Константин Волков |
11 ноября в США умер бас-гитарист Виктор Бэйли. Смерть наступила от последствий усугублявшегося наследственного заболевания опорно-двигательного аппарата.
Больше всего, конечно, Бэйли известен по периоду 1982-86, когда он играл в прославленной фьюжн-супергруппе Weather Report. Но не меньшего внимания заслуживает и его участие в Zawinul Syndicate, и сольные его работы.
Родом из Филадельфии (27.03.1960), Виктор Бэйли — племянник барабанщика Дональда «Дака» Бэйли — начинал тоже как барабанщик, но, услышав легендарного изобретателя техники игры на бас-гитаре «слэп» Лэрри Грэма, переключился на электробас. Музыкальное образование он получил в бостонском музыкальном колледже Бёркли, после чего поселился в Нью-Йорке. Буквально на первой же своей студийной работе он познакомился с барабанщиком Омаром Хакимом, с которым тут же образовал устойчивый тандем — так, вместе, они работали у африканской певицы Мириам Макеба, вместе они вошли и в один из последних составов Weather Report — одной из главных фьюжн-формаций 70-80-х, где предшественником Бэйли был сам Джако Пасториус.
В течение своей долгой карьеры Виктор Бэйли в основном славился как отличный сессионный басист с изысканной техникой. Не достигая, возможно, творческих вершин таких гигантов электрического баса, как Пасториус, он числился среди самых лучших, самых востребованных сессионных электрических басистов мира — о чем свидетельствуют его бесчисленные записи с такими разными музыкантами, как Weather Report, Steps Ahead, Садао Ватанабэ, Энди Саммерс, Майкл Бреккер, Кевин Юбэнкс, а также выступления с Мадонной, Стингом, Леди Гага и т. д.
ВИДЕО: Виктор Бэйли в составе Steps Ahead играет «Birdland» соло, 1990
httpv://www.youtube.com/watch?v=q9UCBsXI4LI
Сольную карьеру Виктор Бэйли начал сравнительно поздно: его первая авторская запись появилась только в 1989 г., после чего последовал десятилетний перерыв, в основном заполненный работой в группе Zawinul Syndicate бывшего со-лидера «Уэзер Рипорт», джаз-рокового клавишника Джо Завинула (в составе этого коллектива Бэйли, кстати, выступал и в Москве в 1997 г.) и параллельно — в гастрольной группе поп-певицы Мадонны. Мало того, Бэйли оказался единственным музыкантом, который участвовал во всех четырёх фьюжн-проектах Завинула: Weather Report, Weather Update, The Zawinul Syndicate и спецпроекте с кёльнским биг-бэндом — WDR Big Band with Joe Zawinul.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Виктора Бэйли, фото, ВИДЕО
Только в 1999 г. Виктор выпустил второй сольный альбом, «Low Blow», выполненный в стилистике contemporary. Эта запись знаменовала начало весьма активного периода в сольной работе Бэйли — он много гастролировал с ансамблем, состоящим из более молодых музыкантов, а в 2001 г. выпустил еще один сольный альбом «That’s Right!», который специалисты считают лучшим в его дискографии. В этой работе Бэйли удалось избавиться от определенного творческого упрощенчества, свойственного почти всему направлению contemporary, и создать, по определению критика Алекса Хендерсона, «удачный образец современного фанк-фьюжн, одновременно мясистого и умного» (мы бы уточнили: мясистого по содержанию и умного по форме).
Материал этого альбома Бэйли в 2002 г. представил в России на выступлениях в Москве и Новокузнецке. Фотографии в этом тексте были сделаны как раз летом 2002 на фестивале «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке, где Бэйли играл с собственной группой, в которой тогда выступали клавишник Джим Бирд из Machavishnu Orchestra, саксофонист Бенни Мопин (ансамбль Майлза Дэйвиса периода «Bitches Brew»), гитарист Дейв Гилмор и польский барабанщик Кшиштоф Завадски. Описывая его игру в этом составе, «Джаз.Ру» тогда писал:
Было всё: резкие взмахи грифом, чтобы струны могуче грянули о порожки, произведя оглушительный взрыв; долгая и кропотливая, но изящная и точно артикулированная работа тэппингом на грифе; упругая пульсация басового грува, который только кажется таким простым и заводным, а — попробуй повтори или хотя бы приблизься… Почти не было, правда, слэпа: Бэйли — не из этой школы, почти всё, чего он хочет добиться от инструмента, он добивается кончиками пальцев. Хотя время от времени правая рука его и становится в характерную «африканскую» позицию сверху струн, когда отогнутый большой палец начинает перебирать струны вместе с остальными, к слэпу (когда большой палец начинает со звоном высекать резонансные удары из струн) он почти никогда не переходит…
Зимой того же года бас-гитарист снова оказался в России, на сей раз в Москве и Петербурге — в составе проекта барабанщика Билли Кобэма «Spectrum 30 лет спустя».
Всего в сольной дискографии Виктора восемь альбомов, последним из которых стал «Slippin’ ‘n’ Trippin’» (2010).
Летом 2004 Виктор Бэйли приезжал в Санкт-Петербург в составе Jazzmania Майка Мэниери, в 2006-м выступил на фестивале «Триумф джаза» в составе трио с гитаристом Ларри Кориеллом и барабанщиком Ленни Уайтом, а в июне 2009 участвовал в Москве в презентации альбома трубача Вадима Эйленкрига «Тень твоей улыбки», в котором большая часть аранжировок принадлежала перу пианиста и композитора Николая Левиновского. «Джаз.Ру» тогда писал: «Накануне концерта с Виктором Бэйли произошла неприятность — в аэропорту он повредил руку, но, несмотря на это, мужественно отыграл концерт, почти отказавшись только от исполнения соло. Было заметно, что героизм даётся ему нелегко — но заметно только визуально: на качестве игры это никак не отразилось».
Травмы и падения были следствием редкого наследственного заболевания, от которого страдал и отец музыканта — «болезни CMT», которая постепенно прогрессировала. Если семь лет назад Виктор вынужден был ходить с тростью, то в 2015-м он перестал ходить вообще и завершил как исполнительскую карьеру, так и преподавание в колледже Бёркли в Бостоне. Болезнь усиливалась, и в возрасте 56 лет музыканта не стало…
ВИДЕО: Виктор Бэйли — свободная импровизация на четырёхструнной бас-гитаре, мастер-класс в колледже Бёркли, Бостон, июнь 2008
httpv://www.youtube.com/watch?v=XJgr7izXvM4