502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

"Мифы" Кароля Шимановского воплощаются в жизнь

Концерт джаз-ансамбля Влодзимежа Нахорного (1998)

    В Польском культурном центре в Москве с необычной программой выступил квинтет выдающегося польского композитора и пианиста Влодзимежа Нахорного. Была исполнена сюита на темы "Мифы" Кароля Шимановского.
    Благодаря тому, что вот уже несколько лет два раза в течение сезона в Польском культурном центре (новое название Instytutr Polski) проводятся джазовые концерты, москвичи, наконец, имели возможность услышать, чем занимается теперь легендарный польский джазмен Влодхимеж Нахорны. В 1967 году на Международном конкурсе джазовых музыкантов в Вене молодой саксофонист/флейтист Нахорны получил первую премию из рук самого Дюка Эллингтона. Как и все тогда он играл фри-джаз. Но в отличие, скажем, от Збигнева Намысловского (и мирового джаза вообще) эволюционировавшего от авангарда к электрифицированному джаз-року, а потом к этнической музыке, Нахорны несколько неожиданно занялся тем, что джазмены называют qulity pop, сочинил одну из лучших польских песен всей послевоенной эпохи "Ее портрет", записал несколько пластинок со струнной группой, переключился с духовых инструментов на фортепиано и тоже обратился к народной музыке, но не такой, как все - не экзотической, как гуралский фольклор у Намысловского, а к поздней, можно сказать, современной: записал программы с рождественскими колядками и городским фольклором времен межвоенного Львова. Во время работы над "львовскими песнями" родился и проект "Мифы" - обработка цикла пьеса Кароля Шимановского для скрипки и фортепиано. "Это был выбор скрипача. Сам я, конечно, обратил бы внимание на фортепианную литературу - "Маски", например", - говорит Нахорны, поседевший и очень напоминающий какого-нибудь гнома из компании Белоснежки. Подоспели и две годовщины: 115-летие со дня рождения и 60 лет со дня смерти второго после Шопена польского композитора. Но, похоже, что спрос на музыку Шимановского растет во всем мире (в конце мая его капитальные сочинения, в том числе "Стабат матер" исполняются ив Москве) независимо от прошлогодних круглых дат. Увы, наши джазовые профессионалы озабочены сейчас больше поисками клубной работы, чем концертными жанрами (чтобы не сказать прямо - заработками), и поэтому - за исключением владельцев клуба "Джаз Арт" на гастроли поляков внимания не обратили. Да и Польский культурный центр мог бы активнее работать с нашими джазовыми кругами.
    Жаль. Проект "Мифы" - это европейский джаз (в отличие от афро-американского) самой высшей пробы. Если раньше у нас Союз композиторов навязывал подобные формы членам своей организации (что это за композитор без нот!), то теперь, кажется, только Юрий Маркин занимается чем-то в этом роде.
    "Мифы" - сочинение 1915 - были написаны на Сицилии под впечатлением от античных развалин. Из романтически экспрессивных и по импрессионистки живописных "Мифов" вроде "Послеполуденного отдыха Фавна" Дебюсси у джазовых наследников польского классика ХХ века получилось то, что раньше называлось "Третьим течением" - не джаз и не классика, а в точности посередине. Вроде Гершвина в джазовой интерпретации - музыка latwa i przyjemna легкая и приятная, как говорят поляки и герои Михаила Булгакова. Вся сюита "Мифы" у Нахорного делится на три части: оригинал - джазовая аранжировка/импровизация и фортепианный комментарий самого Нахорного. Компакт-диск с "Мифами" записан в необычном для джаза составе: ритм-секция (фортепиано самого Нахорого, Петр Бискупски ударные и Мариуш Богдановимч -бас) плюс две скрипки - инициатор проекта Мачей Стшельчик и Дорота Миськевич. Хотя вместо Стшельчика в Москву приехал молодой саксофонист Войчех Тароневич, концертное исполнение от этого ничего не утратило, пожалуй даже обогатилось новыми - постколтрейновскими sheets of soounds. Впрочем, Дорота Миськевич, видимо, не привыкшая играть роль первой скрипки, выглядела довольно скованно, Ее скэт (Мискьевич - лауреат джазовых конкурсов как певица) мог бы звучать увереннее - тем более, что она сама подобрала текст для баллады на тему одного из "мифов" - стихотворение современника Шимановского - поэта-символиста Адама Асныка ( в современный оборот его ввел в конце 60- титан польского арт-рока Чеслав Немен). Называется оно "Дриады" - то есть, почти так же, как же и соответствующий "миф" Шимановского "Дриадыи Пан ".Московских поляков, дисциплинированно заполняющих зал Польского культурного центра (вход на его мероприятия свободный) это обстоятельство привело в восторг. Хотя их горячие аплодисменты были, скорее, данью почтения, чем адекватной оценкой той тонкой джазовой работы с классическим оригиналом, которой не грех и поучиться.

© Дмитрий Ухов     

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0