Юбилейная, 35-я международная ярмарка грамзаписи
MIDEM прошла 21-25 января - как обычно, в маленьком, но фешенебельном курортном городке Канн на Лазурном берегу французского Прованса. Пять дней Дворец конгрессов, где ежегодно проводятся десятки международных встреч (включая знаменитый летний Каннский кинофестиваль), был заполнен представителями тысяч компаний грамзаписи со всего мира. Организаторы (парижская компания Reed-Midem Organisation) утверждают, что никогда ранее MIDEM не имел такого размаха. Конечно, основная доля пришлась на "участников без стенда", которые ходили по просторам Дворца Конгрессов просто толпами, но и полноценных стендов было множество, а точнее - 4943: выставочная часть ярмарки заняла два гигантских уровня двух зданий, собственно Дворца и огромной пристройки Эспас-Ривьера.
Первое впечатление - это что в мире больше всего производится джаза и world music. На третьем месте - академическая музыка, далее - количественно - разнообразная электроника. Рок и особенно поп-музыка на MIDEM представлены крайне скромно. Это и не удивительно: во-первых, эти жанры в основном подмяты транснациональными мэйджор-лейблами типа EMI, Sony и Warner Brothers, которые на MIDEM были представлены крайне незначительно и в основном не главными своими подразделениями, а во-вторых - у них есть свои мероприятия, например - проходящая в августе в Кельне ярмарка Pop-Komm (название которой говорит само за себя).
Среди джазовых компаний были представлены очень многие из тех независимых лейблов, что оказывают решающее влияние на творческий процесс в этом виде музыкального искусства - от американцев из аудиофильного Telarc, авангардного Knitmedia или добротного Arkadia до немцев из Enja и ECM или австрийцев из Extraplatten. То же касается и всех направлений world music.
Интересно, что среди участников ярмарки наибольшее количество компаний зарегистрировано в Великобритании (768). Следующие три места по численности занимали делегации США (719), Франции (554) и Германии (400 компаний). Впрочем, ни одна из этих стран не выступала консолидированно, а вот часть делегаций Австрии, Японии, Финляндии, Швеции и других стран выступала единым фронтом, занимая единый крупный стенд с общей информационной политикой (что, впрочем, на пользу мелким участникам из этих стран, терявшимся среди своих национальных "мэйджоров", не шло).
Конечно, говорить о сколько-нибудь заметном и тем более консолидированном участии России в форуме не приходится. Стендами, кажется, были представлены только ГЦКЗ "Россия" (рекламировавший себя как "ваш ключ к туру по России") и Музей музыкальной культуры им. Глинки - впрочем, последний рекламировал не музей как таковой, а выпускаемую им коллекцию уникальных CD, так что участвовал по делу. Кроме того, ряд российских компаний приехал на MIDEM в поисках дистрибьюции для своей продукции или (новое веяние на нашем пораженном пиратством рынке!) законных лицензий на те виды музыки, которые легально на российском рынке представлены слабо и в основном супердорогой для нашего покупателя импортной конечной продукцией западных лейблов.
Помимо собственно ярмарки, MIDEM предлагал довольно много любопытных мероприятий. 22 января в Большом зале Дворца отмечалось 35-летие самого MIDEM и братского джазового фестиваля в Монтре, а также юбилей творческой деятельности директора этого фестиваля - Клода Нобса. Концерт открыла молодая темнокожая певица Дина, представленная как "лучшее открытие Atlantic Records", но продемонстрировавшая довольно заурядный поп-соул. Зато вслед за ней вышел и вызвал овацию фантастической по технике и абсолютно нетрадиционной по идеям игрой на бас-гитаре камерунец Ричард Бона (в особенный восторг публику привело его изысканное пение на родном языке), который, в свою очередь, пригласил музыканта просто легендарного - гитариста Джона Маклохлина.
Поиграв соло, тот вызвал еще одного титана - пианиста Хэрби Хэнкока. Наконец, все трое объединились на сцене, вызвав - в виде сюрприза - еще одного музыканта, которым оказался саксофонист Джошуа Редмэн. Четыре абсолютно разноплановых музыканта, принадлежащий к разным культурам, стилям, поколениям и народам, устроили захватывающий джем, продолжавшийся заполночь и завершившийся поздравлениями в адрес Клода Нобса. И после этого часть публики еще отправилась в фешенебельный отель Carlton, в джаз-клубе которого поздравлять Нобса продолжал прославленный Vienna Art Orchestra со специальным гостем - российским валторнистом Аркадием Шилклопером.
Еще одно яркое событие в программе ярмарки - "Ночь натурального фламенко" 24 января. Это шоу, подготовленное и проведенное Испанским Авторским обществом, было посвящено предствлению мировой аудитории искусства современного импровизационного фламенко-фьюжн. Правда, на сцене не было отца жанра - величайшего новатора испано-цыганской импровизационной музыки гитариста Пако де Лусия, но было около сорока других ярких звезд этого мало известного в нашей стране, но заслуживающего самого пристального внимания направления - от джазового трио каталонского басиста Карлеса Бенавента и саксофониста Хорхе Пардо до всемирно известного танцора фламенко, кордобского цыгана Хоакина Кортеса. Среди других имен (повторюсь, их было почти четыре десятка) - Диего Карраско, Раймундо Амадор, Хоан Валент... Отлично поставленное и срежиссированное действо длилось больше двух часов без перерыва, и в нем нашлось место и камерному оркестру, и целому театру песни, и сольной гитаре, и джазовым импровизациям, и фантастическим танцам Кортеса. Надо ли говорить, что двухтысячная аудитория с первых тактов вспыхнула, как порох, и потом долго не отпускала испанских артистов со сцены.
Короче говоря, в программе MIDEM нашлось место самым разноплановым мероприятиям и событиям. Но главным все-таки была сама ярмарка, ведь тысячи участников съехались вовсе не для того, чтобы только послушать пусть даже самые выдающиеся концерты. И, судя по всему, ярмарка оправдала ожидания всех ее участников. Мировой индустрии грамзаписи дан очередной импульс, который будет тем или иным образом влиять на ее развитие в следующие месяцы.
Кирилл Мошков
Полностью материал будет опубликован в журнале "Звукорежиссер"
|