502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Рецензии на джазовые альбомы
    THE GIANCARLO NICOLAI TRIO AND JOHN TCHICAI (LEO RECORDS, 1997)

    Бывает, что называется, странные сближения!... Этот альбом стоит рассматривать и как отличный образчик того, что делает сейчас легендарный лейбл Leo Records, и как классическую иллюстрацию вышеприведенного тезиса о сближениях. История создания этой записи такова. Зимой 85-86 года темнокожий датчанин (или афроамериканец датского происхождения, как угодно) Джон Чикаи, одна из ключевых фигур новой импровизационной музыки 80-х, должен был играть концерт в Лихтенштейне. Он-то туда попал, а вот его группа из Дании - нет: снежные заносы не пустили. Кто-то дал ему телефон молодого швейцарского гитариста Джанкарло Николаи. Тот приехал и сыграл с заокеанской звездой концерт. Прошел год, и Чикаи предложил Джанкарло совместный европейский тур; тот взял свое трио (басист Томас Дурст и барабанщик Уэли Мюллер) - и поехали. Вот этот альбом и есть запись одного из концертов тура, данного в студии Цюрихского радио.
    Пожалуй, этот альбом стоит называть в числе recommended listening для двух категорий слушателей: во-первых, для тех, кто, по меткому выражению моего старшего коллеги и учителя Аркадия Петрова, "входит в джаз через черный ход авангарда", а во-вторых - для тех, кто пресытился традицией, но пока побаивается откровенной "собачатины". В искушенном, композиционно весьма сложном музицировании этого ансамбля есть все характерные элменты европейского "нового джаза", и в то же время назвать это совсем уж "собакой" язык не поворачивается. Скорее, это очень умелое и, так сказать, художественно обоснованное балансирование на грани "полной свободы" (которая, как известно, есть самая догматичная и окостенелая музыка) и "головной" европейской авангардной рок-музыки. Временами от Can здесь даже побольше, чем от Альберта Эйлера.

   RABIH ABOU-KHALIL "ARABIAN WALTZ" (Enja Records, 1996)

RABIH ABOU-KHALIL "ARABIAN WALTZ"   Восьмой и наиболее широко известный альбом ливанца Раби Абу-Халила, играющего на уде - арабском струнном инструменте, внешним видом напоминающем лютню. Уд обладает весьма характерным "темным", глубоким звуком (более самоуглубленным, нежели у лютни) и, кроме того, техника игры на нем сильно зависит от строя традиционной ближневосточной музыки, на нем исполняемой. Тем более интересно слушать уд в эдаком этно-джазовом контексте. Это все очень далеко от стандартов world music, это - смачный, "жирный" акустический фьюжн, круто замешанный на мелодике восточного Средиземноморья. Помимо постоянных партнеров Абу-Халила - тубиста Мишеля Годара и Набила Хайята, играющего на арабских барабанах - здесь еще участвует четвертый музыкант, только четырехголовый - струнный квартет румынского скрипача Александера Баланеску (две скрипки, альт и виолончель). Это ни в коем случае не элемент гармонического заполнения или "подушки" - это полноценный голос ансамбля, играющий в конечном продукте едва ли не более важную роль, чем уд. Закономерно, что такой проект возник в Европе: Франция, Швейцария и - чуть в меньшей степени - Германия сейчас - просто рай для такого рода музыки. Ладно уж Франция - там полно арабского населения и североафриканский rai - едва ли не самый популярный жанр; но даже в Германии, где этнически чуждое население в основном представлено турками, различные поликультурные музыкальные пласты весьма популярны. Достаточно сказать, что одна из трех самых популярных радиостанций Берлина называется Multi Kulti...

    RABIH ABOU-KHALIL "ODD TIMES" (Enja Records, 1997)

RABIH ABOU-KHALIL "ODD TIMES"    Девятый и пока новейший альбом удиста Абу-Халила заметно отличается от предыдущего. Во-первых, это концертная запись, сделанная на концертах в Кельне в мае 1997 г. Во-вторых, помимо трио Абу-Халила - он сам на уде, Мишель Годар на тубе и Набил Хайят на арабских барабанах - здесь участвует еще барабанщик (Марк Носиф), что придает всему проекту почти рок-н-рольную энергетику, и guest star - Ховард Леви (губная гармоника). Благодаря присутствию "гармозы" добавляется еще одно измерение - блюзовое: Леви не играет в буквальном смысле чикагски-фузящих партий а-ля Литтл Уолтер, но общий колорит его игры куда ближе, скажем, к грубоватому блюзмену Билли Бранчу, нежели к европейски изысканному Тутсу Тилмансу. В отличие от гармонической изысканности предыдущей работы, здесь превалирует прямолинейная заразительная энергетика - отчасти потому, что концерт, отчасти - из-за особенностей звучания состава. Ясно, что уд с гармошкой звучит совсем не так, как уд со струнным квартетом, но здесь эта ясность выступает прямо-таки формообразующим элементом. Лично мне особенно нравится ребячливый и заводной последний трек с говорящим названием "Рабу-Абу-Хабу". И хорошо, что не вырезали реакцию зала! Получился почти рок-н-ролл...

    RENAUD GARCIA-FONS "ORIENTAL BASS" (Enja Records, 1997)

RENAUD GARCIA-FONS "ORIENTAL BASS"    Сначала может показаться, что альбом контрабасиста Рено Гарсиа-Фона стилистически близок к работам Раби Абу-Халила (см. выше). Опять Восток, продекларированный даже в названии пластинки, опять экзотические инструменты (дербука, тар, бендир, даф и т.п.). Однако ничего подобного. Абу-Халил - носитель восточной традиции, освоивший европейский музыкальный язык (плюс джаз). Гарсиа-Фон - носитель европейской традиции, осваивающий язык восточный (джаза, в данном случае, ни плюс ни минус, а почти ноль). Почувствуйте разницу.
    Кроме того, есть разница и энергетического плана. Альбом Гарсиа-Фона - это, если можно так сформулировать, музыка лобных долей коры головного мозга. Исключительно умная и искушенная. Изысканные, многослойные и многочастные аранжировки. Это ни в коем случае не кич а-ля восточный базар. Нет. Это действительно серьезная попытка создать средствами усредненно-восточной музыки некое концептуальное полотно. Правда, концептуальность эта - вполне европейского свойства, и усредненность "Востока" - то есть отсутствие опоры на какой-то реальный "корневой" этномузыкальный пласт определенного народа - не способствует более глубокому проникновению в избранный язык. Проще говоря, пользуйся Гарсиа-Фон более "корневым" музыкальным языком - скажем, конкретно сирийской музыкой, или конкретно египетской, или конкретно североафриканской - результат оказался бы менее умозрительным. Но его умозрительность сама по себе весьма интересна. Да и контрабасист Рено хороший, особенно когда играет смычком.

© Кирилл Мошков, 1998     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0