Напоминаю, почему дневник "расплывчатый": на мой блокнот, в который я заносил все, что положено путешественнику, каким-то образом пролилась некая безалкогольная, но от этого не менее едкая жидкость. Так что некоторые факты восстанавливаю по памяти - и уж не обессудьте.
Первая часть, посвященная пребыванию в Чикаго, была опубликована в
#40-2000.
Читателям "Полного джаза" повезло: даже не каждый бумажный западноевропейский орган может похвастать такими постоянными корреспондентами в Нью-Йорке, как Николай Левиновский и Иван Шокин, по-разному понимающими джаз и - соответственно - пишущими о принципиально разных вещах, в общем - охватывающих почти все, что касается джаза и его окрестностей. Но, все-таки, джазовый (и, наверное, не только джазовый) мир делится на Нью-Йорк и все остальное, и постоянным корреспондентам всего не охватить.
Мне тоже в жизни, по крайней мере, один раз повезло: в свой первый же день в Нью-Йорке ровно десять лет назад (хоть и не такой сверхдлинный день, как обычно у прилетающих русских, поскольку через океан я летел из Брюсселя) я попал на концерт в центр новой музыки под названием Roulette. Мало того, что в тот вечер играл квартет Икуэ Мори, о которой очень мило написала недавно Людмила Петрушевская - в цикле "Месяц в Ляплянтии", опубликованном в еженедельнике "Вечерний клуб"; еще одно подтверждение точности ее - нашей писательницы - художественной интуиции! Так после концерта я попал на party к самому Роберту Эшли. Если кто не знает, так это крупнейший в истории американской музыки композитор-экспериментатор; достаточно сказать, что он - наряду с Джоном Кейджем, Мередит Монк и Филипом Глассом - герой документального фильма Питера Гринуэя "Четыре композитора".
Но вспомнил я об этом потому, что как раз в Roulette постоянные корреспонденты "Полного джаза" почему-то не попадают. Может, потому что это не совсем клуб, а просто камерный концертный зал - хоть и в самом сердце Даунтауна (достаточно сказать, что в том же подъезде жили тогда - в этот раз я не обратил внимания - ассистентка Лори Андерсон Рома Баран и Курт Мункейзи (Munkaczi) - звукорежиссер Филипа Гласса).
Хотя, впрочем, там есть маленькая кухня, и чаю - если попросить - вам нальют и, между прочим, за бесплатно. Правда, инфляция свое дело делает. Десять лет назад входные были $5, теперь - $10.
Roulette- очень даже джазовое место: 10 лет назад я попал на концерт сразу трех пианистов/пианисток - Боры Бергмана (Borah Bergman), опытного авангардиста с потрясающей левой рукой (но, увы, неровного; то выступление было не из самых удачных), Майры Мелфорд - будущей суперзвезды нового джаза, но тогда ее первый диск был еще только на подходе; и, наконец, какой-то толстой тетки, у которой не было никакой claim to fame, кроме того, что она была ученицей самого Мортона Фелдмана. Для интересующихся сообщу, что Майра Мелфорд, с которой мы с тех пор состоим в переписке и время от времени встречаемся где-нибудь в Таллинне или Тампере, примерно на полгода или даже год выпадает из публичной джазовой жизни. Пианистка получила грант на изучение ориентальной музыки и буквально за день до моего приезда в Нью-Йорк отбыла в Индию.
За прошедшие десять лет Roulette не стал менее (ново)джазовым местом. Там выступал, например, дуэт музыкантов, которых у нас в принципе должны бы знать - немецкого гитариста Ханса Таммена и вокалистки Дафны Нафтали (это правда, но в основном они известны в Ярославле, где регулярно выступают - ред.). Ханс Таммен сотрудничал с Московским импровизационным сообществом и даже вывез на престижный кассельский фестиваль авангардных искусств Documenta трубача Андрея Соловьева. Между прочим, уже постфактум обнаружил, что гастроли Таммена широко освещались профессиональной американской прессой. Дафна Нафтали тоже у нас была - в прошлом году, и, кажется, тоже где-то выступала, но меня в Москве не было - сама же она считает, что попала в России в "мэйнстримовское" окружение. В начале октября с.г. в Roulette репетировали поэт Стив Далачински и команда, видимо, очень авторитетных рокеров, из которых я узнал только Терстона Мура из Sonic Youth. Впрочем, он-то как раз все чаще и чаще оказывается в контексте новой импровизационной музыки. Репетировали в этой компании, между прочим, и Мэтью Шипп с Уильямом Паркером. Они, надеюсь, в представлении не нуждаются. Жаль, что концерт "Between Traditions: The Sound of Language/The Language of Sound" должен был состояться уже после моего отъезда (и, кстати, не в самом Roulette, а в доселе мне не известном The New York Open Center, впрочем, все там же, в районе Даунтауна. А так - Стив Далачински - может, и не талантливее наших постмодернистов и даже, возможно, не музыкальнее, скажем, Дмитрия А. Пригова, но даже по репетиции можно было сказать, что у поэтов и музыкантов есть те самые общие traditions, которые дают художественный эффект, даже если музыканты находятся "between". Быть может, из-за того, что у нас литература "традиционно" самодостаточна (вспомните, как раньше: "литература и искусство"), за исключением двух-трех литературных имен (одно из которых уже было названо), к (новой) музыке и вообще к звуку у нас больше тяготеют художники, чем поэты и писатели. Объявлены также были концерты австралийского скрипача Джона Роуза, известного по прошлогоднему выступлению в "Доме" с квартетом Slawterhouse. В первой половине октября Роуз проводил в модном месте - "Тонике" - фестиваль струнников The Strung Festival. На нескольких концертах я был, но об этом - в следующий раз. В заключение призываю Ивана Шокина захаживать время от времени в
Roulette. Вас, друзья, тоже. Хотя бы виртуально.
Дмитрий Ухов
|