502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
ДИСКИ, ВИДЕО, КОНТАКТ

АНТОЛОГИЯ "КАДАНСА"

Герман Лукьянов
(флюгельгорн, труба, композитор, бэндлидер)

    Обложка журнала Джаз.Ру №3-2011
Обложка журнала "Джаз.Ру" №3-2011 (фото: Павел Корбут)

Герман Лукьянов ушёл из жизни 5 июля 2019

Родился в Ленинграде 23 августа 1936 г. в семье военного моряка. Мать была пианисткой, имела высшее музыкальное образование, была также поэтессой и переводчицей.
    В 12-летнем возрасте Герман Лукьянов впервые услышал джазовые записи - это была пластинка на 78 об/мин, на одной стороне которой была записана пьеса "Звуки джаза" в исполнении оркестра Александра Цфасмана, на другой - "Свит-су" ("Sweet Sue") оркестра Александра Варламова. Впоследствии слушал много джазовых записей и в семнадцать лет поступил в вечернюю музыкальную школу по классу трубы. По окончании три года учился на композиторском отделении Ленинградской консерватории в классе Вадима Салманова, в 1957 перевелся в Московскую государственную консерваторию, которую закончил в 1961 г. по классу композиции у Арама Хачатуряна. В качестве дипломной работы представил Концерт для трубы с оркестром.
В те же годы сформировалась его репутация в московском джазовом мире как музыканта высокопрофессионального, но не очень "удобного" (это было связано и с тем, что он играл весьма необычно и "некомфортно" по тем временам, и с его личными особенностями). Уже в начале 60-х Лукьянов отказывается от трубы, заменив ее флюгельгорном (он вернулся к трубе только в 1989 г., хотя до сих пор в основном играет на флюгельгорне). Одна из первых его записей - альбом септета Бориса Рычкова - Георгия Гараняна - Андрея Зубова в 1960 г., где есть одна его авторская композиция.


Трио Германа Лукьянова, 1967 (фото: Владимир Лучин)

С коллегами за чтением DownBeat'а, 1966
Герман в 1966 г. (фото: Владимир Лучин)   

1962 - в трио с Михаилом Терентьевым (фортепиано) и Альфредом Григоровичем (контрабас) выступил на 1-м джазовом фестивале в кафе "Молодежное" в Москве. Первое трио Лукяьнова уже имело необычный состав - флюгельгорн, контрабас и фортепиано. Необычной была и игра трио. Музыковед Аркадий Петров в статье о Лукьянове, опубликованной в 1987 г. в сборнике "Советский джаз. Проблемы, события, мастера", так описывал это трио: "Группа исполняла не совсем обычную музыку, в которой трудно было понять: кто солирует, а кто аккомпанирует... В музыкальной ткани - сплошные паузы, смещения и сдвиги, мало плотной фактуры, много "воздуха" и свободного пространства. Так в 1962 году не играл никто". Ведущий джазовый критик мира Леонард Фэзер, приезжавший тогда в СССР с оркестром Бенни Гудмена, написал о Лукьянове: "Его музыка находится на передовых рубежах мирового джаза".
    В 1965 г. Герман Лукьянов организовал новое трио, теперь с ударными, но без контрабаса - Леонид Чижик (фортепиано) и Владимир Васильков (барабаны). В музыке Лукьянова этих лет - узнаваемо русские интонации; он - один из первых отечественных джазменов, вводивших интонационный и мелодический язык русского музыкального фольклора в стилистическую систему модерн-джаза 60-х. Сам он следующим образом описывал идею этого трио: "Без контрабаса музыка стала ясной, мелодический рисунок - предельно чистым. Правда, звучание группы оказалось более жестким - это скорее графика, чем живопись. Я предложил ударнику организовать игру по-новому: перестать механически отбивать ритм, вести свою партию независимо и рельефно, создавать интересные рисунки, чаще использовать паузы, в которых ясно "просматривались" бы узоры флюгельгорна и рояля".

В Синей Птице, 1965 (рояль - Михаил Кулль)
Герман на джеме в одном из первых московских джаз-клубов, середина 1960-х (фото из коллекции Михаила Кулля)

Трио Германа Лукьянова имело необыкновенный успех на 3-м Московском джазовом фестивале в Москве (1966). Оно было удостоено пяти дипломов фестиваля, отмечено как лучший ансамбль, в котором играет лучший композитор и лучший исполнитель. В 1967 трио приняло участие в съемках кинофильма "Семь нот в тишине" на киностудии "Ленфильм" (в фильме прозвучала композиция Германа Лукьянова "Молитва", из идеологических соображений на пластинке "Мелодии" "Джаз-67" переименованная в "Бесполезный разговор"). В конце 60-х состав трио сменился - в нем появились Игорь Бриль (фортепиано) и Михаил Кудряшов (барабаны). Кроме того, в 1971 г. Лукьянов записывается в дуэтах с Игорем Брилем (и как флюгельгорнист, и как пианист).
    В 1969-73 Герман Лукьянов был солистом эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского. Вместе с Людвиковским и саксофонистом Андреем Зубовым в 1972 г. Лукьянов несколько раз выступил с джаз-оркестром Чехословацкого радио (запись в том же году вышла на чехословацкой фирме "Пантон"). В течение нескольких следующих лет Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до септета и даже нонета (9 музыкантов) и децимета (10 музыкантов).
    С 1974 по 1976 - солист и дирижер оркестра Азербайджанской ССР под управлением Муслима Магомаева.
    В январе 1978 создает ансамбль "Каданс". В характерном для Лукьянова стиле название объединяет музыкальный термин, обозначающий, в частности, импровизационную вставку (которую композитор оставляет на усмотрение исполнителя) и аббревиатуру слов "Камерный джаз-ансамбль". Принцип, по которому строился ансамбль, заключался в тембровом разнообразии - будучи малым составом (септетом), "Каданс" обладал тембровыми и выразительными возможностями биг-бэнда. Оба саксофониста (Николай Панов и Юрий Юренков) играли также на флейтах, тромбонист (Борис Рукинглуз) - на тубе, сам Лукьянов - на флюгельгорне, фортепиано, цугфлейте, альтгорне. В разные годы (ансамбль просуществовал до 1990 г.) в "Кадансе", кроме названных выше, играли: Михаил Окунь (фортепиано), Валерий Куцинский, Михаил Смола, Константин Бабенко (контрабас), Валерий Каплун, Станислав Коростелев (ударные), Вадим Ахметгареев (тромбон) и др. Музыка "Каданса" - одно из самых сложных и совершенных достижений советского джаза 70-80-х гг. Лукьянов-композитор активно использует сложные размеры, необычные приемы аранжировок, непривычные тембровые сочетания, нетрадиционные композиторские техники - хроматику, почти атональность, додекафонию.


"Каданс", 1978: Николай Панов, Герман Лукьянов, Александр Назаров (фото: Владимир Лучин)

    "Каданс" много гастролировал по всей стране (при свей своей уродливости советская филармоническая гастрольная система иногда давала возможность активно гастролировать камерным, некоммерческим коллективам вроде "Каданса"). Ансамбль выступал на фестивалях Jazz Jamboree (Варшава, 1984), North Sea Jazz Festival (Гаага, 1984) и др.
    Дискография "Каданса" насчитывает четыре LP, выпущенных советской монополией грамзаписи "Мелодия": Иванушка-дурачок" (1982), "Путь к Олимпу" (1984), "Какая снежная весна" (1986), "Знак блюза" (1989). Все они в начале 1999 г. переиздаются московским джазовым лейблом Boheme Music на CD (четыре виниловых альбома поместились на двух CD). Подробнее об этих альбомах - на специальной странице...>>>>


фото Павла Антонова для компании "Богема Мьюзик", 1998

    В начале 90-х изменение экономической ситуации больше не позволило Герману Лукьянову содержать большой состав. "Каданс" постепенно прекратил существование, заменившись сначала квартетом, а в 1990 г. - трио с барабанщиком Иваном "Вано" Авалиани и пианистом Львом Кушниром. В новом трио Лукьянова барабанщики (вместо Авалиани в трио некоторое время работал Дмитрий Севастьянов) играли на сконструированной Германом экспериментальной ударной установке, в основе которой - большой африканский барабан, привезенный специально для Лукьянова из Уганды. Впоследcтвии с Лукьяновым регулярно работал пианист Яков Окунь (сын Михаила Окуня, работавшего в "Кадансе"). В 1998 г. Лукьянов создал квартет, четвертый участник которого - как правило, кто-либо из самых молодых клубных саксофонистов Москвы (15-летний вундеркинд, тенорист Дмитрий Мосьпан или 19-летний сопранист Сергей Головня). С 1999 г. в составе окончательно закрепился Сергей Головня и появился новый барабанщик - Петр Талалай из "Зеленой Волны" Александра Осейчука.


Герман Лукьянов с тенор-горном в студии радио "Культура", 2007

Новая эпоха для Лукьянова настала во второй половине 2000-х, когда он создал новый состав "Каданса", выступил с ним в прямом эфире радио "Культура" (2007) и выпустил два сильных альбома (2008 и 2010).

ОБЛОЖКА CD - КУПИТЬГерман Лукьянов и его «Каданс» — «Постоянная величина»
Артсервис, 2010
КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ
В 2008 г. вышел первый за 20 лет студийный альбом Германа Лукьянова — одного из художественных лидеров советского джаза 1960-80-х гг. Новый альбом — первая за все годы существования официально выпущенная концертная запись его ансамбля «Каданс», в нынешнем составе которого участвуют московские музыканты молодого поколения — в среднем Герман Константинович, который в 2011 г. отмечает своё 75-летие, старше каждого из участников нынешнего «Каданса» более чем вдвое. Однако это не «звезда и статисты»: все молодые «кадансовцы» — состоявшиеся джазовые мастера, яркие солисты, зачастую лидеры собственных ансамблей. Два саксофониста (авангардно-напористый Алексей Круглов и сдержанный, классичный Антон Залетаев), блестящий пианист Алексей Беккер и сильная ритм-секция — контрабасист Макар Новиков и барабанщик Александр Зингер — с увлечением и огромной отдачей работают над реализацией творческих идей лидера коллектива, музыка которого по-прежнему остаётся одним из самых неординарных явлений отечественного джаза.
Альбом записан на концерте в Белорусской государственной филармонии (Минск), состоявшемся в январе 2010 г., и зафиксировал, по мнению музыкантов, одно из лучших выступлений «Каданса» в XXI веке. ("Джаз.Ру")

ОБЛОЖКА CD - КУПИТЬГерман Лукьянов - "Чёрным по белому"
EverGreen Jazz, 2008
КУПИТЬ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ TRANSYLVANIAЭто
первый за 20 лет двойной авторский альбом российского джазового композитора Германа Лукьянова. 71-летний бэндлидер, флюгельгорнист, мастер игры на редких духовых инструментах, среди которых тенор-горн, альт-горн, цугфлейта и др. давно готовил обширную новую программу, пробуя для неё различные составы своего нынешнего ансамбля. Первоначально ансамбль именовался «Каданс Миллениум», но на стадии подготовки нового альбома Герман Константинович вернулся к историческому названию, под которым его коллектив работал в 1970-е и 80-е годы - «Каданс». Продюсером нового альбома выступил арт-директор фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж» Михаил Грин.
В ансамбле Германа Лукьянова, задействованном в записи альбома, участвовали московские музыканты, почти каждый из которых — лидер собственного коллектива: саксофонисты Алексей Круглов и Роман Соколов, контрабасист Макар Новиков, пианисты Яков Окунь, Иван Фармаковский, Владимир Нестеренко и Алексей Беккер (который, впрочем, выступил в роли не пианиста, а барабанщика). Интересно, что лидер ансамбля в среднем на 35-40 лет старше своих музыкантов.
Новых записей Лукьянов, оказавшийся в новых экономических условиях на обочине коммерциализированной «джазовой жизни» Москвы, не делал с конца 1980-х. Тем ценнее и интереснее новый альбом, доказывающий, в какой отличной композиторской и исполнительской форме находится музыкант, который с 60-х по 80-е годы прошлого века был одним из творческих лидеров советского джаза. ("Джаз.Ру")

ВИДЕО:

Празднование 75-летия Германа Лукьянова в клубе ArteFAQ, Москва, 14.09.2011
КАДАНС: Герман Лукьянов - тенор-горн, Алексей Круглов - альт-саксофон, Антон Залетаев - тенор-саксофон и флейта, Алексей Беккер - клавишные, Макар Новиков - контрабас, Александр Зингер - барабаны

"Переход на летнее время"

"Головокружение от успехов"


Герман Лукьянов и "Каданс" выступают в московском клуб "Союз Композиторов" в рамках программы "Джаз.Ру: Новый звук" 26 июня 2010.
June 26, 2010 Jazz.Ru: New Sound series concert at the Union of Composers jazz club, Moscow, Russia (Herman Lukianov - tenor horn, Alexey Kruglov - as, Anton Zaletayev - ts, Alexey Becker - p, Makar Novikov - b, Alex Zinger - dr)

 


    Герман Лукьянов - не только музыкант; одна из его ипостасей - поэзия. На Международном фестивале верлибра он получил вторую премию; несколько его стихотворений опубликовано в антологии русского верлибра "Время икс". Он работает в технике "свободной поэзии", отрицая "конвенционный" стих так же, как в музыке отрицает фри-джаз.

Джаз

    звуки сжатые давлением
    в несколько атмосфер
    звуки ищущие места
    во времени
    идолопоклонники хронометра
   
    крик лебедя
    многократно усиленный
    раструбом саксофона
    танец философов
    хромой жаждущий танцевать
   
    черный слон рояль
    по мановению десяти пальцев
    ценою многолетней дрессировки
    стоящий на трех ногах
    клоун смеющийся бесплатно
   
    авторское право
    на звучащий воздух
    микрофоны усиливающие микромысли
    немые
    поющие песни немым

© Герман Лукьянов

  КОНТАКТ
Организация концертов "Каданса": alexkruglov@mail.ru
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0