ENJA
Horst Weber и Matthiuas Winckelmann
Франкфурт сразу после освобождения
Германии американскими войсками стал по праву
считаться "джазовой столицей"
оккупированной страны. Неудивительно, что в 1971
году именно в этом городе два никому неизвестных
бедных студента - Matthiaus Winckelmann и однофамилец
известного в джазовом мире контрабасиста Eberhard
Weber -- Horst Weber - зашли в банк и попросили скромную
ссуду, всего $15,000. После естественного отказа
(ведь деньги просили на основание музыкальной
фирмы) Matthiaus занял нужную сумму у друзей - и с тех
пор началось!
Переехав в Мюнхен из Франкфурта в 1971
году, ENJA (так назвали этот
лейбл), записала своего первого музыканта - Mal
Waldron. Позже стараниями Horst Weber в Европу проникли
японцы. Во Франкфурте зазвучали Terumasa Hino и Masahiko Sato.
К ним присоединились: крутой уже тогда, умеющий
извлекать из простого тромбона трезвучие, Albert
Maengelsdorf и американцы Tommy Flanagan, Chet Baker, Freddy Hubbard и
другие. Слияние европейского авангардного
новоджазового звучания с американским стало
отличительной чертой звукозаписывающей фирмы Enja.
В начале 1986 года Winckelmann и Weber решили
вести работу каждый по-своему индивидуально. Так
появились два лейбла - Enja
Horst Weber и Enja Matthiaus Winckelmann.
Matthiaus стал пристально отслеживать появление
новых направлений в джазе и не только в нем, но и в
так называемой "пограничной" тематике -
проникающей в джаз из рока, из блюза в этнику, в
общем внестилевую музыку. Rabih-Abou Khalil,
Renaud-Garcia
Fons, Maiden-Ballet появились на Европейской джазовой
сцене. В последующие годы Winckelman, уже отдельно от
Horst Weber открыл Enja для всех
музыкальных стилей (кроме попсы, разумеется), и
при фирме были созданы дочерние лейблы TIP TOE и Blues
Beacon, на которых появились блюзовики и
авангардисты: от Montreal Jubilation Gospel Choir и Bukka White до John Zorn и Greetje Bijma, а также Billy Cobham и
Wolfgang Schmidt.
Слияние стилей и культур Востока и
Запада процветало и отражалось на выходящих
пластинках - Subroto Roy Chowdhury и Mangalan, соединяющий
индийскую рагу с фанком, выплеснули свои
чарующие звуки в лица оцепеневших от экстаза
немецких интеллектуалов. Но самым постоянным,
самым записываемым и выпускающимся азиатом стал
Rabin-Abou Khalil - ливанский композитор и на "уде
игрец" (уд /oud/ - род арабской лютни с
неизвестным количеством разных струн), который
просто поселился в студии Enja
(в ней-то уж послаще, чем в Ливане среди
террористов, израильских коммандос, жары и
духоты). Вот кто слил воедино классическую
арабскую, тысячелетиями наработанную, технику и
школу музыки с европейской классическо-джазовой
импровизацией! Не отстали в этом начинании и
другие дети планеты: бразильцы RAIZ DE PEDRA (корни
камней), кубинцы PASAPORTE (не иначе, как мечты о
паспортах, об американских, конечно, покою не
давали - понять их можно - достал Фидель!) и CLAVE Y
GUAGUANCO; турки (как же в Германии без турок!) - OKAY TEMIZ и
прочие, очень классные этнические музыканты.
По оценке Down Beat Enja
стала тем лейблом, который в тяжелых условиях
"холодной войны" - загнивания запада,
образования монополий, слияния, олигархий... ...о
чем это я?! А! Да! При двойственном отношении
европейцев к американской культуре (поляки и
советские диссиденты не в счет), мол засилие
кока-колы, джинсов, жвачки, хот-догов и прочего
камуфляжного и временного, Enja
показала, то-есть записала, выпустила, в магазины
привезла, прямо-таки в рот положила самое лучшее
из американского духа и культуры (именно
культуры, а не масскульта), выявила и подняла над
"застойным болотом посредственностей"
(цитата из книги критика Chuck Berg, пишущего для Down
Beat) великих (Charles Mingus, Eric Dolphy, Tommy Flanagan, K. Mahogani, Chet
Baker, Oliver Jones и родственный ему Elvin и т. д.) и не
известных в Европе музыкантов. Все это не могло
не принести плода: сегодня дотошный аудиофил,
обложившийся каталогами, может насчитать в
Винкельмановском каталоге более 200 дисков - и это
только за 26 лет - не хило!
Недавно ENJA, чью
продукцию сегодня можно купить в большинстве
точек земного шара, а теперь и в России, была
награждена Почетным Призом Германских
Музыкальных Критиков. Решение жюри, в которое
входят более ста критиков, гласило: "Снова и
снова Matthiaus Winckelmann устанавливает стандарт
качества в музыкальном мире. Самые неожиданные
проекты его весьма успешны! Спасибо Вам за
чувство таланта, понимание души артиста,
творческой индивидуальности. Что в целом
характерно..."
A.K. "ZaZa top"-Захаров |