Об инструментах джаз-банда
С. Гинзбург, СССР
Выше, в статье Серчингера, был
указан классический состав современного
джаз-банда. В виду того, что в него входит
ряд инструментов, мало или совершенно
неизвестных в России, считаю небесполезным
дать несколько пояснительных справок.
Прежде всего, банджо - инструмент
американских негров, завезенный ими из
Африки, где он распространен и теперь под
названием "банья". Он представляет
собой род гитары с длинным грифом, вместо
резонансного ящика у которой служит обруч,
сверху обтянутый кожей, а снизу - открытый.Банджо
имеет обычно 5-9 струн; та из них, которая
предназначена для исполнения мелодии,
прижимается большим пальцем и расположена
возле самых низких из остальных.
Саксофон, саррюсофон и сузафон -
особые разновидности духовых инструментов,
названные по имени их изобретателей,
выдающегося французского
инструментального мастера Адольфа Сакса
(1814-1894), французского же военного
капельмейстера Саррюса (вторая половина XIX
века) американского дирижера и композитора
Джона Филиппа Суза (род. 1854). Из них
особенное значение приобрел саксофон,
представляющий собой соединение медного
корпуса с мундштуком, т.е. металлическую
звучность с деревянной мягкостью
звукоизвлечения. В настоящее время
саксофоны существуют в виде целого
семейства, включающего восемь основных
типов: саксофон-пиколо ("Saxophone aigu"),
сопрановый альтовый, теноровый,
баритоновый, басовый, контрабасовый и
субконтрабасовый (последний впервые
сконструирован в 1904 г.Конном, в штае Индиана).
По своему тембру они отчасти приближаются к
виолончели, кларнету или английскому рожку,
с теми, однако, звуковыми особенностями,
которые свойственны всякому
металлическому инструменту. Следует еще
отметить значительную простоту техники
игры, роднящую саксофон, в бытовом
отношении, с флейтой или гобоем.
Совершенно исключительную роль
играют в джаз-банде ударные инструменты,
которые объеденены в общий механизм,
рассчитанный на одного исполнителя (так
называемый "Schlagzeug" или "traps").
Остальные инструменты более или менее
знакомы русскому читателю, а потому я на них
не буду вовсе останавливаться. Сделаю лишь
еще одно пояснение к статье Грэнджера.
Упоминаемый им негритянский инструмент
маримба представляет собой ничто иное, как
ксилофон, т.-е. набор звучащих деревянных
палочек или пластинок разной величины и
издающих, следовательно, звуки разной
высоты.
Само собой понятно, что
примитивные инструменты, вошедшие в состав
джаз-банда, во многом усложнены и изменены в
своей конструкции. На Западе существуют в
настоящее время даже целые
инструментальные фабрики и мастерские,
избравшие своей специальностью
изготовление и усовершенствование джаз-инструментов.
Так, в последних номерах французского
журнала "Musique et Instruments" (официоза ряда
национальных объединений музыкальной
коммерции и индустрии) появились уже
объявления о двух новых музыкальных
инструментах - как знать - быть может, уже
включенных в джаз-банд. Я говорю о
музыкальной пиле ("la Scie musicale"), по
которой ударяют колотушкой или водят
смычком, одновременно изменяя высоту тона,
посредством ее изгибания, и о так
называемом простом и двойном флекстоне
("Flaix-tone"), дающих возможность получать
ударным путем скользящие хроматические
гаммы в пределах двух октав, как простые,
так и двойными терциями. Во всяком случае,
несомненно, что развитие джаз-инструментария
еще только-только начинается.
|