THE GIANCARLO NICOLAI TRIO AND JOHN
TCHICAI (LEO RECORDS, 1997) Бывает, что называется, странные
сближения!... Этот альбом стоит рассматривать и
как отличный образчик того, что делает сейчас
легендарный лейбл Leo Records, и как классическую
иллюстрацию вышеприведенного тезиса о
сближениях. История создания этой записи такова.
Зимой 85-86 года темнокожий датчанин (или
афроамериканец датского происхождения, как
угодно) Джон Чикаи, одна из ключевых фигур новой
импровизационной музыки 80-х, должен был играть
концерт в Лихтенштейне. Он-то туда попал, а вот
его группа из Дании - нет: снежные заносы не
пустили. Кто-то дал ему телефон молодого
швейцарского гитариста Джанкарло Николаи. Тот
приехал и сыграл с заокеанской звездой концерт.
Прошел год, и Чикаи предложил Джанкарло
совместный европейский тур; тот взял свое трио
(басист Томас Дурст и барабанщик Уэли Мюллер) - и
поехали. Вот этот альбом и есть запись одного из
концертов тура, данного в студии Цюрихского
радио.
Пожалуй, этот альбом стоит называть в
числе recommended listening для двух категорий слушателей:
во-первых, для тех, кто, по меткому выражению
моего старшего коллеги и учителя Аркадия
Петрова, "входит в джаз через черный ход
авангарда", а во-вторых - для тех, кто
пресытился традицией, но пока побаивается
откровенной "собачатины". В искушенном,
композиционно весьма сложном музицировании
этого ансамбля есть все характерные элменты
европейского "нового джаза", и в то же время
назвать это совсем уж "собакой" язык не
поворачивается. Скорее, это очень умелое и, так
сказать, художественно обоснованное
балансирование на грани "полной свободы"
(которая, как известно, есть самая догматичная и
окостенелая музыка) и "головной"
европейской авангардной рок-музыки. Временами от
Can здесь даже побольше, чем от Альберта Эйлера.
RABIH ABOU-KHALIL "ARABIAN
WALTZ" (Enja Records, 1996)
Восьмой и наиболее
широко известный альбом ливанца Раби Абу-Халила,
играющего на уде - арабском струнном инструменте,
внешним видом напоминающем лютню. Уд обладает
весьма характерным "темным", глубоким
звуком (более самоуглубленным, нежели у лютни) и,
кроме того, техника игры на нем сильно зависит от
строя традиционной ближневосточной музыки, на
нем исполняемой. Тем более интересно слушать уд в
эдаком этно-джазовом контексте. Это все очень
далеко от стандартов world music, это - смачный,
"жирный" акустический фьюжн, круто
замешанный на мелодике восточного
Средиземноморья. Помимо постоянных партнеров
Абу-Халила - тубиста Мишеля Годара и Набила
Хайята, играющего на арабских барабанах - здесь
еще участвует четвертый музыкант, только
четырехголовый - струнный квартет румынского
скрипача Александера Баланеску (две скрипки,
альт и виолончель). Это ни в коем случае не
элемент гармонического заполнения или
"подушки" - это полноценный голос ансамбля,
играющий в конечном продукте едва ли не более
важную роль, чем уд. Закономерно, что такой проект
возник в Европе: Франция, Швейцария и - чуть в
меньшей степени - Германия сейчас - просто рай для
такого рода музыки. Ладно уж Франция - там полно
арабского населения и североафриканский rai - едва
ли не самый популярный жанр; но даже в Германии,
где этнически чуждое население в основном
представлено турками, различные поликультурные
музыкальные пласты весьма популярны. Достаточно
сказать, что одна из трех самых популярных
радиостанций Берлина называется Multi Kulti...
RABIH
ABOU-KHALIL "ODD TIMES" (Enja Records,
1997)
Девятый и пока
новейший альбом удиста Абу-Халила заметно
отличается от предыдущего. Во-первых, это
концертная запись, сделанная на концертах в
Кельне в мае 1997 г. Во-вторых, помимо трио
Абу-Халила - он сам на уде, Мишель Годар на тубе и
Набил Хайят на арабских барабанах - здесь
участвует еще барабанщик (Марк Носиф), что
придает всему проекту почти рок-н-рольную
энергетику, и guest star - Ховард Леви (губная
гармоника). Благодаря присутствию "гармозы"
добавляется еще одно измерение - блюзовое: Леви
не играет в буквальном смысле чикагски-фузящих
партий а-ля Литтл Уолтер, но общий колорит его
игры куда ближе, скажем, к грубоватому блюзмену
Билли Бранчу, нежели к европейски изысканному
Тутсу Тилмансу. В отличие от гармонической
изысканности предыдущей работы, здесь
превалирует прямолинейная заразительная
энергетика - отчасти потому, что концерт, отчасти
- из-за особенностей звучания состава. Ясно, что
уд с гармошкой звучит совсем не так, как уд со
струнным квартетом, но здесь эта ясность
выступает прямо-таки формообразующим элементом.
Лично мне особенно нравится ребячливый и
заводной последний трек с говорящим названием
"Рабу-Абу-Хабу". И хорошо, что не вырезали
реакцию зала! Получился почти рок-н-ролл...
RENAUD GARCIA-FONS "ORIENTAL
BASS" (Enja Records, 1997)
Сначала может
показаться, что альбом контрабасиста Рено
Гарсиа-Фона стилистически близок к работам Раби
Абу-Халила (см. выше). Опять Восток,
продекларированный даже в названии пластинки,
опять экзотические инструменты (дербука, тар,
бендир, даф и т.п.). Однако ничего подобного.
Абу-Халил - носитель восточной традиции,
освоивший европейский музыкальный язык (плюс
джаз). Гарсиа-Фон - носитель европейской традиции,
осваивающий язык восточный (джаза, в данном
случае, ни плюс ни минус, а почти ноль).
Почувствуйте разницу.
Кроме того, есть разница и
энергетического плана. Альбом Гарсиа-Фона - это,
если можно так сформулировать, музыка лобных
долей коры головного мозга. Исключительно умная
и искушенная. Изысканные, многослойные и
многочастные аранжировки. Это ни в коем случае не
кич а-ля восточный базар. Нет. Это действительно
серьезная попытка создать средствами
усредненно-восточной музыки некое
концептуальное полотно. Правда,
концептуальность эта - вполне европейского
свойства, и усредненность "Востока" - то есть
отсутствие опоры на какой-то реальный
"корневой" этномузыкальный пласт
определенного народа - не способствует более
глубокому проникновению в избранный язык. Проще
говоря, пользуйся Гарсиа-Фон более
"корневым" музыкальным языком - скажем,
конкретно сирийской музыкой, или конкретно
египетской, или конкретно североафриканской -
результат оказался бы менее умозрительным. Но
его умозрительность сама по себе весьма
интересна. Да и контрабасист Рено хороший,
особенно когда играет смычком.
© Кирилл Мошков,
1998 |