II форум-фестиваль Jazz Across Borders в Санкт-Петербурге: краткие итоги и взгляд в будущее

0
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

16 и 17 ноября в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялся II форум-фестиваль Jazz Across Borders («Джаз поверх границ»). В этом году он проходил в историческом кинотеатре «Аврора» на Невском проспекте; два обширных зала с роскошными красными плюшевыми креслами оказались намного более вместительными, чем тесноватые репетиционные помещения Санкт-Петербургской академической капеллы, где первый форум работал год назад.

Вход в «Аврору» (фото: Юлия Зернова)
Вход в «Аврору» (фото: Юлия Зернова)

Многие наверняка отметят, что посещаемость второго форума показалась ниже, чем в 2017-м. Частично это впечатление легко объяснить более просторными залами, но определённое снижение числа участников объективно произошло, и это естественно. Введение платной регистрации (которое, как можно с уверенностью предположить, произошло по инициативе родительского по отношению к JAB С.-Пб. Культурного форума), безусловно, отсекло некоторую часть профессиональной аудитории — особенно питерской, которая традиционно ценит бесплатный вход. Но в ещё большей степени оно отсекло аудиторию фэнов, которые в прошлом году восприняли бесплатное участие в форуме прежде всего как возможность бесплатно послушать высококлассных артистов. Зато те, кто в результате участвовал, представляли собой чётко мотивированную, сугубо профессиональную аудиторию, которая пришла не столько за тусовкой (хотя этот элемент очень важен и всё равно имел место), сколько за информацией, контактами, знакомства, знаниями, то есть именно за тем, ради чего обычно и проводятся профессиональные форумы.

И они это получили.

Легенда мирового джаза Валерий Пономарёв (экс-Art Blakey Jazz Messengers) ведёт мастер-класс по джазовому ансамблю
Легенда мирового джаза Валерий Пономарёв (экс-Art Blakey Jazz Messengers) ведёт мастер-класс по джазовому ансамблю (фото: пресс-служба форума)

Как отраслевое издание джазовой индустрии, «Джаз.Ру» должен констатировать безусловный успех деловой программы форума — JAB Conference. Темы панелей и сессий деловой программы отражали нацеленность на практические потребности артистов и других профессионалов джазовой индустрии: «Менеджмент джазового проекта: путь от первых шагов до статуса звезды», «Инновационные проекты в джазовом образовании», «Работа с лейблами или самостоятельный выпуск альбома»…

Игорь Бутман открывает форум
Игорь Бутман открывает форум

ДАЛЕЕ: продолжение анализа программы и событий форума 

Подавляющее большинство «спикеров», то есть тех, кто выступал на панелях и сессиях со сцены, отлично подготовились и интересно выступили, а отдельные выступления (например, автора идеи и президента форума — Игоря Бутмана — или барабанщика Саши Машина) получили от слушателей наивысшую оценку по обоим направлениям шкалы «интересно — полезно». Впрочем, отдельным спикерам, главным образом из дальних краёв, всё же стоило бы лучше готовить свои презентации — имея в виду, что готовят они их для представления не диким туземцам, а всё-таки профессиональной аудитории специализированного форума. Свидетели поймут, что речь прежде всего о панели «Репертуарная политика больших залов», где блестяще и сугубо по делу выступили россияне — руководители Новосибирской и Красноярской филармоний (соответственно, Бейбит Мухамедин и Евгений Стодушный), а представители «Дома музыки» в португальском городе Порту и нью-йоркской программы «Джаз в Линкольн-Центре» в основном показывали рекламные видеоролики о том, как много замечательных артистов у них выступает, а сведения о том, как всё-таки строится их репертуарная политика, модератору пришлось вытаскивать из них практически клещами.

Евгений Стодушный (Красноярская филармония, в центре кадра) излагает чёткую и понятную систему критериев оценки поступающих заявок на выступление в его концертной организации
Евгений Стодушный (Красноярская филармония, в центре кадра) излагает чёткую и понятную систему критериев оценки поступающих заявок на выступление в его концертной организации (фото: пресс-служба форума)

Как и в прошлом году, безусловным успехом оказалась программа JAB Showcases, то есть шоукейсы российского джаза — краткие (до получаса) выступления российских джазовых коллективов, прошедших специальный отбор компетентного жюри. Избранные для выступления ансамбли действительно представили лучшее из отечественной джазовой сцены — ну, конечно же, не всей, а той её части, которая в этом году подавала заявки на участие в программе шоукейсов.

Outsidethebox барабанщика Саши Машина (соло на альт-саксофоне: Женя Стригалёв)
Outsidethebox барабанщика Саши Машина (соло на альт-саксофоне: Женя Стригалёв)

Поскольку одним из членов жюри, отбиравшего участников, был главный редактор «Джаз.Ру», мы можем подтвердить, что представлены были действительно самые профессиональные и в то же время самые оригинальные коллективы в самом широком стилистическом диапазоне — от яростного современного мэйнстрима Sasha Mashin’s Outsidethebox до изысканного европейского пауэр-джаза Трио Дмитрия Илугдина и от увлекательного этно-фьюжн Kle2Go и группы «Орлан» до серьёзного камерного кроссовера Lenny Sendersky & Moon Strings.

Kle2Go: Сергей Клевенский, Антон Горбунов, Владимир Голоухов
Kle2Go: Сергей Клевенский, Антон Горбунов, Владимир Голоухов

Отметим, кстати, что в некоторых случаях в шоукейсах участвовали и артисты, формально выступающие за другие страны, хотя и исторически связанные с российской сценой: так, в проекте Саши Машина играл саксофонист Женя Стригалёв, который давно живёт в Лондоне и работает на британской джазовой сцене, а Lenny Sendersky — не кто иной, как родившийся и выросший в Петербурге саксофонист Леонид Сендерский, в последние семь лет живущий в Израиле.

Трио Дмитрия Илугдина (бас: Виктор Шестак, барабаны: Петр Ившин)
Трио Дмитрия Илугдина (бас: Виктор Шестак, барабаны: Петр Ившин)

Судя по отзывам международных специалистов, посещавших шоукейсы, большая часть показанных ансамблей произвела весьма благоприятное впечатление и, будем надеяться, может рассчитывать на приглашения выступать на ведущих мировых фестивалях. Но есть один фактор, который может стать весомым аргументом «за»: это если им удастся найти «тревел-суппорт», то есть оплату расходов по их перемещению из России на фестиваль и обратно». Об этом на сессии «Как понравиться фестивалям: блиц из первых рук» в один голос говорили руководители таких крупных фестивалей, как Red Sea Jazz Festival (Эйлат, Израиль — художественный руководитель Дуби Ленц) и North Sea Jazz Festival (Роттердам, Нидерланды — программный менеджер Франк Боулдер). Даже сдержанный обычно основатель и продюсер крупнейшего джаз-фестиваля Республики Корея — Jarasum Jazz Festival«Джей Джей» Ин Че-чжин внезапно разоткровенничался и признался, что, хотя в отборе артистов на фестиваль он на 99% полагается только на собственный вкус, имеющаяся «поддержка дорожных расходов» — всегда важный аргумент для приглашения артиста на фестиваль. А при этом «конторы музыкального экспорта», которая от лица государства занималась бы поддержкой выступлений российских музыкантов на мировых фестивалях, в России (в отличие даже от небольших восточноевропейских стран в диапазоне от Эстонии до Сербии) пока так и нет — тем более в области джаза, который, в отличие от академического музыкального искусства, широкой поддержкой в России не избалован.

Вокальный мастер-класс от Патти Остин (в центре кадра). После сольного, без аккомпанемента, исполнения «Autumn Leaves» Патти обращается к петербургской вокалистке Анне Новожиловой: «А чему я смогу тебя научить? Ты же и так совершенство!»
Вокальный мастер-класс от Патти Остин (в центре кадра). После сольного, без аккомпанемента, исполнения «Autumn Leaves» Патти обращается к петербургской вокалистке Анне Новожиловой: «А чему я смогу тебя научить? Ты же и так — совершенство!»

Достаточно уверенной показалась и заявка на расширение в будущем выставочного аспекта программы форума — JAB Expo: во всяком случае, мы убедились в нужности и эффективности стенда Центра исследования джаза, в организации и работе которого участвовал главный редактор «Джаз.Ру». Он был впечатляюще оформлен уменьшенными копиями плакатов советских джазовых фестивалей 30-, 40-, 50-летней давности.

Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов и старейшина российского джазоведения Владимир Фейертаг
Директор Центра исследования джаза Игорь Гаврилов и старейшина российского джазоведения Владимир Фейертаг

Директор Центра Игорь Гаврилов развил такую деятельность по охвату посетителей, что у Центра исследования джаза на стенде (как и у соседей — вологодского фестиваля «Блюз на веранде») в результате образовался своего рода клуб встреч джазовых специалистов и артистов, а на выставках это дорогого стоит: в результате такого неформального общения пропаганда деятельности Центра распространяется куда шире, чем если бы на стенде сидел и заученно отвечал на вопросы безвестный наёмный промоутер, как это иногда случается.

На стенде Центра исследования джаза: барабанщик Саша Машин, директор Центра Игорь Гаврилов, трубач Валерий Пономарёв, композитор и педагог Анатолий Кролл и арт-директор джаз-фестиваля в Челябинске Наталья Риккер
На стенде Центра исследования джаза: барабанщик Саша Машин, директор Центра Игорь Гаврилов, трубач Валерий Пономарёв, композитор и педагог Анатолий Кролл и арт-директор джаз-фестиваля в Челябинске Наталья Риккер

Единственное, о чём мы не можем написать — это гала-концерт форума, JAB Gala, первый в истории джазовый концерт в историческом Мариинском театре: кто-то должен был по окончании работы размонтировать стенд Центра исследования джаза, этим кем-то был ваш корреспондент, и происходило это как раз во время гала-концерта. Но все говорят, что и гала-концерт удался в полной мере: помимо суперзвезды — Патти Остин, которая пела с Московским джазовым оркестром Игоря Бутмана — там выступили петербургский пианист Андрей Кондаков и легенда мирового джаза, участник Art Blakey Jazz Messengers в 1977-1981 гг. — русский трубач Валерий Пономарёв, который уже 45 лет живёт в Нью-Йорке.

Валерий Пономарёв подписывает молодым музыкантам экземпляры своей книги «На обратной стороне звука»
Валерий Пономарёв подписывает молодым музыкантам экземпляры своей книги «На обратной стороне звука»

Ну да, и из всей программы JAB Club Night вашему корреспонденту удалось посетить только afterparty форума в клубе White Nights Music Joint (спасибо арт-директору клуба, замечательному петербургскому джазовому гитаристу Гасану Багирову) — но и это было хорошо!

Олег Киреев )тенор-саксофон) солирует со своей группой «Орлан» на шоукейсах Jazz Across Borders
Олег Киреев (тенор-саксофон) играет со своей группой «Орлан» на шоукейсах Jazz Across Borders

«Джаз.Ру» поздравляет всех, кто участвовал в организации форума. Второй «Джаз поверх границ» был не таким, как первый. Год назад мы собрались в Санкт-Петербурге на своего рода объединительный съезд российского джазового сообщества: посмотреть друг на друга, побрататься, послушать друг друга, людей посмотреть, себя показать. А на второй форум люди приехали уже не только общаться, но и работать. И вот этот деловой настрой, эту бесценную возможность укреплять горизонтальные связи российского джаза и позволять ему прорастать связями с большим международным джазовым миром, очень важно сохранить, закрепить, а в будущем, на третьем и последующих форумах — расширить и углубить!

«Питчинг джазовых проектов» в рамках деловой программы: Михаил Фрейдлин представляет проект Master Jam Fest
«Питчинг джазовых проектов» в рамках деловой программы: Михаил Фрейдлин представляет проект Master Jam Fest

ФОТОГАЛЕРЕЯ: смотрим ПОЛНУЮ подборку фотографий с форума 2018 года с полной расшифровкой имён тех, кто попал в кадр!

Jazz Across Borders 21
Круглый стол «Необъятная Россия. Как сделать тур и не стать банкротом»
« из 29 »
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяТрио пианиста Дмитрия Илугдина представляет собственный видеоклип «Август»
Следующая статьяПианист Алексей Подымкин отметит своё 50-летие большим концертом в Доме Музыки
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя