502 Bad Gateway
502 Bad Gateway
nginx/1.24.0
|
"Мифы" Кароля
Шимановского воплощаются в жизнь
Концерт джаз-ансамбля Влодзимежа
Нахорного (1998) |
В Польском культурном
центре в Москве с необычной программой выступил
квинтет выдающегося польского композитора и
пианиста Влодзимежа Нахорного. Была исполнена
сюита на темы "Мифы" Кароля Шимановского.
Благодаря тому, что вот уже несколько
лет два раза в течение сезона в Польском
культурном центре (новое название Instytutr Polski)
проводятся джазовые концерты, москвичи, наконец,
имели возможность услышать, чем занимается
теперь легендарный польский джазмен Влодхимеж
Нахорны. В 1967 году на Международном конкурсе
джазовых музыкантов в Вене молодой
саксофонист/флейтист Нахорны получил первую
премию из рук самого Дюка Эллингтона. Как и все
тогда он играл фри-джаз. Но в отличие, скажем, от
Збигнева Намысловского (и мирового джаза вообще)
эволюционировавшего от авангарда к
электрифицированному джаз-року, а потом к
этнической музыке, Нахорны несколько неожиданно
занялся тем, что джазмены называют qulity pop, сочинил
одну из лучших польских песен всей послевоенной
эпохи "Ее портрет", записал несколько
пластинок со струнной группой, переключился с
духовых инструментов на фортепиано и тоже
обратился к народной музыке, но не такой, как все -
не экзотической, как гуралский фольклор у
Намысловского, а к поздней, можно сказать,
современной: записал программы с
рождественскими колядками и городским
фольклором времен межвоенного Львова. Во время
работы над "львовскими песнями" родился и
проект "Мифы" - обработка цикла пьеса Кароля
Шимановского для скрипки и фортепиано. "Это
был выбор скрипача. Сам я, конечно, обратил бы
внимание на фортепианную литературу -
"Маски", например", - говорит Нахорны,
поседевший и очень напоминающий какого-нибудь
гнома из компании Белоснежки. Подоспели и две
годовщины: 115-летие со дня рождения и 60 лет со дня
смерти второго после Шопена польского
композитора. Но, похоже, что спрос на музыку
Шимановского растет во всем мире (в конце мая его
капитальные сочинения, в том числе "Стабат
матер" исполняются ив Москве) независимо от
прошлогодних круглых дат. Увы, наши джазовые
профессионалы озабочены сейчас больше поисками
клубной работы, чем концертными жанрами (чтобы не
сказать прямо - заработками), и поэтому - за
исключением владельцев клуба "Джаз Арт" на гастроли
поляков внимания не обратили. Да и Польский
культурный центр мог бы активнее работать с
нашими джазовыми кругами.
Жаль. Проект "Мифы" - это
европейский джаз (в отличие от
афро-американского) самой высшей пробы. Если
раньше у нас Союз композиторов навязывал
подобные формы членам своей организации (что это
за композитор без нот!), то теперь, кажется, только
Юрий Маркин занимается чем-то в этом роде.
"Мифы" - сочинение 1915 - были
написаны на Сицилии под впечатлением от античных
развалин. Из романтически экспрессивных и по
импрессионистки живописных "Мифов" вроде
"Послеполуденного отдыха Фавна" Дебюсси у
джазовых наследников польского классика ХХ века
получилось то, что раньше называлось "Третьим
течением" - не джаз и не классика, а в точности
посередине. Вроде Гершвина в джазовой
интерпретации - музыка latwa i przyjemna легкая и
приятная, как говорят поляки и герои Михаила
Булгакова. Вся сюита "Мифы" у Нахорного
делится на три части: оригинал - джазовая
аранжировка/импровизация и фортепианный
комментарий самого Нахорного. Компакт-диск с
"Мифами" записан в необычном для джаза
составе: ритм-секция (фортепиано самого Нахорого,
Петр Бискупски ударные и Мариуш Богдановимч -бас)
плюс две скрипки - инициатор проекта Мачей
Стшельчик и Дорота Миськевич. Хотя вместо
Стшельчика в Москву приехал молодой саксофонист
Войчех Тароневич, концертное исполнение от этого
ничего не утратило, пожалуй даже обогатилось
новыми - постколтрейновскими sheets of soounds. Впрочем,
Дорота Миськевич, видимо, не привыкшая играть
роль первой скрипки, выглядела довольно
скованно, Ее скэт (Мискьевич - лауреат джазовых
конкурсов как певица) мог бы звучать увереннее -
тем более, что она сама подобрала текст для
баллады на тему одного из "мифов" -
стихотворение современника Шимановского -
поэта-символиста Адама Асныка ( в современный
оборот его ввел в конце 60- титан польского
арт-рока Чеслав Немен). Называется оно
"Дриады" - то есть, почти так же, как же и
соответствующий "миф" Шимановского
"Дриадыи Пан ".Московских поляков,
дисциплинированно заполняющих зал Польского
культурного центра (вход на его мероприятия
свободный) это обстоятельство привело в восторг.
Хотя их горячие аплодисменты были, скорее, данью
почтения, чем адекватной оценкой той тонкой
джазовой работы с классическим оригиналом,
которой не грех и поучиться.© Дмитрий
Ухов |
|