаз-рока", 21 апреля. Три года назад каталог дисков "Богемы" начинался с антологии записей "Арсенала" саксофониста Алексея Козлова, который в массовом сознании по большей части и олицетворяет отечественный джаз. Вот "Арсенал"-то и играл. Новый "Арсенал", конечно: из ветеранов в нем - один Козлов, все остальные - намного моложе. Была показана обширная программа, включавшая и новые композиции, и классические хиты прежнего "Арсенала". Все в целом призвано было, помимо прочего, представить публике только что вышедший на "Богеме" альбом "Алексей Козлов. Антология".
Таким был третий фестиваль "Богемы". Кстати, его итоги генеральный продюсер "Богемы" Андрей Феофанов 23 апреля обсудил с пользователями Интернета в чате, транскрипт которого мы сегодня публикуем в рубрике "Говорите, вас слушают".
|