Как «Полный Джаз 2.0» сообщал ещё в мае, ХI международный фестиваль «Петроджаз» прошёл 4 и 5 июля — впервые не внутри Петропавловской крепости, а в центре Петербурга, на площади Островского (между Александринским театром и Невским проспектом). Второе десятилетие существования фестиваля началось со смены не только места проведения, но и формата (о некоторых предшествовавших фестивалях, в первые годы проходивших под названием «Петропавловский джазовый фестиваль», а затем JazzQ, можно прочитать в «Полном джазе»: например, 2010, 2006, 2005, 2004, 2003).
О том, как выглядел фестиваль 2015 года, рассказывает наш внештатный автор.
Полина Мартюченко Фото автора |
На Невском проспекте невозможно было не заметить большую арку с надписью «Петроджаз» между Гостиным двором и Екатерининским садиком. Вошедший под арку оказывался на празднике. Недалеко от входа — сцена, но чтобы попасть к ней, сначала нужно миновать яркие шатры с едой, подарками и играми. Проходя мимо этой мини-ярмарки, посетитель невольно сбавляет темп, а иногда и останавливается, чтобы посмотреть на любопытный ассортимент внутри шатров. Насытившись ароматами из-под вывесок кафе, посетитель наконец оказывается перед большой сценой рядом с ампирным зданием Александринского театра. Напротив сцены — многочисленные сидячие места, а за ними — детские аттракционы, в точности как на карте «Петроджаза», выпущенной для гостей фестиваля.
Как представитель прессы, я смогла оказаться и за сценой. Музыканты, готовившиеся к выходу, журналисты, фотографы, волонтёры, организаторы — директор фестиваля Юлия Волкоморова, арт-директор Ольга Смотрицкая, пиар-менеджер «Петроджаза» Светлана Яремич и ведущий концертов Владимир Борисович Фейертаг — все были тут.
Между прочим, кроме большой сцены, за фасадом театра была и так называемая малая сцена — «Фьюжн». Но главные события происходили на большой сцене, которая называлась «Классик».
Программу открыл коллектив из Латвии FunCOOLio, игравший инструментальный фанк (название коллектива как раз и состоит из слов «funk» и «cool»).
Затем на сцене появился «Чижик Jazz Квартет», чьё выступление лидер, вибрафонист Алексей Чижик, пришедший в джаз из академической музыки, посвятил 175-летию Петра Ильича Чайковского. В честь юбилея квартет исполнил собственные аранжировки тем из «Щелкунчика» и «Детского альбома».
Алевтина Полякова — композитор, вокалистка, саксофонистка и тромбонистка из Москвы — представила свой проект «Солнечный ветер». Некоторые композиции, прозвучавшие на концерте, входят в её альбом «Нарисуй меня», записанный в Нью-Йорке и вышедший на лейбле ArtBeat Music в начале этого года.
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Санкт-Петербурга
Jazz Connection из Нидерландов порадовали слушателей зажигательным джайвом и ритм-н-блюзом, а также прекрасным взаимодействием с аудиторией. В конце выступления музыканты-духовики спустилась со сцены, прошли сквозь толпу, сделали круг по площади Островского и под бурные аплодисменты вернулись на площадку.
Главным событием «Петроджаза» считалось выступление Aarhus Jazz Orchestra из Дании под руководством Ларса Мёллера. Продюсер фестиваля Иннокентий Волкоморов волновался, как будет звучать оркестр: ведь за все годы существования фестиваля такого количества музыкантов не было на открытой сцене. Aarhus Jazz Orchestra — биг-бэнд, привезённый специально для фестиваля Датским институтом культуры из города Орхус — был основан в 1977 году и в разные годы сотрудничал с Тедом Джонсом, Кларком Терри, Джо Ловано, Куртом Эллингом, Джоном Скофилдом и многими другими известными музыкантами. При подготовке фестиваля много говорилось о том, что оркестр привезёт амбициозный проект Мёллера — «ReWrite of Spring» (темы из балета «Весна Священная» Игоря Стравинского, который по-английски называется «Обряд весны» — «The Rite of Spring», в аранжировке маэстро). Ларс Мёллер был вдохновлён композиторской техникой Стравинского, который писал музыку в том числе под влиянием раннего джаза: вспомним его «Регтайм» для 11 инструментов и «Ebony Concerto», написанный для джаз-оркестра Вуди Хермана. «Весна священная» вряд ли вызвала тот интерес, которого Мёллер хотел добиться у слушателей; но, по моему мнению, знатоки музыкального искусства по достоинству оценили это произведение.
Я в основном находилась возле сцены «Классик», но не оставляла без внимания и сцену «Фьюжн». Чтобы пройти от одного места выступления к другому, нужно было пробраться через возбужденную толпу. Оказалось, любителей джазовой музыки в Петербурге по-прежнему довольно много. На сцене «фьюжн» 4 июля выступала целая череда петербургских коллективов, среди которых выделялись ностальгические «Ирис кис-кис», победительница конкурса «Голос Петроджаза» — Elina R и группа Robusta Project.
Во второй день фестиваля программу основной сцены открывал коллектив Just For You. В их программе было слишком много минорных тональностей, но ансамбль был очень слаженным и музыкальным. А затем популярная питерская вокалистка Ольга Пономарёва представила новую блюзовую программу.
Многих удивил «Квинтет Четырёх» (финалисты конкурса «Петроджаз») с оригинальной программой, исполненной на русских народных музыкальных инструментах.
Вокальный блок завершали Настя Ванда и Томас Стоулли (США). Оба вокалиста входили в состав музыкальной группы Dynamic James.
За поведением на сцене эксцентричного Томаса я внимательно наблюдала: то пнёт бутылку, то прыгнет, то взмахнёт стойкой для микрофона, Настя Ванда, после своего выступления сидевшая рядом со мной, сказала, что по-другому вести себя на сцене он просто не может.
Только в самом конце на сцене появился джазовый квартет, исполнявший «чистый джаз» — Organ Grinder Swing. В состав квартета входят Алексей Станков (гитара), Юрий Богатырёв (саксофон), Дмитрий Силкин (орган) и Степан Васильев (ударные).
Иногда я ходила к малой сцене, но послушать всех не удалось. Между выступлениями в первый и во второй день фестиваля проходили мастер-классы по самым разным танцевальным стилям. Эта идея оказалась очень удачной.
Люди, пришедшие послушать музыку, с радостью подтанцовывали, когда очередная школа танцев демонстрировала высокий класс хореографического действа.
Фестиваль с уверенностью можно назвать одним из важнейших музыкальных праздников Санкт-Петербурга. «Петроджаз» — синтетический формат, который включает джаз, авторскую песню, рок-н-ролл, блюз, этнику, фанк и классическую музыку. Я с нетерпением жду обещанных организаторами осенних музыкальных сюрпризов от «Петроджаза».